Комаркина Юлия Юрьевна
Использование «сказок-придумок» в адаптационный период для воспитанников второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа № 856 Дошкольное отделение №
тема: «Использование «сказок-придумок» в период адаптационного периода для воспитанников второй младшей группы в рамках пробуждения интереса к театрализованной деятельности в начале учебного года»
подготовила:
воспитатель второй
мл. группы № 9
«Горошинки»
Комаркина Ю. Ю.
Публикация «Использование „сказок-придумок“ в адаптационный период для воспитанников второй младшей группы» размещена в разделах
Начало посещения детского сада для воспитанников младшей группы- сложный период адаптации к новым социальным условиям. Следовательно, у родителей и детей много тревожных ожиданий.
Для успешной адаптации педагоги группы активно использовали элементы театрализованной деятельности-включая в работу: песенки, попевки, мини-сценки, элементы декораций и костюмов. Так же разыгрывали на ходу небольшие сказки, которые придумывали каждый раз, когда пришедшие в группы малыши испытывали определенный дискомфорт и проявляли тревожность: (с трудом расставались с родителями, не хотели мыть руки, принимать пищу за общим столом и. т. д)
Целенаправленная работа в рамках данной темы проводилась в следующей последовательности:
1- С первого дня посещения группы наши воспитанники (по договорённости с родителями)приходили из дома с любимыми игрушками, которые ассоциировались у детей с домом. Именно эти игрушки пели песенки, играли, гладили по голове, обнимали, разговаривали, помогали самостоятельно выполнять определенные действия т. е. способствовали быстрой адаптации к режиму группы и детского сада, а взрослый лишь сопровождал действия домашних любимцев.
2- Обыгрывание определенных ситуаций и режимных моментов прорабатывалось с каждым ребенком отдельно, позже в парах, затем в небольших группах, что повышало степень доверия между педагогами и воспитанниками, а также их родителями.
По мере постепенного решения учебных задач разыгрывались мини- сценки, этюды с последующим развертыванием сюжетных линий, при которых многие отдельные сюжеты объединялись в единую смысловую линию, что позволило пополнить знания детей новым содержанием.
На следующем этапе воспитатели часто использовали процесс замещения, при котором домашние любимцы: мышки, ежики, котята ждали детей в шкафчиках, а в групповой комнате детей встречали герои из уголка театрализованной деятельности вместе с воспитателем, что доставляло детям большую радость и эмоциональный отклик. И уже персонажи данного уголка в игровой форме продолжили знакомить детей с правилами и нормами взаимоотношения взрослых и детей в дошкольном учреждении.
Наших «Горошинок» данная творческая деятельность понравилась настолько, что уже в своих играх, дети подражая взрослым имитировали характерные особенности новых знакомых, перенося действия, небольшие диалоги сказочных героев в свои игры, пытались с помощью взрослого петь песенки, рассказывать стихи, которые услышали ранее.
Следующим приемом работы с воспитанниками в рамках театрализованной деятельности являлось использование «сказок- придумок», которые сочинялись для каждой конкретной ситуации.
Эти сказки во многом помогли в работе. Результат не заставил долго ждать: у детей сформировалась уверенность в том, что окружающие взрослые их любят, проявляют заботу. У малышей быстро проявилась желание решать самостоятельно элементарные проблемы, увеличилась творческая активность в играх при помощи персонажей- игрушке уголка театрализованной деятельности, а так же более мягко прошел адаптационный период привыкания к детскому саду.
сказка- придумка
«Как киска Стеша нашла себе друзей в детском саду»
Ранним утром Киска Стеша (воспитатель) встречает детей на пороге группы. Педагог отмечает, что воспитанники опечалены расставанием с родителями, многие дети прижимают к себе любимые домашние игрушки.
К. С. - Здравствуйте, Даня и лисенок-
Здравствуй, Лиза и зайчонок- и. т д
К. С. -Какие вы красивые и нарядные! (обнимает детей, гладит по голове детей их любимцев.
Подводит воспитанников к часам- посмотрите на часы:
К. С. - Тик- так часы спешат,
О чем ребятам говорят?
Слезки быстро вытираем,
Ручки мыть сейчас пойдем,
Нужно ручки нам помыть,
Чтоб друзьям на стол накрыть.
Дети с помощью взрослого имитируют мытье лапок игрушкам, после переходят в умывальную комнату, что бы помыть свои руки.
К. С- Кран откроем, возьмем мыло,
И намылим каждый пальчик,
Мыло в мыльницу положим,
Пусть немного отдохнет,
А мы ручки промываем,
А мы ручки вытираем,
После кран мы закрываем,
Ручки дружно отряхнем.
Хочу отметить, что инструкции воспитателем произносятся медленно, с небольшими паузами, эмоционально окрашено- для лучшего усвоения новых знаний воспитанниками группы. Так же сюжетная линия может прерваться ли поменяться в любой момент, с учетом проблемной ситуации в данный временной отрезок.
К. С- Полотенце на крючке-
Мы его снимаем,
И, конечно, каждый пальчик
Аккуратно вытираем.
Киска Стеша (воспитатель) предлагает повесить полотенца на крючок, любуется сухими, чистыми руками детей и приглашает пройти в игровой уголок «Кухня», где с помощью речевой инструкции, показа взрослого, совместных действий с ребенком сервирует стол на завтрак для своих друзей (зайчиков, мишек, лисят).
К. С. - На стол салфетницу поставим,
Чтобы ротик вытирать,
Чашку с блюдцем- красота!
Хороши у нас дела!
А вот тарелка для лисенка,
Вот тарелка для зайчонка,
Вот тарелка для котенка,
Вот тарелка для мышонка
Используя данные игровые приемы и вводя элементы театрализованной деятельности дети постепенно анализировали, запоминали показанные действия, и переносили полученные навыки в игру и повседневную жизнь.
Киска Стеша продолжает:
В чашку наливаем чай,
В тарелочки разложим кашу-
Кашу -малашу,
В хлебницу- бутерброд с маслом.
Садитесь, зверюшки, завтракать пора,
Помогите, им, друзья!- (обращение к детям)-
Дети усаживают за стол своих друзей и кормят их завтраком.
Киска Стеша продолжает:
Кушайте кашу- кашу- малашу,
Ложку за ложкой, осталось немножко.
В лапки бутерброд возьмем- как зверюшкам вкусно-
Сладкого чайку попьем- нам совсем не грустно!
К. С поет, а дети поят чаем зверюшек
После проигрывания вышеуказанной сценки педагог, обращаясь к воспитанникам :
Друзей накормили- пора и нам за стол садиться,
Кашка ждет, чай налит, разыгрался аппетит.
Очень вкусно детвора-
Постарались повара!
После стихотворного приглашения дети сели за столы и с большим аппетитом скушали свой завтрак.
После приема пищи Киска Стеша опять обращает внимание на часы:
И опять часы – тик- так,
Время встать из-за стола,
Стульчики мы задвигаем,
Ручки мыть скорей пойдем,
1-2-3-4-5-
Нам уже пора гулять!
Пригласим своих друзей (зайчика лисичку и. т. д) на прогулку.
Сядем в вагончики нашего паровозика и поедем в раздевальную комнату:
Хочется отметить, что подобных сказок- было придумано очень много. Часто они сочинялись на ходу, не всегда записывались и их содержание менялось от конкретной ситуации, с учетом общения педагогов с воспитанниками в рамках адаптационного периода.
Конечно, эти «произведения устного творчества» не совершенны: не всегда совпадал размер и рифма в стихотворных строчках, песенках, попевках, приходилось много времени уделять подбору фольклорного материала, подготовке атрибутов уголка театрализованной деятельности, да и сюжетная линия обычно переключалась с одного действия на другое-
Но именно эти СКАЗКИ- ПРИДУМКИ, использование сюрпризных моментов, введение элементов театрализации, по нашему мнению дали определенные положительные результаты по быстрой адаптации детей к условиям режима группы и детского сада.
Дети стали часто использовать в своих индивидуальных играх и в играх малыми группами : элементы декораций, атрибуты театрализованного уголка, плоскостные и резиновые игрушки, куклы театра би-ба-бо.
У малышей понизилась степень тревожности, внимание, обращенное к взрослому стало более устойчивым и длительным, обогатился активный словарь, появился интерес к играм театрализованной направленности.
Надеемся, что ввод сказки- придумок с элементами театрализации многому научили детей! Ведь недаром в народе говориться-
«Сказка ложь- да в ней намек- добрым молодцам- урок!»