Папки-передвижки

Сказка как метод коррекции речевых нарушений

Наталья Фролова
Сказка как метод коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы знаем,чт осказка соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят в любом возрасте, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Обычно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, любовь и ненависть,измена и коварство.

Публикация «Сказка как метод коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к у знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка- одна из важнейших психических функций человека.

В своей работе я использую разные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из них является использование сказки. Сопереживая героям сказок, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться с стрессовыми нагрузками, излишней тревожностью. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, помогает в решении спорных вопросов.

Наиболее эффективно обучение ребенка-дошкольника в форме игры, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов и постановка театрализованных представлений по сюжетам русских народных сказок. Вследствии этого я стала использовать в логопедической работе с детьми музыкально - логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, работают над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают в постройке диалогов, а также влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

Основная цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Задачи:

Образовательные:

-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)

-развитие фонематического восприятия;

-автоматизация звуков

-совершенствование слоговой структуры слова;

-уточнение структуры предложения

-совершенствование связных высказываний

Воспитательные:

-воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, храбрости,ответственности,чувства патриотизма.

Развивающие:

-развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление)

-развитие темпо-ритмической стороны речи.

Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи. Одной из задач логопедической работы с дошкольниками имеющими речевые нарушения, является формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи). Сказка - это наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в коррекционной работе. О влиянии сказки на ребенка говорили такие ученые, как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп и другие. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Еще в середине19 века известный исследователь русской народной сказки А. Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».

Данная разработка представляет интерес для логопедов, воспитателей, учителей, музыкальных работников; может быть использована в дошкольных учреждениях, школах.

Длительность: период работы над сказкой можно условно разделить на два этапа. В среднем подготовка и показ сказки занимает около месяца, все зависит от индивидуальных возможностей детей с нарушением речи.

На первом этапе проходит вся подготовительная работа. Подбирается сказка. Используется сюжет знакомой детям сказки, дополняемый песенками, потешками, музыкально-ритмическими движениями, ритмическими играми, распевками на автоматизацию звуков. Воспитатели помогают подготовить с детьми стихи, слова, отработать сценки. Музыкальный руководитель прослушивает и изучает с детьми музыкальные произведения, которые будут исполняться или звучать. Дома дети с помощью родителей выполняют задания к сказкам. Костюмы и атрибуты к сказкам подготавливаются заранее.

На втором этапе проходит непосредственно презентация сказки. Зрителями являются логопеды, музыкальные руководители, родители, а также воспитанники. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов и вызывает большой интерес как у детей. Так и у взрослых. Дети показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У нихй повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети стараются передать действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки.

Сказка для ребёнка – это целая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или обыгрывая её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказка как метод коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 18:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как метод коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Фролова (УИ 2359549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД