Марина Лапина
Сказка как средство экономического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство экономического воспитания
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное-говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Публикация «Сказка как средство экономического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место можно отвести сказке, которая в значительной степени способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.
Сказка-литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Можно выделить несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;
• сказки, отражающие труд людей;
• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;
• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний можно использовать народные и авторские сказки :
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народные: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторские: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народные: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторские: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народные: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», «Вершки и корешки».
Авторские: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторские: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво», А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народные: «Лиса и козел».
Авторские: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал».
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народные: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторские: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему. В них как мы видим экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Очень удачный приём не использовать сказку целиком, а использовать только знакомых детям сказочных героев, сочинить с ними свою сказку. Приведу несколько примеров из опыта при роботе со сказкой.
Тема- «Бюджет семьи».
Цель: познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.
Знакомиться с этой темой можно на примере сказки «Репка». Для этого делаем модель семейного бюджета в виде круга с изображением героев этой сказки и карточки с символическими изображениями денег (например, небольшие круги). Предлагаем вспомнить сказку и ее героев. Далее рассказываем сказку с точки зрения экономических понятий.
- В этой семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (на круг накладываются карточки с тремя кругами). Пенсия-это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. Внучка учится и за свой труд (учеба-тоже труд) получает стипендию (карточка с одним кругом). Стипендия-это тоже деньги. Собака, кошка, мышка живут с бабушкой и дедушкой. Они не работают и не получают никаких денег (пустая карточка). В городе живут мама и папа. Папа трудится в строительной фирме и за свой труд получает зарплату (карточка с шестью кругами). Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Зарплата-это оплата труда за месяц (неделю, день). Мама тоже работает на кондитерской фабрике и получает зарплату (карточка-четыре круга). Модель постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета этой семьи. Почему так говорят? «Каков работник, такова и плата». По модели можно сосчитать деньги, заработанные членами семьи. По этой сказке и модели можно объяснить, как изменяется бюджет, если, например, кошка съест мышку (не изменится, или мама в этом месяце не получила зарплату, потому что болела. Как изменится бюджет семьи)
Тема: знакомство с понятием «доход»,
Цель: дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение). Можно опереться на сказку «Колобок». Дети вспоминают сказку, ее героев. Воспитатель рассказывает : жили-были дед и баба. Они получали пенсию (карточки) и все было у них хорошо. Однажды дед попросил бабку испечь ему колобок. Баба испекла и положила на окошко остужать. Колобок остыл, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. По дороге ему встретился серый волк. Колобок спел свою песенку волку, она очень понравилась, и он дал ему монетку, спел медведю, тот тоже дал монетку. Вечером Колобок вернулся к бабушке и дедушке и отдал им заработанные деньги (карточки). Как вы думаете, увеличился или уменьшился доход семьи? Почему? Но однажды Колобок повстречал на своем пути Лису. Она послушала его песню, но была голодная и хитрая, она съела Колобка. Теперь доход семьи как изменился?
Тема: «Расход. Виды расходов»
Цель: дать представление о сущности расходов, показать их разнообразие. Можно использовать сказку «Теремок». Дети подводятся к пониманию, что сущность расходов-удовлетворение потребностей (нужд) человека. Поселились в теремке мышка, лягушка, заяц, волк, медведь. Они жили дружно и все работали. Мышка-швеей, лягушка-водолазом, заяц-почтальоном, лиса-поваром, волк-шофером, медведь-строителем. Получив зарплату, они решили сделать необходимые покупки. Медведь решил, что продукты питания-самое необходимое, их надо купить, как можно больше и всю зарплату истратил на покупку продуктов. Мышка на сыр, лягушка на кока-колу, заяц на сладости, волк на запчасти. Лиса хотела купить себе кафе, чтобы кормить всех зверей. Она долго копила деньги и смогла это сделать. Кто из зверей правильно использовал заработанные деньги? Почему?
Тема: «Сбережения»
На основе сказки «Трое из Простоквашино». Кот Матроскин не тратил деньги, а складывал в копилку. Накопив много денег, купил корову. Сбережение-это накопление денег. Для чего нужны копилки? Зачем люди копят деньги, делают запасы?
Тема: «Валюта»
Используем сказочного героя Карлсона, который путешествует по разным странам с денежкой-рублем, но нигде не может купить варенье, так как в разных странах свои деньги. Украина-гривна, Белоруссия-зайчики, европейская валюта-евро. Валютой называют денежную единицу (деньги).
Тема: «Сберегательный банк».
Используя сказку с Кощеем бессмертным. В роли банка выступает дворец Кощея. Его сундук (со смертью) –сейф, где хранят свои богатства баба Яга, змей Горыныч, сам Кощей-банкир, то есть хозяин банка.
Тема: «Обмен» (бартер)
Выбираем сказку «Иван-царевич и серый волк». Для того, чтобы привезти отцу Жар-птицу, Ивану требовалось добыть коня, королеву Елену, то есть совершить обмен.
Таким образом мы видим, что любое экономическое понятие можно передать через сказку. Конечно, разные экономические понятия можно связать в одной сказке, продолжая ее на следующем занятии. Но разные сказки более привлекают детей, становятся понятными для тех детей, которые пропускают занятия. Использование такого материала дает нам возможность придать обучению развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развивать у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.
В результате проведенной работы, убеждаешься в том, что дети свободно оперируют экономическими понятиями в общении друг с другом, применяют полученные экономические знания в своих повседневных играх.