Лина Тарасова
Сказки, но по-новому
▼ Скачать + Заказать документы
СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ
Сказки есть в каждом доме, конечно, они читаются детям всех возрастов. И дети их любят и черпают из них множество удивительных познаний. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.
Но существует совершенно справедливые утверждение, что многие сказки жестоки по содержанию, несут в себе насилие, подавление и другие негативные моменты (лиса съела колобка, сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку и т. п.)
Публикация «Сказки, но по-новому» размещена в разделах
На решение вышеизложенной задачи направлена работа сочинительства сказок вместе с ребенком. Конечно, ребенку сложно сразу сочинять свои сказки, придумывать начало после конца или фантастические истории. Нужна подготовительная работа, которая заключается примерно в следующем:
• Познакомить детей со сказками в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая.
• Развивать диалогическую речь, т. е. уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию сказки. Вопросы должны быть не только такие как «Что?», «Кто?», «Где?», но и поискового характера «Почему?», «Отчего?», «По какой причине?», «Как ты думаешь?».
Чередование вопросов поможет ребенку думать, делать свои первые выводы относительно добра и зла.
Также необходимо тренировать активный словарь ребенка. Зачастую малыш стремиться, что-то рассказать, объяснить, но останавливается, часто использует ненужные паузы, повторяется. Здесь, нужно помочь малышу перенести слова, которые у него в пассивном словаре в активный, т. е. помочь отыскать в памяти нужное слово.
С этой целью можно использовать следующие речевые игры: «Найди словечко», «Длинные и короткие слова», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Угадай предмет по описанию», «Придумай красивое слово», «Назови по другому», и другие. Эти игры и упражнения направлены на активизацию речи. Теперь поиграем в игры, где разрешается фантазировать и высказывать свои желания. Игра-мечта «А если бы я оказался…». Игра в вопросы «Кем бы ты был, если бы у тебя выросли четыре ноги?», «На кого бы ты стал похож?», «Как бы ты жил раньше?», в ответах участвуем и мы взрослые. Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире.
Для того чтобы у детей получалось придумывание историй и сказок, нужно быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить.
Когда ребенок с удовольствием освоил и принял участие в речевых играх, переходим к придумыванию сказок. Можно использовать сначала легкие картинки: «Придумай сказку про двух котов и птичку». Затем предлагаем вроде бы знакомую картинку о Красной Шапочке, но на дереве сидят волк и охотник. Что же будет дальше? И вместе с ребенком составляется сказка по-новому. Отходя от наглядности, можно предложить детям знакомый текст сказки, но изменить ее конец. Например: Красную Шапочку спасли не дровосеки, а волшебная палочка. Вариантов может быть множество.
Мы почему-то привыкли к логически завершенным концам сказок : репку вытащили, колобка съела лиса, Золушка и принц поженились, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, я, предлагая метод «А что потом?» (начало после конца).
Давайте поразмышляем: репку вытащили, как ее потом делили, что с ней сделали, кто больше всех трудился; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком потом; как живут Золушка с принцем и т. д. Как видите, варианты есть, и они будут своеобразными и у детей.
Близко к этому методу «Изменение ситуации в знакомых сказках». Мы рассказываем в который раз знакомую сказку и доверительно рассказываем и договариваемся что-то в ней изменить. Сначала мы что-то сами меняем в ней, причем совсем немногое, но такое, которое побуждает ребенка придумать: «А давайте сделаем так, чтобы, убегая от принца, Золушка потеряла не туфельку, а что-то другое, и принц ее по этому нашел». Путем рассуждений и проб мы движемся к возможным ответам: кольцо, деталь наряда, поясок. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках. Очень важно научить детей говорить по-разному.
Так же можно использовать метод «Сказки про самого себя», который полезен с различных сторон. Во-первых, дети любят слушать, что же случилось или могла случиться с мамой, бабушкой, любят придумывать про самих себя или братьев и сестер. Во0вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинения, как дополнение к реальной жизни. В результате, закончив сочинять, ребенок, не испытывает разочарования.
Перевирание сказки. Например: «Жила-была Желтая Шапочка, ах Красная конечно и отправилась она к тете, конечно к бабушке». «Ты все перепутала!» - сердится ребенок, ему, конечно же, хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше, и в то же время он охотно принимает правила игры.
Так же хорош метод «Сказка по-новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но предлагается малышам поделить главных героев противоположными качествами:
• Семь козлят становятся злыми и капризными и убегают в лес, а добрый волк помогает маме-козе.
• Зайчик хитрый и злой, а лиса скромная и послушная.
• Падчерица ленивая и упрямая, мачеха заботливая.
Вариантов и переплетений очень много
Много можно давать еще советов и приводить примеров, а еще лучше сделать постоянной «Семейную сказку», где главным персонажем будет «Кузя» или «Незнайка». Открытый конец семейной сказки сплотит еще более взрослых и детей, а это, пожалуй, и является самым важным.
Нет предела творчеству в сказках. Можно придумывать, например, только «желтую» или только «синюю» сказку. Можно сочинять невероятные приключения «чудо-юдо», можно изменять сюжет, можно конец или начало. Есть еще очень много «можно» - важно, чтобы ваши дети полюбили сказочный мир, чтобы он стал одним из лучших воспоминаний их детства.