Ольга Донцова
Сказка об интервалах «Степная полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка об интервалах «Степная полянка»
Цель: Знакомство с интервалами.
Задачи: Развивать музыкальный слух, память, певческие навыки.
Жила была большая верблюдица. Каждое утро она гуляла по степи, слушала пение жаворонков, любовалась рассветом и закатом, радовалась дуновенью степного ветерка. Однажды, верблюдица прилегла отдохнуть под тенистыми ветвями одиноко стоявшего дуба и увидела чудный сон. Будто зовут ее «Чистая прима» (пропеть вместе с детьми ч. 1, дать послушать интервал и пропеть снова) и отправилась она гулять по степной полянке.
Публикация «Сказка об интервалах „Степная полянка“» размещена в разделах
Сначала она поднялась на невысокий курган, напевая (пропеть распевку «Лесенка» Е. Тиличеевой вверх, затем она спустилась вниз (пропеть распевку «Лесенка» Е. Тиличеевой вниз) вдруг, она увидела маленький серый комочек.
«Кто ты?»-спросила Чистая прима. «Я- мышка»,- ответила ей маленькая серая мышка. «А как тебя зовут?»-спросила верблюдица. «Секунда»-ответила мышка и предложила верблюдице поиграть в прятки (звучит гармонический интервал Б. 2, м. 2 – мышка прячется то в большую норку, то в маленькую, затем дети пропевают мелодические интервалы на слоги пи-пи,пи-пи). Но вот мышка спряталась в норку и больше не выглянула.
«Что такое? Кого она испугалась?» - только успела подумать Чистая прима, как увидела красавицу кошку. Та стояла на пригорочке и умывалась. «Чего ж её бояться?»-подумала верблюдица. «Ведь она такая красивая». Верблюдица подошла поближе и спросила: «Ты кто? И как тебя зовут, пушистое созданье?» «Я-кошка, а зовут меня Терция, но у меня ещё есть маленький котенок и его тоже зовут Терция только я – большая (звучит гармонический интервал б. 3, а он –малая Терция (звучит гармонический интервал м. 3). Тебе понравилось моё имя? А я ещё могу красиво петь: «Мяу!» (пропеть мелодический интервал на слог «мяу» б3, м. 3). Кошка: «Прощай, Чистая прима, мне дальше бежать надо»-сказала кошка и быстро убежала искать мышку.
И только кошка убежала, как на полянку прилетела ворона (звучит гармонический интервал ч. 4). Она не стала ждать, пока верблюдица с ней познакомится, а сразу прокаркала своё имя (звучит мелодический интервал ч. 4. поднимаясь поступенно вверх до ноты «до» второй октавы, петь с верхней ноты скачком вниз «Квар-та, Квар-та») «Что случилось?»-спросила верблюдица. «Почему ты так громко кричишь?» «Там, за холмиком, родился маленький сайгачонок Квинта, и он так смешно поднимается на передние ножки и падает, иди за мной, сама всё увидишь.»
И ворона полетела в сторону холмика, а верблюдица медленно пошла за ней.
Зайдя за холмик, верблюдица действительно увидела сайгачонка, которого звали Квинта (звучит гармонический интервал ч. 5). Он вставал сначала на задние, а потом на передние ножки, пытаясь приблизится к своей матери-сайгачихе (звучит мелодический интервал ч. 5, пропеть на слог «снизу-вверх» несколько раз). Быстро устав, сайгачонок прилег на траву и прислушался к веселому стрекотанью кузнечиков.
Верблюдица Чистая прима присмотрелась и увидела большого и маленького кузнечиков, наигрывающих на скрипочках. «Кто вы, маленькие музыканты?» - поинтересовалась Чистая прима.
Кузнечики: «Мы- степные музыканты. А зовут нас Малая секста (звучит гармонический интервал м. 6) и Большая секста (звучит гармонический интервал б. 6). Верблюдица постояла, послушала их музыку (пропеть мелодические интервалы м. 6 и б. 6 на слоги «ти ли-ли, да ти ли-ли») и пошла дальше.
И вдруг, она увидела на траве прекрасные кружева. А на них висели капельки росы, переливаясь на солнце. «Что это?»-невольно воскликнула верблюдица. «Это мои паутинки»-невозмутимо ответил ей паук. «А ты,кто, волшебник?» - удивленно спросила верблюдица. «Нет, я - паук Септима (звучит гармонический интервал б. 7) «Как же ты вяжешь такие замечательные кружева?»- спросила верблюдица. «Хочешь, покажу,»-ответил ей паук (выполнять пальчиковую гимнастику «Паутинка», прикладывая поочередно указательный палец правой руки к большому пальцу левой и наоборот). «Когда у меня грустное настроение я вяжу маленькую паутинку (звучит мелодический интервал м. 7 сверху-вниз и наоборот на слог «лё», а когда веселое настроение, тогда я вяжу большую паутинку (звучит мелодический интервал б. 7 сверху-вниз и наоборот на слог «ля») Вот ты, верблюдица, отгадай какую я вяжу паутинку» (звучит по очереди м. 7 и б. 7)-верблюдица отгадывает интервалы. Наигравшись с пауком Септимой, Чистая прима отправилась дальше.
Наконец, верблюдица, подошла к одиноко стоявшему дубу и решила в тени его ветвей прилечь и отдохнуть. И только она прикрыла глаза, как услышала щебетанье своих любимых птичек – воробушков. Мама сидела на нижней веточке и пела низким голосом «чик-чирик», а её воробьята сидели высоко и пели высоким голосом «чик-чирик» (звучит ч. 8) «Как хорошо они поют, ну просто чистая октава», - засыпая подумала верблюдица и проснулась.
«Какой чудесный сон!» - подумала верблюдица и пошла рассказывать о нем своим степным друзьям. (По пути она встречает Зайца, Суслика, Лису и др., рассказывая им свой сон (Так история повторяется в разных вариациях от занятия к занятию, а дети закрепляют знания об интервалах в игровой форме).