Мария Музафарова
«Сказки водят хоровод». Конспект занятия по национальным ненецким сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну ненецких сказок Шутпял,с».
Цели: уточнить и расширить знания детей о ненецких сказках.
Задачи: развивать читательский интерес, прививать любовь, книге, способствовать развитию речи, памяти;
на примерах героев ненецких сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки.
Участники: разновозрастная группа воспитанников.
Подготовительная работа:
-чтение ненецких сказок,
Публикация «„Сказки водят хоровод“, Конспект занятия по национальным ненецким сказкам» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
-создание творческой группы,
-организация книжной выставки,
-оформление группы,
-подбор музыки
Оборудование: музыкальное сопровождение, выставка рисунков, альбомные листы, цветные карандаши, ножницы, детская нарта, палка для перетягивания.
Ход мероприятия:
Послушайте меня,
Да мои детушки!
Я ли вам сказку скажу,
Сказку скажу да стародавнюю…
Вступительная беседа:
(Звучит музыка «Девочка неночка», педагог читает стихотворение: «У сказки чистая душа.)
У сказки чистая душа
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Педагог:
- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в мир ненецких сказок.
- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагала она по свету, яркая умная, веселая. Ребята, вы, наверное, все любите и знаете сказки?
-Каждому из вас сказки рассказывают мамы, бабушки, дедушки. Какие же ваши любимые сказки, назовите их.
(Дети перечисляют свои любимые сказки, а в это время выходит их чума Тэюне со словами)
Тэюне: - куда это я попала? Где я?
Педагог:
- Здравствуйте! Кто вы? И откуда вы к нам?
Тэюне: - я потерялась, помогите мне ребята найти дорогу обратно.
Педагог:
- Ребята, мы поможем девочке вернуться в сказку?
2. Основная часть.
Викторина А) «Сказочный переполох».
Педагог:
- А для того чтобы ей помочь нам придется сильно потрудится. И вашему вниманию предлагаю викторину, посмотрите, пожалуйста, на экран, ведь действительно перепутались названия сказок, начался переполох!
(показ слайда №1 на экране).
1. Храбрый Ято и три его дочери.
2. Старик и сестра его Тэюне.
3. Почему рыба ходить не может.
4. Почему гагара живёт в воде.
5. Лиса и собачка.
6. Ворона
(на столах лежат карточки с перепутанными названиями сказок, ножницы).
Педагог:
- Перед вами карточки с запутанными названиями, Соедините начало и конец названий сказок, используя ножницы и клей.
-Теперь проверим, правильно ли вы соединили названия сказок?
(Показ слайда №2 на экране с правильными ответами).
1. Старик и три дочери.
2. Храбрый Ято и сестра его Тэюне.
3. Почему гагара ходить не может.
4. Собачка.
5. Почему рыбы живут в воде.
6. Лиса и ворона.
Педагог:
- Какие вы молодцы, и успешно справились с заданием. Но это ещё не всё, ведь не только сказки перепутались, но и предметы. В сумочке наша девочка принесла предметы из сказок, и мы с вами должны угадать с какой сказки предметы.
Б) викторина: Из какой сказки эти предметы?
Тэюне:
- поможете мне вернуть их хозяевам?
(Тэюне из сумочки вытаскивает предметы)
Наперсток – из сказки «Кукушка»
Стружка – из ненецкой сказки «Тун, кавхи»
Волшебные стрелы – из сказка «Храбрый Ято и сестра его Тэюне»
Педагог:
- Молодцы, оказывается, знаете много сказок. Вот мы прошли все испытания, подскажите, с какой же сказки потерялась наша девочка и как её зовут? (Храбрый Ято и сестра его Тэюне)
Творческая работа. (10 мин).
- Правильно ребята, а вы помните эту сказку, а давайте вспомним содержание этой сказки, и нарисуем наиболее понравившийся вам эпизод из сказки.
(Помощница раздает альбомные листы и цветные карандаши)
Какие прекрасные рисунки у вас получились, давайте немного каждый расскажет что нарисовал.
Обсуждение с детьми рисунков
(Во время обсуждения рисунков из чума выходит брат Тэюни Ято.)
Ято: - Здравствуйте ребята, я услышал ваши голоса, - вы указали мне дорогу и нашли мою сестру Тэюни? Спасибо вам большое за сестру, но я к вам пришёл не с пустыми руками. Скажите ребята, какими личными качествами должен обладать молодой человек? (Смелость, ловкость, выносливость и т д).
Всё правильно, давайте мальчики, посостязаемся, а самому сильному и выносливому я подарю свой ремень, который мне приносит удачу.
Для состязаний нам понадобятся детские нарты, палки для перетягивания. Есть среди вас желающие поиграть? (Выходят желающие.)
(Ято сообщает правила игры.)
Игра: Прыжки через нарту»
Правила игры: Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 2-3 нарты (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50с. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.
Игра «Перетягивание палки»
Правила игры: Борьба на палке (ненецкая игра) - на площадке проводится черта. двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.
(В это время Тэюне собирает детей и рассаживает около себя.)
Тэюне:
- А мы давайте посмотрим на будущих охотников, рыбаков и оленеводов. И будем болельщиками за каждого участника.
3. Подведение итогов.
Педагог:
- Ребята, Наше путешествие по сказкам подходит к концу. Прежде чем мы скажем героям сказок "до свидания”, давайте, еще раз перечислим, чему нас учат народные ненецкие сказки?
(Приблизительные ответы детей.)
*сказки знакомят нас с окружающим миром;
*внушают нравственные правила, нормы поведения;
*внушают уверенность в торжестве правды;
*в победе добра над злом.
Педагог:
-Наши герои сказок, хотят вам на последок сказать пожелания на ненецком языке.
(Пожелания героев сказок Тэюне и Ято детям на ненецком языке.)
Педагог:
-Гости пожелали нам быть смелыми, храбрыми, добрыми, делать добро близким, друзьям. Давайте хором скажем нашим гостям «до свидание». И конечно до новых встреч! Будем надеяться, что они к нам ещё придут в гости и познакомят с другими добрыми смелыми героями сказок.
(Прощаемся с героями сказок, Ято и Тэюне берутся за руки и уходят)