Эльвира Гарипова
Логопедическое занятие «Слово и предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия – Слово и предложение.
Цель занятия : Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.
Задачи: уточнить знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание и память.
Публикация «Логопедическое занятие „Слово и предложение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Оборудование: сюжетные картинки изображающие животных и неодушевленные предметы; схемы предложений; зеркала и колючие мячи.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ну, Ребята, чур молчок! Начинается урок!
На меня все посмотрели и тихонько сели.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик». Упражнения для языка: «Часики», «Чистим зубки», «Футбол», «Хомячок». Одновременно с упражнениями в руках катаем колючие мячи. Упражнения на голосовые связки: пропеть гласные звуки в разной тональности.
3. Работа с предложением.
Учитель-логопед называет предложение из двух слов : Дети читали.
Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети читали.) А вы узнали, что дети читали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение : Дети читали сказку.
Что теперь вы узнали? (Что дети читали сказку.) А вы узнали, кому дети читали сказку? (Нет.) Добавим еще слово : Дети читали сказку бабушке.
Что теперь вы узнали? (Что они читали сказку бабушке.) Еще добавим одно слово : Утром дети читали сказку бабушке.
Что еще вы узнали? (Что утром дети читали сказку бабушке.)
Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.
4. Работа со словом.
Учитель-логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака, лягушка, ворона и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания.
Учитель-логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний, затем называет слова : гулять, писать, пить, ходить. А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл.
Различение слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота, корову, сапоги. Учитель-логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д., ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков.)
Слова, обозначающие предметы.
Учитель-логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д. Вопросы ученикам:
Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)
Как я спрашивала? (Что это)
Учитель-логопед : ч т о это? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что это)
Вопрос что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Учитель-логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем учитель-логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом : куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)
Вопросы ученикам:
Какой вопрос я задавала сначала? (Что это) Какой вопрос я задавала потом? (Кто это)
Почему к одним предметам я ставила вопрос что, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)
К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)
К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)
К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что?
К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?
Учитель-логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую — неживые, и поставить соответствующие вопросы.
5. Физкультминутка.
Дети отстукивают ритм стихотворения разными способами.
Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
И постукивают и похрюкивают.
5. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
Учитель-логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их, назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.
Например, предлагаются картинки с изображением стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)
V. Итог занятия.
Учитель-логопед :- Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.
Затем задает вопросы ученикам:
Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.)
Какие вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что)
К каким словам-предметам ставим вопрос кто?
К каким — что?
Затем ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.