Елизавета Бурова
Сказкотерапия в жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки содержат полный набор «вечных» жизненных проблем человека, по-прежнему актуальных в наш век технического прогресса. Яркие, впечатляющие сказочные образы добрых богатырей и сильных рыцарей, волшебных фей и прекрасных принцесс помогут убедительно и красноречиво объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо, в интересной для ребёнка форме передать знания об окружающем мире. Важно, чтобы окружающие малыша взрослые, читая и обсуждая сказки, заботливо наполнили его информацией, которая поможет ребёнку в будущем принять правильное решение в реальной жизни.
Публикация «Сказкотерапия в жизни детей» размещена в разделах
Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребё нка:
• раскрытие и активизация творческого потенциала;
• развитие фантазии и образного мировосприятия;
• знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;
• регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
• формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
• оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
• развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
• решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.
• Сказкотерапия включает в себя пять типов сказок :
• I. Дидактическая сказка – её чаще всего используют в работе с младшими дошкольниками. Цель её состоит в передаче новых знаний, навыков, умений, показе смысла и важности того или иного умения. Такая сказка как правило заканчивается маленьким заданием отвечающим теме сказки, которое малыш должен выполнить.
• II. Психологическая сказка – это любая выдуманная авторская история.
• Цель такой сказки состоит в влиянии на развитие личности ребёнка с помощью передачи важной информации в виде яркой сказки.
• III. Психокоррекционная сказка – это сказка которая сочиняется и с целью мягкого влияния на поведение малыша. Целью такой сказки выступает демонстрация ребёнку плохого стиля поведения, а затем предлагается альтернатива. Важно выслушать ребёнка и узнать, что именно он понял и какой вывод из сказки сделал.
• IV. Психотерапевтическая сказка – это сказка которая обладает силой воздействия, такие сказки как правило достаточно мудрые. Целью такой сказки выступает демонстрация малышу его самого, такие сказки оказывают поддержку, помогают преодолеть проблемные жизненные ситуации.
• V. Медитативная сказка – это сказка которая помогает настроиться на что либо. Целью такой сказки выступает расслабление, помощь в предстоящей творческой работе, мотивирует на принятие решений. Лучше всего такие сказки слушать перед сном, в условиях полного спокойствия.
• Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, высоты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особенно яркого проявления определенных страхов: 2-3 года — боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года — боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев; 5-6 лет — боязнь несчастий, пожаров, катастроф, боязнь школы; с 7-8 лет — страх умереть или боязнь смерти близких.
• Сам по себе страх — продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребенка невротика. Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь боязливым детям преодолеть их, и является терапевтическая сказка. ("
Сказки в психотерапии применяются:
• в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
• в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
• в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.
При терапии используются следующие действия:
• чтение или пересказывание сказки;
• обсуждение существующей сказки;
• придумывание собственного рассказа/ сказки;
• рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
• инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.
Сказкотерапевт выстраивает свою работу с детьми в соответствии с принципами:
• рассказ должен быть эмоциональным;
• ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
• рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
• сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
• рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
• актуальные проблемы шифруются в тексте при помощи образов и метафор;
• герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
• во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.
Темы сказкотерапии берутся из жизни : детский обман, страхи, неловкие ситуации – все это ребенок легко приписывает сказочному герою. Проговаривание ситуации дает шаг к решению проблемы. А правильный диалог взрослого способен свести проблему к нулю.
Сказкотерапия в ДОУ зависит от детского возраста.
Дети младшего дошкольного возраста:
• наблюдают за эмоциями и действиями взрослых, учась передавать эмоции героев сказки;
• легко усваивают простые бытовые проблемы героев сказок и способы действий : замерз, проголодался, устал;
• хорошо воспринимают животных как главных героев;
• не отличают сказку от реальности.