Алина Даниловна
Конспект занятия с применением сказки как средства организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
- Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
- Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
- Повысить уровень мастерства педагогов.
- Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Публикация «Конспект занятия с применением сказки как средства организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
Главную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, в форме опытно-экспериментальных действий с использованием игр, сказки, творчества. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований.
Экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт.
Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Посмотрите какую я книгу нашла, давайте мы с вами его откроем. Ой, тут же все сказки перепутаны, и тут письмо от бабы яги.
«ваши сказочки попали в беду и теперь вы их никогда не сможете их прочитать!»
Что же будем делать? Надо сказки выручать?Надо сказкам помогать?
Как же мы сможем им помочь?
Добрая фея решила помочь и оставила нам волшебную шкатулочку. Давайте откроем и посмотрим, что нам подарила фея. (открываем шкатулочку, рассматриваем предметы).
- Ну, что, вы готовы помочь сказочным героям
Первая заколдованная страничка
«Не послушал он сестрицу
И напился из копытца
Был он мальчиком, ребёнком
Стал он беленьким козлёнком»
- Узнали ребята сказку?
-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-Давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?
-Почему нельзя было пить эту воду?
- Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды.
-Давайте откроем нашу волшебную шкатулку, что нам может пригодиться?
С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.
Опыт «Фильтрация воды»
- Посмотрите на воду в бутылке и скажите можно ее пить? А почему?
- А можем мы ее из грязной превратить в чистую?
- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду.
Вместе выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры.
Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды.
- В пустой стакан ставим воронку, в нее кладем ватный диск и очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в воронку с фильтром.
- Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
- Куда же делась грязь? Куда делся песок?
- Сравните полученную воду с нашей водой. Она одинаковая?
- Какой вывод можно сделать?
- Вывод: И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через фильтр, то беды можно было избежать.
-Помогли мы Аленушке и Иванушке?
Откроем дальше нашу книгу и посмотрим, кто ещё нуждается в нашей помощи.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Узнали из какой это сказки?
Что случилось с поросятами? Давайте обратимся к нашей шкатулке?
- А вы помните из какого материала домики построили поросята?
- Молодцы, правильно из соломы, из прутиков, из камня.
- А из какого материала волк не смог разрушить домик? А почему?
- Тогда подумайте, к столу с какой цифрой нам нужно подойти, чтобы проверить, правда ли что домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный?
Эксперимент «Самый прочный»
- Посмотрите на стол, перед вами: соломинка, прутик, камень.
- Положите перед собой на стол соломинку и представьте, что случится, если вы подуете на нее?
- Теперь подуйте, произошло то, что вы думали? Соломинка легко сдвинулась с места?
- Теперь положите перед собой прутик и представьте, что случится, если вы подуете на него. Подуйте на прутик. Сравните, что легче сдвинулось с места прутик или соломинка?
- И в конце эксперимента представьте, что случится, если вы подуете на камень? Проверьте свое предположение.
- Какой материал самый легкий? Тяжелый? Какой из них будет самый прочный?
- А теперь попробуйте переломить, смять, сломать наши строительные материалы. Какие материалы прочные, ломкие, а какие нет?
- Какой вывод мы можем сделать? Из какого материала поросятам надо было построить свои дома? Почему?
- Правильно, дом из камня самый прочный потому, что камень самый тяжелый и прочный материал.
Золушка ждет от нас помощи. Дело в том, что злая мачеха не хочет, чтобы Золушка попала на бал и дала ей много работы. Бедняжке нужно разобрать все, что в мешке по разным чашкам. Только тогда она сможет попасть на королевский бал.
Ребята, сможем мы помочь Золушке? Давайте откроем нашу волшебную шкатулку, может и сейчас она нам поможет?
Эксперимент «Волшебное сито»
- Посмотрите, что лежит на столе?
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же перемешала мачеха?
- Как быстро разделить крупы друг от друга? Ведь до бала осталось всего несколько минут.
-Давайте поможем Золушке перебрать крупу (манная крупа, смешана с гречневой).
- Как же это сделать быстрее?
- Что это? (показывает сито)
- Знаете, как этим пользоваться, что надо делать?
- Конечно, просеять крупу.
Предлагается детям провести эксперимент: просеять манку через сито.
- Что остаётся в сите? Что из сита сыплется в миску?
Объясните, почему так можно разделить крупы?
Воспитатель подводит к выводу : гречка крупная – не пройдет в ситечко, потому что ячейки ситечка меньше чем гречка, а мелкая манка высыпается в тарелку.
- Молодцы! Золушка будет очень рада, теперь она точно попадет на бал.
У нас опять получилось помочь Золушке.
Следующая история, Буратино потерял ключ.
Оборудование: белая бумага, свеча или белый восковый мелок, вода, кисточка, акварель.
Заранее нарисуем ключик на листе бумаги свечой или белым восковым мелком. Затем раскрасим акварелью лист. Наш ключик проявится.
Вывод: ключик нарисован воском, а это такой материал, с которого скатывается вода (гидрофобный) – поэтому краска, которой мы покрасили листок скатилась с изображения ключика, и рисунок стал виден на бумаге.
Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.