Юлия Колесникова
Сказка как средство формирования математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
создание системы работы по развитию математических представлений посредством сказки для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развитие математических представлений посредством создания сказочных ситуаций;
Развитие математического мышления, фантазии;
Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Воспитание активной творческой личности.
Публикация «Сказка как средство формирования математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Многие исследователи работающие в области математического развития дошкольников (Большунова Н. Я., ШарыгинаТ. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, где акцент в обучении делается не на запоминании информации, а на глубоком её понимании, сознательном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое.
Этим и было обусловлен выбор темы работы «ФЭМП посредствам сказки»
Методы работы со сказкой:словесные, практические, игровые
После прочтения или рассказывания сказки я всегда провожу беседу по ее содержанию, в которую включаю вопросы по математике.
Например:
Сказка «Зимовье»
Сколько зверей жило на зимовье?
Кто за кем приходил в зимовье?
Сказка «Маша и медведь»
Сколько раз медведь
садился на пенек отдохнуть?
Вспомните 4 сказки про медведя.
Тем самым, идет закрепление количества и счета, развивается память и мышление.
С помощью сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки.
Сказка: Волк и семеро козлят.
Задачка: Если бы один козленок спрятался в печку, двое ушли гулять, а еще двое ушли без разрешения в лес, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)
Сказка: Гуси-лебеди.
Задачка: На яблоньке росло 7 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.
Интересны детям задания на придумывание считалок.
Один – волк,
Два – коза,
Три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Ваня с Машей в лес пошли
Там яблоньку нашли
Один, два, три –
Яблоки поровну дели.
Они учат думать и придумывать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.
При обучении детей цифрам я использую пластилиновые сказки. Дети лепят героев и озвучивают сказки. Я монтирую ролики.
Мои наблюдения показали, что на занятиях по математике возросла мыслительная активность детей, дети больше стали задавать вопросов, увеличилось и количество ответов. Снизилась утомляемость, не смотря на усложнение материала. Дети с интересом рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой, как об интересном и радостном событии своей жизни.
Используемые ресурсы:
Шорыгина Т. А. Путешествие в Цифроград: Первая математическая сказка, — М. : Сфера, 2012.
Шорыгина Т. А. Путешествие в Цифроград: Вторая математическая сказка, — М. : Сфера, 2012.
Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 39–43
Любичева Р. Ф., Мухамедьянова Р. Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2007. — № 6. – С. 32–36.
Костикова Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2012. №1. С. 96 – 100.