Елена Анцибор
Сказка как одно из средств развития эмоционально-волевой сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в направлении сказкотерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. (слайд 2).
Основной принцип метода – духовное, целостное развитие личности ребенка. (Слайд 3).
Публикация «Сказка как одно из средств развития эмоционально-волевой сферы ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами.
При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.
Формы работы использую различные (слайд 4) :
1. Постановка спектаклей (кукольных и по ролям).
2. Рассказывание и анализ сказок.
3. Сочинение сказок.
4. Рисование сказок.
5. Куклотерапия (использование кукол-марионеток).
6. Песочная терапия.
В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть одновременно женой и матерью, мужем и отцом, начальником и подчиненным. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют «соответствие образу». Негибкое соответствие, как известно, лишает человека спонтанности. В сказке же человек может реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа.
При постановке спектаклей решаются следующие задачи (слайд 5) :
1. обогащение знаниями, умениями, навыками (это знания о нормах, ценностях, овладение навыками правильного поведения);
2. развитие интереса к литературе и театру;
3. развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
4. развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива.
5. формирование норм поведения;
6. воспитание морально-волевых качеств личности.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьсв, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
В сказкотерапии есть такое направление как имидж-терапия (слайд 6). Ее родоначальником был Андрей Владимирович Гнездилов. Он сначала создал самодеятельный психотерапевтический театр. И первые актеры в этом театре были онкологические больные. В театре был создан большой гардероб старинных костюмов. Спектакли возникали спонтанно: переодевшись, люди жили жизнью нового образа.
Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу.
При постановке спектакля мы с детьми сначала разбираем характер каждого персонажа, изображаем мимикой и пантомимикой этого героя. Ставим не только сказки, но и обыгрываем реальные ситуации, которые могут произойти в детском саду, ситуации конфликтов (слайд 7).
Мы с детьми ставим спектакли не только с реальными персонажами, но также самостоятельно изготавливаем кукол и ставим кукольные спектакли; шьем совместно с детьми и родителями кукол-марионеток, затем ставим спектакли (слайд 8). Процесс изготовления кукол помогает даже самому подвижному и непоседливому ребенку стать более уравновешенными. Марионетка прекрасна тем, что оживает в наших руках. Эти куклы достаточно самостоятельны, ибо находятся на расстоянии от рук кукловода. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни
Изготовление кукол-марионеток (слайд 9). :
- Развивает мелкую моторику руки («мануальный интеллект»).
- Развивает фантазию и образное мышление.
- Развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг.
- Развивает способность к концентрации внимания.
Помимо постановки спектаклей я на своих занятиях использую такие приемы как чтение, анализ сказок (слайд 10).
Ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки (слайд 11).
Но прочитать сказку – это пол дела. Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Обязательно должно быть подведение итога: какой опыт мы возьмем с собой из сказки? (слайд 12)
Еще мы на занятиях с детьми используем групповое рассказывание сказок, когда каждый участник по очереди рассказывает маленький кусочек сказки (слайд 13). Также рассказываем сказку от имени различных персонажей. Например, сказку «Колобок» рассказываем от лица Колобка, Лисы, лесной тропинки. Персонажи, от имени которых будет рассказана сказка, могут быть разнообразными (причем не обязательно выбирать только тех героев, которые участвуют в сюжете). Сказку «Колобок» может рассказать и Баба Яга и Василиса Прекрасная. Такой метод полезен тем, что он помогает ребенку децентрироваться, встать на место другого.
Еще на занятиях мы с детьми рисуем сказочную страну, потом придумываем героев, живущих в этой стране и сочиняем истории, которые могли с ними приключиться (слайд 14, 15).
В сказкотерапии много возможностей использования проективных диагностик (слайд 16). Взять, например, использование куклы-марионетки. Если понаблюдать за тем, как дети водят куклу, то сразу можно выявить подвижного, гиперактивного ребенка. Такой ребенок просто дергает за веревочки и не следит за тем как на кукле отражаются его действия. Процесс изготовления куклы тоже несет в себе определенную информацию: какой персонаж выбирает ребенок, каким характером он его наделяет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы.
Диагностично также решение сказочных задач. На своих занятиях я специально создаю сказочные задачи. Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы ребенок мог перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственного правильного решения. Цель сказочной задачи – простимулировать процесс «генерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.
С помощью сказочной задачи можно строить не только проективную диагностику, но и коррекцию, ибо следующий вопрос может быть таким: «А что можно сделать, чтобы царевна улыбнулась, рассмеялась? Мы в Сказочной стране, и нам доступны самые разнообразные средства». Отвечая на этот вопрос, дети на метафорическом уровне расскажут о том, что поднимает их настроение, что их может вывести из сложных эмоциональных состояний.
В качестве диагностики можно использовать рисуночные тесты. Когда ребенок подвергается влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, он как бы «заколдовывается». При этом повышается уровень тревожности, появляется агрессивность, суетливость, дисгармоничность. И важно установить, во что заколдован ребенок. Поэтому можно использовать такое задание: «Нарисуй, во что бы тебя могли заколдовать» (можно уточнить – злая ведьма, колдун и пр.). Отсюда идет коррекция. Так как любое колдовство обратимо, и всегда можно найти действие, которое позволит «расколдоваться». Однако, побывав в состоянии "заколдованности" герой не может быть прежним, он обязательно должен измениться, стать лучше, приобрести новые качества, способности и возможности. Поэтому снова даем ребенку задание : "Нарисуй, в кого бы тебя превратил Добрый Волшебник".
В индивидуальной работе я использую песочницу (слайд 17). Песочница – это хорошая среда для создания сказок. Ребенок, создавая свой мир в песочнице, чувствует себя настоящим волшебником. Игра в песочнице позволяет преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок. Когда ребенок разыгрывает на песке сказочные сюжеты, он приобретает опыт разрешения жизненных ситуаций.
(Несколько слов о результатах диагностики. Слайд 18).
Завершая свое выступление, я хочу привести в пример Т. Д. Зинкевич-Евстигнееву. Она говорит: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной» (слайд 19). То есть, какая бы проблема ни была: страхи, энурезы, тики, агрессивность и т. д. прежде всего нужно искать причину. А причина во внутренней дисгармонии. Поэтому все мероприятия помощи ребенку можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни, как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель.