рябцева татьяна
Конспект занятия для детей с ОНР 5–7 лет «Сказка о городе Барнауле»
Сказка о городе Барнауле.
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Цель: расширять представления об истории родного города.
Задачи:
-Расширять знания детей о городе Барнауле, его символике,
- Расширять знания о геологическом положении места, где живут дети.
- Развивать интерес к историческому прошлому и настоящему края, города.
- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своему городу, дому, его обычаям, традициям.
Публикация «Конспект занятия для детей с ОНР 5–7 лет „Сказка о городе Барнауле“» размещена в разделах
- Барнаул. Детям о городе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением старого города, иллюстрация с изображением Акинфия Демидова, иллюстрации с изображением серебряной руды, малахита, изображения герба г. Барнаула, изображение гербов семей воспитанников, пластилин, камни, разрезные картинки, иллюстрации современного города.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрация современного города, просмотр кинохроники о Барнауле 1919г., рассматривание иллюстраций старого города.
Дети проходят в группу и встают в круг
Воспитатель: - Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться
«Доброе утро»
«Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть «Доброе утро» длится до вечера!
(дети рассаживаются).
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам небольшую сказку о малахите, серебряной руде и о городе Барнауле.
В некотором царстве, в Российском государстве, в Сибирской земле стояла Змеиная гора. И в этой самой горе лежал красивый камень – малахит.
Много было желающих получить этот камень. Но не всем позволяла гора завладеть им. Считается, что малахит связан магическими силами земли, поэтому считается сильным талисманом. И вот однажды увидел этот камень и полюбил его Акинфий Демидов. Обнаружил он еще в сибирской земле серебряную руду.
А был он известным знатоком горнодобывающего дела. Оценил он камень по достоинству, изучил его чудесные свойства. И решил показать и рассказать об этом камне всем людям.
Малахита у меня к сожалению, нет, а вот с другими камнями мы можем поработать.
Перед вами лежат камни, давайте рассмотрим их. Расскажите про свои камни: какого они цвета, гладкие или нет, какой формы.
(спрашиваю 3 детей).
А теперь предлагаю провести опыты. В одну руку взять камень, в другую пластилин. Сжать обе руки. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Камень твердый, тверже пластилина. Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг об друга. В чем разница?
(действия детей, ответы детей)
Мы убедились, что камни крепкие, твердые, устойчивые, надежные, а еще, и красивые.
Стал он искать место, где построить завод по обработке этого удивительного камня и серебряной руды. И нашел его на берегу реки Обь, там, где река Барнаулка впадает в нее.
И построил он селение, так в 1730 году появился город Барнаул.
Откуда взялось это слово – Барнаул?
Как вариант, Барнаул заимствует свое имя от реки Барнаулки, в устье которого был воздвигнут. В чертежах России конца 18 века, река обозначалась то «Бороноул», то «Баранаул», а то «Бороноур». Слово «боро» в монгольских языках имеет значение – «волк», «ул» — «река». Получается, что «Барнаул» — это «волчья река»? Возможно, ведь на побережье Барнаулки и правда водились волчьи стаи, а сам волк – священное животное алтайцев.
Построил Демидов и медеплавильный завод.
В Х1Х в. Барнаул посещали со своими экспедициями путешественники и ученые. Город поражал своим великолепием, высокообразованным обществом горных инженеров и офицеров, существованием культурных учреждений: любительский театр, музей, библиотеки. Барнаул отличался от других сибирских городов, и его называли «Сибирским Эльдорадо», «Маленьким уголком Петербурга».
А из малахита стали делать удивительные изделия.
А теперь давайте погуляем по нашему городу.
«Мы по городу шагаем (идут по кругу)
То, что видим называем (поворачивают голову вправо, влево)
Светофоры и машины
Ярмарки и магазины (взмах левой и правой рукой)
Скверы, улицы мосты
И деревья и кусты (руки вверх и вниз)
Мы по городу шагаем
В старый город попадаем».
Воспитатель (показывает фотографии старого города) – Посмотрите каким был наш город – не было дорог асфальтовых, не было больших домов, машин, освещения. А какая одежда была у людей (рассматриваем фото).
А сейчас давайте осмотрим фотографии современного города. Какое большое отличие.
Назовите отличия, какие вы видите?
(ответы детей).
Каждый город, каждая страна имеет свой герб.
Что такое герб?
Герб — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба.
Вот герб нашей страны.
А теперь давайте рассмотрим герб семьи. Что это такое, можете спросить вы. Если в самом начале герб семьи воспринимался как неотъемлемая часть общества, то на сегодняшний день мало кто может похвастаться фамильным гербом. Герб семьи имеет историческую значимость и передаётся по наследству. Герб семьи – что это такое? Это фамильная символика, которая объединяла людей определённого рода сквозь время и расстоянии.
Я предлагаю посмотреть на некоторые гербы семей детей нашей группы.
(показываю рисунки гербов).
Воспитатель: У нашего города тоже есть и герб (показываю).
Герб Барнаула – является символом города. Герб утвержден в 1846году. На какую геометрическую фигуру похож герб? (на прямоугольник с закруглёнными нижними углами и выступающим в середине основания остриём).
-На сколько частей разделён герб? (на две)
-Что находится в верхней части герба? (белый скачущий конь на зеленом фоне).
Воспитатель: - Конь является символом основной тягловой и транспортной силы в горной промышленности и сельском хозяйстве губернии.
-Что изображено в нижней части герба? (В нижней части герба на голубом фоне среди серебряных горных пород дымящая доменная печь – символ сереброплавильного производства).
Послушайте стихотворение о нашем городе, его написала наша землячка Валентина Полякова.
Люблю тебя, мой город милый,
Твои проспекты, переулки,
И парки, и Оби разливы,
И даже улиц гомон гулкий.
Ты с каждым годом все моложе,
И хорошеешь, расцветая,
Свои достоинством
Ты множишь,
Столица хлебного Алтая!
Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пазлы». Игру вы все знаете, но наши пазлы необычные: кому-то попадется фотография старого города, кому-то современный город, а кому – то и наш герб.
(дети собирают пазлы, потом объясняют, что у них на картинке).
Наша история подошла к концу, что вы узнали интересного?
Что вам понравилось?
Вывод: сегодня мы познакомились с историей возникновения нашего города. Поэкспериментировали с камнями, рассмотрели изделия из малахита, собирали пазлы, поговорили о гербе.
В этом году нашему городу исполнилось 286 лет, но он не старый, а удивительно молодой. Я хочу вручить вам флажки с символикой России.
Спасибо. Занятие окончено.