Лучший педагог года

Логопедическое занятие «Слово и предложение»

Эльвира Гарипова
Логопедическое занятие «Слово и предложение»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия – Слово и предложение.

Цель занятия : Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

Задачи: уточнить знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание и память.

Темочки:

Оборудование: сюжетные картинки изображающие животных и неодушевленные предметы; схемы предложений; зеркала и колючие мячи.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ну, Ребята, чур молчок! Начинается урок!

На меня все посмотрели и тихонько сели.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик». Упражнения для языка: «Часики», «Чистим зубки», «Футбол», «Хомячок». Одновременно с упражнениями в руках катаем колючие мячи. Упражнения на голосовые связки: пропеть гласные звуки в разной тональности.

3. Работа с предложением.

Учитель-логопед называет предложение из двух слов : Дети читали.

Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети читали.) А вы узнали, что дети читали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение : Дети читали сказку.

Что теперь вы узнали? (Что дети читали сказку.) А вы узнали, кому дети читали сказку? (Нет.) Добавим еще слово : Дети читали сказку бабушке.

Что теперь вы узнали? (Что они читали сказку бабушке.) Еще добавим одно слово : Утром дети читали сказку бабушке.

Что еще вы узнали? (Что утром дети читали сказку бабушке.)

Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.

4. Работа со словом.

Учитель-логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака, лягушка, ворона и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания.

Учитель-логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний, затем называет слова : гулять, писать, пить, ходить. А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл.

Различение слов и звукосочетаний.

Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота, корову, сапоги. Учитель-логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д., ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков.)

Слова, обозначающие предметы.

Учитель-логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д. Вопросы ученикам:

Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)

Как я спрашивала? (Что это)

Учитель-логопед : ч т о это? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что это)

Вопрос что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Учитель-логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем учитель-логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом : куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)

Вопросы ученикам:

Какой вопрос я задавала сначала? (Что это) Какой вопрос я задавала потом? (Кто это)

Почему к одним предметам я ставила вопрос что, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)

К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)

К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)

К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что?

К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?

Учитель-логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую — неживые, и поставить соответствующие вопросы.

5. Физкультминутка.

Дети отстукивают ритм стихотворения разными способами.

Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

И постукивают и похрюкивают.

5. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.

Учитель-логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их, назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.

Например, предлагаются картинки с изображением стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)

V. Итог занятия.

Учитель-логопед :- Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.

Затем задает вопросы ученикам:

Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.)

Какие вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что)

К каким словам-предметам ставим вопрос кто?

К каким — что?

Затем ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.

Публикации по теме:

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов. Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе Цели: Закрепление навыка звуко - слогового анализа слов, согласования притяжательных местоимений с существительными, закрепление употребления.

Занятие «Живые и неживые слова» I. - Ребята, посмотрите, сколько красивых картинок нам оставила Волшебница в нашей шкатулке. - Что нарисовано на картинках? - Вот как много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Слово и предложение»
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 09:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие «Слово и предложение»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Гарипова (УИ 275183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД