Екатерина Борисовна Кувшинова
Сказка как средство приобщения детей к истории, культуре и традициям народов России
▼ Скачать + Заказать документы
«…искусство задавать вопросы, искусство сказок,
искусство рукоделия - в процессе всего этого что-то
создается, и это что-то - душа»
Кларисса Пинкола Эстесс
"Сказка есть уже искусство : ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов за образами, она разумеет художественно и символически глубокое духовное состояние" И. А. Ильин
Публикация «Сказка как средство приобщения детей к истории, культуре и традициям народов России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Всем известно, что самым популярным жанром устного народного творчества является именно сказка. Но задумывались ли вы, почему и взрослые и дети так любят сказки? У каждого из нас есть своя любимая сказка, которая нам запомнилась из детства. Казалось бы, сказка совсем не отражает нашу жизнь, дети должны жить в реальном мире, быть в курсе развития технического прогресса. Но дети очень любят книгу, они с замиранием сердца слушают сказки, небылицы, листают странички, рассматривая даже самые незамысловатые картинки, сопереживают героям, играют в знакомую сказку. Сказка присутствует в жизни ребенка с самого рождения и не только развлекает, но и воспитывает его умственно и эстетически. Как ребенок относится к героям и событиям сказки, так и складываются основы его чувств, моральных представлений. Сказка - это урок детям на всю жизнь, а именно "урок физической и нравственной чистоплотности".
Термин «сказка» впервые был употреблен в семнадцатом веке, он обозначал один из видов устной прозы, в основе которой лежал поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века сказка и вовсе считалась развлечением для «низов» общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, почти всегда переделывались самими издателями. В. П. Аникин - советский и российский филолог-фольклорист отмечал, что "сказки своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью"
Сказка - это сильнейшее педагогическое средство. Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребёнка, с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых - знакомые незнакомцы. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека, растения, приобретающие невиданные качества, люди и их необычные подвиги и поступки.
Сказка воспитывает ребёнка, и такое воспитание воспринимается им с удовольствием, ведь мир неизведанного и таинственного всегда так интересен!
Участвуя в Международном проекте «Сказкотека «Сказки народов России»», я стала автором-разработчиком инно-кейса (инновационного образовательного продукта) по мордовской народной сказке «Пугливая мышь» c использованием технологий билингвального интеркультурного и междисциплинарного образования. Проект далеко не из легких, но очень интересный. Он направлен на стимулирование к чтению, любви к книге. Сказка в мордовском фольклоре - один из самых распространенных жанров. В мордовских сказках - не совсем обычный сюжет, и далеко не обыденные герои. С древнейших времён мордва живёт в землях, расположенных между Волгой, Окой, Сурой, Мокшей и ее притоками. Столетиями мордовский народ скрывался в лесах от нанайцев, татарских ханов, а позднее - от помещиков и царских чиновников. Живя в лесных дебрях, мордва занималась пчеловодством, рыбной ловлей, земледелием, охотой. Женщины вышивали, и при этом пели песни и рассказывали сказки. Это называлось посиделками. Жизнь мордвы отражена в их сказках. Книга-кейс создана мной как вариант выстраивания некой связующей нити между прошлым, настоящим и будущим, и как еще один шаг к диалогу поколений и культур, в котором все языковые пласты равновелики и равнозначны. Нет народов малых или больших, традиций более или менее важных, языков не достойных познания и изучения. Каждый язык, каждая традиция – это еще один драгоценный вклад в копилку мировой художественной культуры, во взаимопонимание между народами. С раннего детства мы погружаемся в национальные игры, потешки, прибаутки; дорастая от сказок о животных до бытовых и волшебных сказок, а затем и до былин, - мы можем думать о продолжении своего рода, сохранении наследия своего этноса. Без национального языка и культуры нет нации, как нет самобытного человека без корней, уходящих в далекое прошлое его предков; и без кроны, поддерживающей гнезда будущего. Как древние греки называли шерсть «золотым руном» (ведь иносказательно это выражение означает «богатство, которым стремятся завладеть», так и сказку тоже можно назвать неким «золотым руном, богатством» в руках сказителей, хранителей древних народных традиций.
Подготовленные как единая система задач по мордовской народной сказке «Пугливая мышь», - это всего лишь варианты, предлагаемые на выбор: идеи, задумки. Потому эта книга и носит название кейса – открытого сотворчеству каждого читателя. Смысловую основу книги- кейса составляет глубокое погружение детей в мордовскую языковую среду, отражающую ценности народа, способы проявления эмоций, особенности взаимоотношений, мотивы поступков, сознания. Данная авторская разработка направлена на активизацию речемыслительной деятельности детей, воспитание уважения к своим корням, любовь к родному языку, сохранение этнокультурной преемственности. Использование этой разработки способствует формированию межкультурного диалога, позитивного мировоззрения, духовному, нравственному и культурному воспитанию детей. Книга-кейс построена на исследовании и тщательном анализе мордовской сказки. Сказка короткая, но в ней содержится огромный лексический материал. Разбирая данную сказку, я подводила читателей к главной мысли: слушая или читая сказку, формирующаяся личность начинает руководствоваться теми принципами, которые заложены в самом содержании сказки. В книге-кейсе предлагается новый способ углубленного, внимательного чтения, при котором раскрываются необычные смысловые аспекты, редчайшие исторические факты, что может быть очень интересно не только детям, но и взрослым. Книга-кейс направлена на повышение интереса детей к чтению, родному языку, на понимание того, что ни один язык, равно как и ни одна народность, не может существовать обособленно. В следствие того, что тенденция слияния языков рано или поздно может привести к смешению культур, потере национальных традиций, данный авторский материал поможет приобщить подрастающее поколение к русской национальной культуре путем обращения к народным сказкам отдельных народов и реальному процессу общения образования и воспитания детей. Использование игровых, экспериментальных, творческих и исследовательских заданий направлено на углубление комплексного и эстетического восприятия окружающего мира. Книга-кейс состоит из семи блоков. Каждый блок содержит в себе свою определенную информацию: задания с загадками, интересные факты, игры, ментальные карты, авторские рисунки, фотографии, мастер-класс, народные подвижные игры. Не менее интересной была работа над приложением к книге кейсу. В его основе лежит авторская сказка о богине Ведяве. К сказке прилагается ментальная карта о мифическом мордовском персонаже –богине воды Ведяве и авторская игра - ходилка «В поисках волшебного гребня». До того, как отправиться в путь-дорогу в поисках золотого волшебного гребня, игроки знакомятся с обитателями этого мира - мифологическими существами, духами воды разных народов : Ведява (Мордовия, Русалка (Русь и Западная Европа; на Руси – просто в образе девушки, в Европе – полурыба-полуженщина, Ундина (народы Европы, Сирена (Древняя Греция, Шелки (Ирландия и Шотландия, в Ирландии также - роаны, Су Анасы (Татарстан, Нингё (Япония, Вудаш (Чувашия). Чтобы завладеть чудесным гребнем, обладающим волшебной силой, игроки преодолевают все препятствия и испытания, приготовленные духами.
В состав игры входят: игровое поле, кубик, фишки по количеству игроков, конверты с наклеенными на них квадратами зеленого, красного, розового, желтого, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого цветов. В конвертах – задачи от духов водной стихии.
Цели игры:
- обрести и закрепить знания о мифологических существах разных народов, вызвать интерес к древним легендам и преданиям как источникам современной культуры (литературы, живописи и др.);
- воспитать целеустремленность, интерес как к процессу игры, так и к победе (при понимании победы не только как выхода в лидеры по очкам и получение награды, но и как обретению нового знания и опыта);
- способствовать формированию самостоятельности в процессе выполнения заданий;
- развивать внимание, логическое и критическое мышление, зрительную память, кругозор;
Ментальная карта включает в себя уникальную информацию о своего рода сородичах Ведявы: духах водной стихии, в игре - ходилке они также упоминаются, и игроки, совершая ходы, решают различные задачки от мифологических существ: отгадывают загадки, вспоминают факты из легенд, отвечают на вопросы-головоломки, рисуют, выполняют штриховки и в то же время аргументируют свою точку зрения.
Мифы разных народов, загадочные персонажи - все это очень интересно детям. Эстетическое воспитание на материале народной сказки сейчас очень актуально, оно требует серьезной работы, характер и содержание которой и обусловливаются самим литературным произведением, сказочным героем, а также возрастом детей и уровнем их развития. Сказка – это не только очень понятный, любимый детьми жанр, но и огромный пласт национальной культуры. Мы должны это не только помнить, но изучать, сохранять и приумножать. Сказка несет в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. Поэтичность языка пробуждает в детской душе глубокие чувства, вызывает особый эмоциональный отклик, учит любить свой народ, его культуру, традиции, желание изучать родной язык.
Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, и всем, кто интересуется новинками в вопросах воспитания и обучения дошкольников, отражает инновационные подходы к проблеме углубленного чтения сказки. И при определенном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно - художественной ценности произведения, правильной организации последующей деятельности детей, глубокого погружения в смысловую направленность народной сказки, могут оказывать огромное воспитательное воздействие на развитие ребенка.
Список литературы
Аникин В. П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., 1977.