Елена Васильевна Алексеева
Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное – та атмосфера, в которой живет ребенок. В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказкотерапии. Это – отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание ребенка. Сказка, ее композиции, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления – все это делает сказку особенной, интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь. В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка – это среда для развития эмоциональнонравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Публикация «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Согласно еще одной известной типологии, сказки бывают следующих видов: художественные;
народные;
авторские;
дидактические;
психокоррекционные;
психотерапевтические.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5 – 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Сюжеты сказок разнообразны :
1. Сказки о животных, которые отлично подходят младшим и средним дошкольникам.
2. Бытовые сказки, они предназначены для более старших детей.
3. Сказки о превращениях подходят детям с низкой самооценкой, застенчивым детям, а также приёмным.
4. Волшебные сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детям 6 – 7 лет.
Что могут дать такие сказки для детей? Прослушивая эти сказки, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что взрослые на его стороне и показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образыделают сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. В детском саду чаще всего используются сказкотерапевтические занятия.
Принципы построения этих занятий таковы:
1 – принцип осознанности (когда мы показываем детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно).
2 – принцип множественности (здесь мы показываем одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон).
3 – принцип связи с реальностью (это когда кропотливо и терпеливо прорабатываем сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использоваться в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).
Данные занятия имеют следующую структуру:
1. Ритуал «входа» в сказку (создается настрой на совместную работу).
2. Повторение (вспоминается то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились).
3. Расширение (детям рассказывается новая сказка, спрашивается, хотят ли дети этому научиться, попробовать помочь кому-либо из героев сказки и т. д.).
4. Закрепление (вместе с детьми обсуждается и анализируется прочитанное).
5. Интеграция (новый опыт связывается с реальностью, говорится, в каких ситуациях жизни детей можно его использовать).
6. Рефлексия (обобщается приобретенный опыт, связывается с уже имеющимся).
7. Ритуал «выхода» из сказки. Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.
Эффект на таких занятиях достигается при помощи:
– музыкального образа,
– сказочного пространства,
– собственного рассказывания сказки и демонстрации персонажей сказки.
Таким образом сказка учит детей мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества, отличать хорошие поступки от плохих и делать правильный выбор. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.