Светлана Болгерт
Сказкотерапия для дошкольников
Сказкотерапия для дошкольников
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим
человеком, и люди об него
ушибаются, как о лежащий на
дороге камень, и укалываются
как о лист осота»
И. Токмакова
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
Публикация «Сказкотерапия для дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
«Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добро, то есть учит сопереживать».
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
«Если хотите чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки.
Если хотите чтобы они были еще умней, читайте им еще больше сказок.
Альберт Эйнштейн
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапией
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, понимают под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия для детей давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа. Используя сказкотерапию практические психологи помогают детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др. Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников.
В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.
Ее польза состоит в следующем:
- помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
- расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
- обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
- корректирует поведение и развитие речи;
- стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Какие выбрать сказки для сказкотерапии :
Сказки для сказкотерапии подбираются, учитывая возраст и цели человека. Если у людей возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.
Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:
- бытовые сказки («Каша из топора», Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.) ;
- волшебные сказки («Кот в сапогах», «Дочь и падчерица», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.);
- поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавль», «Чертов хвост», «Федины игрушки» и пр.);
- героические сказки («Сивка-Бурка», «Илья-Муромец», «Добрыня и Змей», «Вавила и скоморохи» и пр.).
Как же использовать сказкотерапию?
1. Чтение сказок.
Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.
2. Инсценирование сказки.
Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.
3. Сочинение сказок.
Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.
4. Песочная и арт-терапия.
Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.
Важно понимать, что сказка-это способ организовать досуг ребенка. Сказка – это приглашение к тонкому диалогу о Жизни. И взрослому необходимо быть к нему готовым. сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают взрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
«Сказка- произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем. Л. Ф. Обухова
Библиография
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось- 89, 2007. -144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку