Ольга Строителева
Словесные игры для ознакомления с родным городом Нижний Новгород
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры на ознакомление с родным городом.
«Путешественник». Цель: развивать умение детей называть главные достопримечательности родного города.
Взрослый берет на себя роль путешественника, который оказался в Нижнем Новгороде и предлагает ребенку рассказать, что необычного есть в его городе.
Публикация «Словесные игры для ознакомления с родным городом Нижний Новгород» размещена в разделах
«Назови башни Нижегородского кремля». Цель: помочь детям запомнить названия башен Нижегородского кремля.
Расскажите ребенку, что в Нижегородском кремле на сегодняшний день 13 башен, назовите их. Придумайте символы к каждой башне для облегченного запоминания. Например: Дмитриевская – слово «старт», т. к. она является началом построения всего кремля; Кладовая – слово «сундук», т. к. в ней хранились различные орудия и инструменты; Никольская – слово «церковь» или имя «Николай», т. к. рядом церковь Николая Чудотворца; Коромыслова – слово «коромысло», т. к. в ней по легенде захоронена девушка с коромыслом; Тайницкая – слово «тайна», т. к. она имела тайный ход к реке Почайне; Северная – слово «компас», получила название по своему расположению; Часовая – слово «часы», т. к. только на ней располагались часы, по которым люди определяли время; Ивановская – слово «церковь», т. к. рядом церковь Иоанна Предтечи; Белая – слово «снег», т. к. нижняя её сторона сложена из белых камней; Борисоглебская – имена «Борис и Глеб», по стоящей рядом церкви; Георгиевская – слово «лестница» или «щит» по находящейся рядом Чкаловской лестнице или в честь Георгия Победоносца; Пороховая – слово «порох», т. к. в ней хранились боеприпасы; Зачатьевская – слово «оползень», т. к. она была разрушена.
«Назови кто». Цель: развивать умение называть фамилии людей, которые прославили Нижегородский край и их великие заслуги.
1 вариант. Взрослый называет заслугу, а ребенок должен сказать, кому она принадлежит.
Кто основал Нижний Новгород? (Князь Юрий (Георгий) Всеволодович)
Кто собрал народное ополчение на защиту Русской земли? (Кузьма Минин)
Кто совершил беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер? (Валерий Чкалов)
Как назывался наш город раньше? (Горький)
2 вариант. Взрослый называет фамилию, а ребенок должен назвать заслугу этого человека.
«Где находится памятник?» Цель: развивать умение различать и называть памятники, ориентироваться в родном городе.
Взрослый называет памятник и просит рассказать ребенка, где он находится.
Проблемные ситуации «Что будет, если не знать домашний адрес, имена и отчества своих родителей». Цель: развивать умение рассуждать, предвидеть различные последствия.
Взрослый рассматривает с ребенком различные ситуации и подводит к важности знания своего адреса, имен и отчеств родителей.
«Архитектура города». Цель: развивать умение различать и правильно называть современные и исторические архитектурные сооружения города, классифицировать и выделять особенности их внешнего вида.
Можно по очереди с ребенком называть сначала исторические объекты города, затем современные. А можно разделить на две группы, побеждает тот, кто больше объектов назовет.
«Угадай, где я нахожусь». Цель: развивать умение детей различать и называть социальные объекты города.
Взрослый называет действие, а ребенок определяет соответствующий действию социальный объект. Например – «Я лечу зубы» - «Стоматология».
«Подбери действия». Цель: обогащать словарь детей глаголами.
Взрослый называет социальный объект, а ребенок подбирает к нему как можно больше действий. Например: «Магазин» - «Покупать товар, присматривать подарок, разменять деньги и т. п.».
«Четвертый лишний». Цель: развивать умение классифицировать транспорт города на водный, воздушный, наземный и подземный.
Взрослый предлагает из четырех названных транспортных средств выбрать лишнее и объяснить почему. Например: автобус, троллейбус, трамвай, трактор (трактор лишнее, т. к. необщественный вид транспорта).
«Животные Нижегородского края». Цель: развивать умение различать животных, обитающих на территории Нижегородского края. И животных жарких стран.
Взрослый называет животных, а ребенок выполняет соответствующие действия: если обитает в жарких странах – рисует в воздухе круг, если обитает в Нижегородском краю – над головой делает крышу.
«Кто мы». Цель: развивать грамматический строй речи, умения изменять слова.
Взрослый называет районы города, а ребенок называет людей, проживающих в этом районе. Например: Автозавод – автозаводцы, Сормово – сормовичи и т. п.
«Мой район». Цель: развивать умения называть достопримечательности Ленинского района.
Взрослый кидает мячик ребенку, который должен назвать достопримечательность родного района.
«Нижний Новгород – город мастеров». Цель: упражнять в различении элементов, характерных для каждого вида росписей нижегородских мастеров.
Взрослый называет элемент росписи, а ребенок соответствующую названному элементу роспись. Например: «Купавка» - «Городец», «Завиток» - «Хохлома».