Кудрявцева Ольга
Сказка о чучунах
▼ Скачать + Заказать документы
Тундра – одно из самых загадочных и уязвимых мест природы. Чудо, которое содержит в себе опасную и порой смертельную красоту. Весна и осень здесь настолько коротки, что, заметить их, не дано человеческому глазу, лишь вечная мерзлота и коварная зима преследуют все живое и окутывают скудную, робкую природу этого холодного царства. Большая часть этого региона находится за полярным кругом, поэтому очень долгие зимние месяцы этот кусочек земли не получает и крохотного лучика света. Толстый покров снега расстилается от равнин и до высоких пинго*, закрывая под собой промерзшую насквозь бедную и не плодородную землю.
Публикация «Сказка о чучунах» размещена в разделах
Глубокая и таинственная ночь, которая накрыла все природное пространство, нависала над кристально белыми, заснеженными пустынями тундры. Звенящая тишина сковывала душу до самого ее основания, лишь хруст снега, под ногами идущего нарушали эту мертвую тишину. Толи от нарушения путником этого гробового молчания, то ли от того, что абасы*, набравшие за день свои силы, решили показать всю мощь и устрашить все живое своим присутствием, сказать было сложно, но мать природа начинала показывать всю свою суровость к ее гостям. Пускается в пляс задорная вьюга, ветер завывает свирепым волком…
Словно намагниченный, путешественник продолжает свой путь, не остановившись и на секунду, не замечая всей природной суеты и страшного мороза.
Яркое красное пламя то, вспыхивая вновь, то замирая, приятно потрескивало и обдавало теплом окружающих его людей. Старый шаман Уз задумчиво копался палкой в тлевших угольках, которые он с трудом вытащил из костра, пытаясь найти ответ на вопрос, известный лишь ему одному. А рядом тихо заштопывала рубаху своего старшего брата маленькая Нагала, тем временем слушая как, Дункай натягивает тетиву на лук.
Общую тишину нарушил легкий хлопок, самый крупный уголек шамана раскололся ровно пополам, Уз поднял руку. Дети взглянули на старика в ожидании следующих действий. Положив аккуратно палку и потерев свои тощие морщинистые руки, Уз предостерёг ребят о незваном госте, который должен прийти с минуты на минуту. Тем временем путник уже миновал холодную равнину, заметив невдалеке не большой чум с тремя привязанными оленями и громоздкими санями, решил обогреться у хозяев жилища.
Вблизи от чума послышался хруст снега, звук тяжелого шага становился все громче. Огромная рука, в полумраке так похожая на медвежью лапу, приподняла завесу толстого войлока, служившую вместо обычной двери. Нагала вздрогнула, испустив приглушенный крик, но тут же замолкла и взялась за шитье под грозным взглядом старика. Низкий, грубый и не много шершавый голос прозвучал из уст черной и великанской тени:
- то ава*,айхал* и тд….
Незнакомец все говорил и говорил слова приветствия на всех языках народов. Впервые дети слышали такое количество не знакомых им слов, Нагала выронила иголку из рук, а юный Дункай не смог скрыть своего удивления на столько, что открыл рот и без смущения уставился на незваного гостя.
- Приветствуем и тебя, о странник. Это честь для нашей скромной лачуги. Путник, сказитель*, присядь же, обогрей себя теплом и нашим радушием – произнес величаво шаман, не дрогнув пред тенью.
Тень приблизилась, и пред жителями чума предстал седовласый мужчина с длинной бородой. На нем был накинут огромный плащ из белого меха, который переливался в небесно голубой оттенок, даже отблески огня не могли оставить свой след на шкуре сказителя. Юноша пытался подробнее рассмотреть плащ чужеземца, но все никак не мог понять, какая живность в свое время была хозяином этого удивительного меха. - Какие вести ты принес в наш дом? Поведай же нам, сказитель свою телунгу*.
- Уз пристально взглянул на путника.
Сказитель кивнул шаману и настолько глубокий тембр, словно рык медведя, начал вещать предание: когда-то давно, в настолько давние времена, когда только Хадау* сотворил сушу и в небе светило три солнца великой богини Гекаты*. Было так жарко, что вода в океане кипела, а земля была в расплавленном состоянии. Ничего живого ни на земле, ни в воде появиться тогда не могло. Хадау стрелами из лука убил два солнца из трёх и тем самым создал благоприятные условия для жизни на земле. Три солнца были тремя сёстрами. Хадау убил старшую и младшую, оставив в небе среднюю. Когда осталось одно солнце, земля начала остывать, и поверхность её затвердела, сохраняя те неровности, которые образовались в клокочущей расплавленной массе. Так возникли на земле горы и долины. Тогда то и возник на самой северной точке земли никому не известный народ под названием чучуна. Чучуны отличались высоким ростом и крепким телосложением, с очень длинными волосами. Они одевались в звериные шкуры, умели стрелять из лука и очень быстро бегали.
Племя помогло Хадау завершить создание мира и решило его поддерживать. Взамен он подарил чучунам бессмертие и научил их принимать обличия медведя. Великий шаман подарил чучунам свой особый язык, чтобы их понимали и животные и люди. И царил мир на земле, великий народ помогал природе расцветать, а животным и людям жить в гармонии.
Но шли времена, и сердце человеческое охватила зависть и зло, которые чучуны были не в силах остановить. Тогда и случилось великое горе, гармония разрушилась, жадность поглотила души людей, сделала их смертными, направила друг против друга. Разверзлись пучины морские, заплакала земля… Люди начали отдаляться друг от друга, устраивали войны и уничтожали все живое. Чучуны пытались остановить их, но было уже слишком поздно, человек потерял связь с миром природы. Так прошли века, наполненные злобой, одиночеством и борьбой между людьми. Племя обратилось к ним вновь, но люди лишь нацелились на волшебные шкуры чучун, что дают возможность принять облик животного. За столетия человечество стало опустошать все природные богатства, губить живность и великий народ…
И тогда Хадау обратился гневом на людские души, отдалил их от царств природы и животных. А чучун сделал духами, проводниками между миром живых и мертвых, забрал власть у них и язык. Но все же, кое где остались те, что раньше были на страже мира и равновесия, они спрятались в высоких пинго. Хоть чучунам и удалось скрыться от взора шамана, да помочь миру они уже ничем не могли. Человечество ополчилось против них, страшилось пред ними, стали называть их мюленами. Те в свою очередь практически разучились перевоплощаться в людское обличье. Речь у них нечленораздельная, живут в пещерах и совершенно одичали. Предстают пред людьми преимущественно в образе животных, за которыми стали активно вести охоту.
Хоть люди и прозвали чучун злыми духами и привидениями, губят их и все живое. Гордое и великое племя не бросает попытки наладить давно утраченную гармонию. Мюлены, напротив стали «хозяевами тундры» и иногда спускаются с гор не только медведями, а и таежными людьми к шаманам, лишь с ними они все еще могут поддерживать связь…
- И что обычно чучуны рассказывают шаманам?- не удержавшись от любопытства, выпалила Нагала.
Уз нежно погладил девчушку по голове и ответил: - Они передают нам, что хотят от нас духи, чем мы можем помочь нашей матери природе, напоминают, о том, что мы должны ее спасти, иначе скоро восстанавливать уже будет нечего…
- А сколько этих миленов то осталось?- задумчиво спросил Дункай.
- К сожалению, настолько мало, что даже столетие не минет, а спускаться с гор и присматривать за природой тундры никого не будет. - прогудел рассказчик и принялся подниматься.
- И что же… Что же нам сделать? Как нам помочь вернуть гармонию?- почти в слезах спросила девочка.
Путник поведал ребятам о существовании особой книги, красного цвета, в которой хранятся те животные и растения, что находятся на грани исчезновения. И чтобы достичь желаемого, необходимо помочь человечеству спасти эту живность, ведь только люди теперь способны на это чудо.
- Спасибо, что спустились к нам и поведали эту историю детям, ведь скоро им предстоит помогать вам в этой неравной борьбе…- Шаман грустно улыбнулся и продолжил- Нагала, Дункай, проводите нашего гостя и помните, только мы можем помочь матери природе, спасти животных и наших хозяев тайги. Они нуждаются в нас и нашей защите.
Ребята поспешили за путником, который уже покинул пределы чума. Но выйдя на улицу, увидели лишь белую равнину тундры, а на месте следов незваного гостя красовались огромные медвежьи лапы, ведущие начало прямо из домика шамана. Нагала вгляделась вдаль и заметила слабый образ белого пятна с красивым, подсвечивающим голубым отливом.
то ава (с ненецкого)— «здравствуй» айхал (Якутский) - торжественное приветствие или пожелание блага Хадау (орочи) – считается великим шаманом в древней мифологии орочи. тэлунгу – сказ, предание, легенда Сказители (орочи) – люди, которые рассказывали сказки, легенды и предания. Пинго- горы досттигающие от 3-х до 25 метров Абасы – злые духи.