Наталья Фролова
Сказка как метод коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем,чт осказка соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят в любом возрасте, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Обычно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, любовь и ненависть,измена и коварство.
Публикация «Сказка как метод коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир, вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к у знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире. Кроме этого развивается речевая функция ребенка- одна из важнейших психических функций человека.
В своей работе я использую разные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из них является использование сказки. Сопереживая героям сказок, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Сказка помогает ребенку справиться с стрессовыми нагрузками, излишней тревожностью. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, помогает в решении спорных вопросов.
Наиболее эффективно обучение ребенка-дошкольника в форме игры, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов и постановка театрализованных представлений по сюжетам русских народных сказок. Вследствии этого я стала использовать в логопедической работе с детьми музыкально - логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, работают над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают в постройке диалогов, а также влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Основная цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Задачи:
Образовательные:
-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)
-развитие фонематического восприятия;
-автоматизация звуков
-совершенствование слоговой структуры слова;
-уточнение структуры предложения
-совершенствование связных высказываний
Воспитательные:
-воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, храбрости,ответственности,чувства патриотизма.
Развивающие:
-развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление)
-развитие темпо-ритмической стороны речи.
Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи. Одной из задач логопедической работы с дошкольниками имеющими речевые нарушения, является формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи). Сказка - это наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в коррекционной работе. О влиянии сказки на ребенка говорили такие ученые, как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп и другие. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Еще в середине19 века известный исследователь русской народной сказки А. Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Данная разработка представляет интерес для логопедов, воспитателей, учителей, музыкальных работников; может быть использована в дошкольных учреждениях, школах.
Длительность: период работы над сказкой можно условно разделить на два этапа. В среднем подготовка и показ сказки занимает около месяца, все зависит от индивидуальных возможностей детей с нарушением речи.
На первом этапе проходит вся подготовительная работа. Подбирается сказка. Используется сюжет знакомой детям сказки, дополняемый песенками, потешками, музыкально-ритмическими движениями, ритмическими играми, распевками на автоматизацию звуков. Воспитатели помогают подготовить с детьми стихи, слова, отработать сценки. Музыкальный руководитель прослушивает и изучает с детьми музыкальные произведения, которые будут исполняться или звучать. Дома дети с помощью родителей выполняют задания к сказкам. Костюмы и атрибуты к сказкам подготавливаются заранее.
На втором этапе проходит непосредственно презентация сказки. Зрителями являются логопеды, музыкальные руководители, родители, а также воспитанники. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов и вызывает большой интерес как у детей. Так и у взрослых. Дети показывают высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У нихй повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети стараются передать действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки.
Сказка для ребёнка – это целая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или обыгрывая её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов