Светлана Семенова
Проект с детьми раннего возраста «Сказка учит говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 26»
Проект в группе № 3
с детьми раннего возраста
Воспитатель I квалиф. категории
Семенова Светлана Николаевна
г. о. Электросталь
2020 г.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект с детьми раннего возраста „Сказка учит говорить“» размещена в разделах
В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей работы по речевому развитию во время организованной образовательной деятельности, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится. Развитие речи посредством устного народного творчества и театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.
Вид проекта : групповой, долгосрочный (01.09.2019г. – 30.05.2020г.)
Тип проекта : познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Цель:
Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством знакомства с устным народным творчеством, игровой и театрализованной деятельности.
Задачи с учетом областей ФГОС:
Речевое – развитие.
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
3. Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
4. Привлекать родителей к развитию правильной речи ребенка.
Познавательное развитие:
1. Развивать восприятие, повышать интерес к фольклорным произведениям.
2. Развитие воображения и творческой активности детей раннего возраста.
3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с фольклорными произведениями и театрализованной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности,
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетной игры.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия фольклорных произведений.
2. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
3. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
Физическое развитие:
1. Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений.
2. Овладение подвижными играми с правилами.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня речевой активности ребёнка.
2. Всестороннее развитие личности ребёнка.
3. Повышение двигательной активности уровня физического развития ребёнка.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
5. Упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель».
6. Повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого, творческого, личностного развития ребёнка.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала по проекту.
Обследование уровня речевого развития детей вначале проекта.
Создание предметно-развивающей среды в группе. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности детьми и родителями. Сбор материала (набор картин «Русские народные сказки», сборники произведений с малыми фольклорными формами, музыкальных песен, атрибуты для театрализованной деятельности, подготовка иллюстраций, народных потешек и сказок, дидактических игр на их основе).
Анкетирование родителей.
Подбор консультативного материала для родителей.
Основной этап:
Работа с детьми.
Речевое – развитие.
Чтение русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Козлятки и волк», «Варежка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя».
ООД «Наша дружная семья» (по мотивам русской народной сказки «Репка»,
ООД по развитию речи: «Колобок» (игра-инсценировка, «Путешествуем с Колобком», ООД по развитию речи: «Кто как кричит?», «В гости к бабушке», ООД для детей по развитию речи: «Заюшкина избушка», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки!»;
показ сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Варежка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» путём использования разных видов театра.
Познавательное развитие.
Пальчиковые игры «Сидит белка на тележке», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и т. д. Дидактические игры: кубики «Любимые сказки» (собери картинку, «Волшебный мешочек», «Угадай, кто лишний», «Угадай потешку (сказку) по картинке», «Разрезные картинки» (по сюжетам потешек и русских народных сказок, мнемотехника по сказке «Курочка Ряба».
Конструирование «Дорожка для колобка», «Избушка для лисички», «Теремок» (из мозаики, из строительного материала, из разных видов конструктора).
Экспериментальная деятельность «Тает, не тает» (изучение свойств льда, «Из чего ты сделан, колобок?» (изучение состава теста, лепка из соленого теста).
Художественно-эстетическое развитие.
Рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализованная деятельность: «Путешествие по сказкам к бабушке в деревню», игра-инсценировка: «Мой мишка», театрализованная деятельность «Кто, кто в теремочке живёт?», «Веселый теремок», театрализованная игра по сказке «Заюшкина избушка». Хороводные игры, заучивание песенок, закличек, потешек.
Социально-коммуникативное и физическое развитие.
Хороводные, подвижные игры, игры малой подвижности: «Как на наши именины», «Солнце», «Раздувайся пузырь», «Курочка-хохлатка», «Зайка», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору». Пальчиковые игры «Сидит белка на тележке», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и т. д.
Работа с родителями.
Консультации и буклеты: «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье», «Роль книги в жизни ребёнка»,
«Фольклор в развитии детей», «Фольклор в речевом развитии ребёнка», «Малые формы фольклора», «Чему учат загадки?», «Почитай мне сказку, мама», «Воспитание сказкой», «Творческое развитие ребёнка», «Речь ребёнка и различные виды театра» («Театр кукол Би-ба-бо», «Пальчиковый театр», «Перчаточные куклы», «Как организовать домашний кукольный театр?», «Как и из чего сделать домашний кукольный театр?»
Индивидуальные беседы о уровне речевого развития ребёнка, о значении художественной литературы, устного народного фольклора и театральной деятельности для всестороннего развития ребёнка.
Заключительный этап:
Работа с родителями в период самоизоляции: сбор фотографий на тему «Семейные чтения», «Домашний театр».
Совместное изготовление детьми и родителями новых атрибутов для театрального уголка.
Повышение уровня компетенции родителей в вопросах речевого, творческого, личностного развития ребёнка.
Создание презентации по проекту.
Вывод:
В результате выполнения данного проекта, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору) способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, а также развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу: его обычаям, традициям, богатству языка.
Работая над развитием речи детей раннего возраста, можно определенно сказать, что использование малых форм фольклора в проектной деятельности эффективно и актуально.