Елена Сологубова
Тайм-менеджмент для подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Тайм-менеджмент для подростков
«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» - Е. Шварц, «Сказка о потерянном времени».
Наверное, многие из вас знают эту замечательную сказку. Читала ее и я. И не только сама читала в детстве, но и внуку своему читала! А внук мой сейчас – 13-летний подросток! И проблема распределения времени стоит перед ним, или, скорее перед взрослыми, которым не безразлично его настоящее и будущее, очень остро. Так как же помочь подростку справиться с этой задачей? Давайте рассуждать вместе. Тем более что мне, как методисту и руководителю школы «Успех» при МБУ ДО ДДТ, в которой как раз и обучаются подростки, ну и как бабушке, конечно, эта тема очень важна и интересна.
Публикация «Тайм-менеджмент для подростков» размещена в разделах
Я думаю, все со мной согласятся, что до определенного момента ребенком еще можно руководить, составлять для него режим дня, следить за его выполнением. Но в подростковом возрасте это становится почти невыполнимой задачей! Ведь наши любимые «взрослые» детки уже сами лучше знают, как себя вести и чем и когда заниматься. И, как бы мы не пытались, не сможем доказать подростку, что нужно ограничить свое присутствие в интернете, отказаться от компьютерных игр и посвятить время учебе. Ну не получится, не убедим! Так давайте попробуем помочь ему правильно распоряжаться своим временем. И название, оказывается, есть этому процессу – тайм-менеджмент.
Заинтересовавшись этой темой, я наткнулась на интересную и полезную, с моей точки зрения, книгу Радмилы Шарифьяновой «Тайм-менеджмент для подростков».
Подростки зачастую не знают, как правильно совмещать учебу и хобби, дополнительные занятия, встречи и общение с друзьями, подготовку к экзаменам и выполнение домашних заданий. В книге Радмилы Шарифьяновой есть ответы на эти вопросы. В ней описываются инструменты для управления временем и эффективные методы планирования в доступной и интересной форме. Прочитав книгу о тайм-менеджменте и применив советы на практике, ребята смогут научиться использовать социальные сети и мобильные приложения с пользой, начнут жить насыщенной жизнью и стремиться к саморазвитию. Попробуйте замотивировать своих дорогих чад на прочтение, да и сами тоже почитайте!
Еще одна интересная книга автора Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей». Но она адресована, скорее, младшим школьника и их родителям. Если есть младшенькие в семье, советую почитать.
Кое что для нашей подростковой аудитории можно взять и из взрослого тайм-менеджмента. Я думаю рассмотренные ниже приемы помогут им быстрее и сознательнее справляться с обязательными делами. И тогда можно будет, с чистой совестью, позволить себе развлечения и отдых.
Зачастую мы думаем, что все наши дела и проблемы, всю нужную информацию можно удержать в голове. Но, оказывается, это не так. Оказывается, стремясь все помнить и знать, мы перегружаем свой мозг. Нам становится сложнее думать и принимать правильные решения. Нашему мозгу нужна разгрузка. Необходимо «разгрузить рабочую память» и создать список дел. Для этого существует много методов. Но мы рассмотрим два самых, на мой взгляд, доступных и несложных.
Начнем с «Метода созерцания точки».
Этот метод из книги Дэвида Аллена прост, но это не единственный способ разгрузки рабочей памяти. В своей книге Андрей Швецов (см. главу 17 источника) рассказывает, как можно научиться управлять своим вниманием. На определенном этапе необходимо выяснить, что мешает нам быть собранными. Для этого он предлагает такой метод.
Выберите точку на стене или листе бумаги и попытайтесь сконцентрироваться на ней. Наше внимание будет скакать из стороны в сторону, но нам ровно этого и надо, не сопротивляйтесь этому, а наоборот — поощряйте. Каждый раз, заметив, что вы отвлеклись от этой точки, запишите, что вас отвлекло, и возвращайтесь обратно к точке. «Так у вас рождается список того, что еще имеет для вас значение и должно быть либо вычищено, либо решено».
Всплывать в процессе будут и невыученные уроки, и дополнительные занятия, и желание поиграть, пообщаться с друзьями… Записывайте все подряд. Потом разберем.
Само по себе наблюдение за ходом собственных мыслей очень полезно для тренировки ума, и это является одним из базовых упражнений в буддийской практике. Оно позволяет научиться сосредоточиваться на произвольном объекте и, что немаловажно, учит вас замечать моменты, когда вы отвлеклись.
И еще один метод разгрузки рабочей памяти, или создания списка дел – «Метод спусковых крючков». Его тоже придумал Дэвид Аллен.
Суть метода такова: вначале нужно создать список, так называемых спусковых крючков. Это должны быть слова, обозначающие важные для вас понятия. Например, для взрослых это «работа», «семья», «спорт» и т. д. Для подростков это могут быть «учеба», «семья», «друзья», «дополнительные занятия», «хобби»… Подумайте над этим списком вместе с ребенком. И далее, удобно устройтесь в спокойном месте, положите перед собой лист бумаги. Туда Вы будете записывать все дела, возникающие в голове. Возьмите свой список, и начинайте вдумчиво, не спеша, читать. Если тот или иной «спусковой крючок» сработает, напомнив о каком-то деле, запишите это дело и читайте дальше. После того, как список «спусковых крючков» закончится, посидите еще немного в тишине. Из вашего сознания может еще что-то всплыть.
Итак, после применения одного из методов, у подростка появиться список актуальных дел. И что же с этим делать дальше? Умные авторы умных книг советуют поделить дела из списка хотя бы на три категории: сегодня, в течение недели, в течение месяца. Делить можно с помощью того же листа бумаги, или, что кручу, с помощью программ.
Теперь нужно оформить наш список. Для этого подойдет дневник «Личных дел». Это может быть красивый блокнот, ежедневник, или готовое приложение. Уверена, что наши продвинутые детки предпочтут последний вариант.
Ну что же, первый шаг в нужном направлении сделан. Но это только первый шаг! Чтобы подробнее разобраться в этой теме, читайте умные книги, например, Максима Дорофеева, Глеба Архангельского, Дэвида Аллена и т. д.
Уделите внимание своему подростку, попробуйте помочь ему. А вдруг получиться? Искренне желаю Вам успеха!