Юлия Малета
Сказкотерапия в воспитании детей. Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
1. Выделение проблемы.
Сегодня мы отправимся в страну сказок, но вначале определим, как связаны сказкотерапия и воспитание детей.
Послушайте Притчу, которая нам поможет разобраться.
Ветер встретил прекрасный цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок,тот отвечал ему ещё большей любовью, выраженной в цвете и аромате.
Публикация «Сказкотерапия в воспитании детей, Конспект занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Но ветру показалось этого мало, и он решил: "Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то ещё большим". И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но тот увядал на глазах.
Закричал тогда Ветер:
-Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!
Но Цветок ничего не ответил. Он умер.
Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.
2. Панель- высказываются о проблеме.
Итак, рассуждаем относительно воспитания детей, если ветер- это взрослые, то цветок- это дети. Помог сравнить нам литературный троп и главная особенность сказки--- метафора.
Сказкотерапия- это мостик, который мы перекидываем от взрослых к детям через метафору.
Он позволяет педагогу в работе с детьми не сломать личность (как ветер сломал цветок, а через сказочную метафору осознать себя и понять свои поступки, познать мир, взаимодействовать в нём, внутренне ощущая силу и гармонию.
При этом используется определённый методический инструментарий.
1. Мнемотаблицы- герои и сюжетная линия определённой сказки.
2. Карты Проппа- которые отражают постоянные функции сказки
(Раздать памятки, помогают работать с картами Проппа).
3. Различные виды театров.
3. Объединение в группы
Дальнейшую работу с вами мы построим так: разделимся на 4 группы.
Я приглашаю 3 группы по 3 человека, которые будут работать самостоятельно, с чем они должны выбрать сами, подойдя к камню.
Вы стоите на перекрёстке трёх дорог возле большого камня, а на камне надпись, читайте и выбирайте:
"Прямо пойдёте- доброе дело сделаете", к знакомой сказке счастливый коней найдёте.
"Направо пойдёте- пропадёте", всё самим придётся решать- новую сказку сочинять.
"Налево пойдёте- сказку найдёте", к ней карты Проппа подберёте.
4. Работа с предложенным материалом.
1группа сочиняют сказку по картам Проппа, проинсценировать сказку и определить её сказкотерапевтический эффект.
2группа подбирают Карты Проппа к сказке "Гуси- лебеди", мнемотаблица
3группа придумывают счастливый конец к сказке "Снегурочка" и обыграть его (ложки, диски)
4группа- это вы все. Сказка хочет научить нас жизни, но чтобы это не было скучно, предлагает интересные истории, давайте рассмотрим на примере одной сказки.
Арттерапия серебрянный колобок из фольги
-Чтобы узнать в какую сказку мы отправимся, нам надо сделать главного героя из фольги. (круговыми движениями между ладонями скатать мячик из фольги) Что у вас получилось?
с залом- Рассказывание сказки. Сказка "Колобок" с комментариями.
В истории колобка много посланий для нас. Сейчас мы попробуем их разгадать.
Помните, как начиналась сказка? Жили- были дед да баба. Бедно жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. Как вы думаете, что же нам этим хотела сказать сказка?
-Да, похоже. сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Итак, первый сказочный урок- чтобы не быть голодными, запасайте впрок. Давайте его запомним.
Но что же в сказки было дальше? Испекла бабушка колобок. Положила она его на окошечко. Зачем бабушка положила колобок на окошко, ведь они хотели кушать, почему же медлили? Чему нас сказка учит?
Может быть, тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Представляете. что было бы с дедом, если бы он сразу положил в рот горячий кусок колобка? Конечно, он ожег бы язык и долго бы потом ничего им не чувствовал.
Поэтому второй сказочный урок- не ешьте слишком горячую пищу, не торопитесь, даже когда сильно хочется попробовать.
А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может. совет не оставлять Колобок без присмотра?
Наверное, третий сказочный урок нужно усвоить всем родителям.
Сказка учит их не оставлять детей без присмотра.
Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала Зайца, потом Волка и Медведя. Все они хотят его съесть, а он поё т им свою песенку: "Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл. " Чему же нас учит сказка? Конечно в первую очередь, не пугаться сразу, если кто- то тебе угрожает. В жизни если судьба свела с опасным животным или человеком, это значит, что случилась ситуация, которая требует "преодолеть трудность".
Сказки по-разному учат нас преодолевать трудности. Бывает, что нужно сразу дать обидчику сдачи, т. е. быть очень сильным или хитрым. Но ни тем ни другим качеством Колобок не обладал. Поэтому он поёт песенку и убегает. Бывают ситуации, когда лучше всего убежать от опасности.
В чём же состоит 4 сказочный урок? Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью.
Мы поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки узнаём, к чему это привело.
Поэтому пятый сказочный урок может звучать так: находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будьте начеку, так как не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях("Я тебя съем").
Вот сказка закончилась. Как вы думаете, у сказки хороший конец или нет? Вам кажется, что у этой сказки плохой конец, потому что Лиса съела Колобок?А давайте подумаем, что было бы,если Колобок укатился бы от Лисы.
Катался бы он по лесу неделю или две. Прикатился бы домой к дедушке и бабушке. А дальше- стали бы они жить поживать и добра наживать? тот конец хороший? А помните ли вы, зачем дед просил испечь колобок? Да, он хотел есть. Теперь представьте, что сразу сделал бы дед, если бы увидел Колобок? Наверное, съел бы. А теперь представьте, что Колобок неделю путешествовал по лесу. В каком состоянии он прикатился бы домой? Согласитесь, кушать чёрствый и грязный колобок не очень то приятно. Но "голод-не тётка". Поэтому, скорей всего, Колобок, действительно, съели бы. А, собственно, для чего он был испечён? Для того, что бы утолить чей то голод. Просто Лисе повезло больше.
Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит : у каждого из нас есть своё предназначение. И если человек много сделал для других. про него говорят, что он выполнил своё предназначение.
Вот видите, сколько жизненных советов мы получили в сказке. Теперь посмотрим и послушаем сказки.
5. Представление результатов (обсуждение авторской модели)
6. Рефлексия (дискуссия по результатам совместной работы)
Спасибо всем за сказки и мой совет
Чтобы сказки не обидеть-
Надо их почаще видеть.
Сказки надо полюбить
И они помогут жить.