Лучший педагог года

Логопедическое занятие «Слово и предложение»

Эльвира Гарипова
Логопедическое занятие «Слово и предложение»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема занятия – Слово и предложение.

Цель занятия : Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

Задачи: уточнить знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание и память.

Публикация «Логопедическое занятие „Слово и предложение“» размещена в разделах

Оборудование: сюжетные картинки изображающие животных и неодушевленные предметы; схемы предложений; зеркала и колючие мячи.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ну, Ребята, чур молчок! Начинается урок!

На меня все посмотрели и тихонько сели.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик». Упражнения для языка: «Часики», «Чистим зубки», «Футбол», «Хомячок». Одновременно с упражнениями в руках катаем колючие мячи. Упражнения на голосовые связки: пропеть гласные звуки в разной тональности.

3. Работа с предложением.

Учитель-логопед называет предложение из двух слов : Дети читали.

Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети читали.) А вы узнали, что дети читали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение : Дети читали сказку.

Что теперь вы узнали? (Что дети читали сказку.) А вы узнали, кому дети читали сказку? (Нет.) Добавим еще слово : Дети читали сказку бабушке.

Что теперь вы узнали? (Что они читали сказку бабушке.) Еще добавим одно слово : Утром дети читали сказку бабушке.

Что еще вы узнали? (Что утром дети читали сказку бабушке.)

Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.

4. Работа со словом.

Учитель-логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака, лягушка, ворона и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания.

Учитель-логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний, затем называет слова : гулять, писать, пить, ходить. А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл.

Различение слов и звукосочетаний.

Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота, корову, сапоги. Учитель-логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д., ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков.)

Слова, обозначающие предметы.

Учитель-логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д. Вопросы ученикам:

Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)

Как я спрашивала? (Что это)

Учитель-логопед : ч т о это? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что это)

Вопрос что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Учитель-логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем учитель-логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом : куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)

Вопросы ученикам:

Какой вопрос я задавала сначала? (Что это) Какой вопрос я задавала потом? (Кто это)

Почему к одним предметам я ставила вопрос что, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)

К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)

К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)

К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что?

К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?

Учитель-логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую — неживые, и поставить соответствующие вопросы.

5. Физкультминутка.

Дети отстукивают ритм стихотворения разными способами.

Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

И постукивают и похрюкивают.

5. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.

Учитель-логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их, назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.

Например, предлагаются картинки с изображением стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)

V. Итог занятия.

Учитель-логопед :- Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.

Затем задает вопросы ученикам:

Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.)

Какие вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что)

К каким словам-предметам ставим вопрос кто?

К каким — что?

Затем ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.

Публикации по теме:

Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов. Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе Цели: Закрепление навыка звуко - слогового анализа слов, согласования притяжательных местоимений с существительными, закрепление употребления.

Занятие «Живые и неживые слова» I. - Ребята, посмотрите, сколько красивых картинок нам оставила Волшебница в нашей шкатулке. - Что нарисовано на картинках? - Вот как много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Слово и предложение»
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 09:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие «Слово и предложение»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Гарипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД