Татьяна Тукиш
Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.
Публикация «Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Из детских книг ребенок узнает много новых слов.
Раньше всего, дети усваивают бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь. И только потом – эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (печальный, грустный, веселый,радостный, задумчивый, качественную оценку пред-метов (прекрасный, хороший, плохой, отличный, негативный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, дорогуша, ларчик, образования синонимов (работать - вкалывать, горбатиться, засмеялись – захихикали, прыснули, захохотали); с помощью фразеологических оборотов (хлопот полон рот, бить баклуши); слова, в соб-ственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (пудовый - тяжелый); лексику, обозначающую время, пространство, количество.
В старшей группе компенсирующей направленности дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям художественных произведений, знакомятся со сказками, рассказами, стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками. Дети этого возраста самостоятельно определяют жанр произведения, сравнивают его с другими жанрами, объясняют их специфику. Они легко различают прозу и поэзию.
Всегда, после того, как расскажу или прочитаю сказку, провожу беседу с детьми:
1. Почему вы думаете, что это сказка?
2. О чем в ней говорится?
3. Кто из героев сказки понравился и чем?
4. Вспомните, как начинается сказка и как она заканчивается?
5. Какими словами автор характеризует героев и их поступки?
6. Что победило в сказке?
Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер ее героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
В русской народной сказке очень много элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. В сказке – богатство русского языка. И надо научить ребенка видеть и понимать это богатство. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.
При работе со сказкой можно использовать ряд приёмов, способствующих более полному проник-новению в образный строй и язык сказки.
1. Необходимо повторное чтение отрывков из текста сказки. С первого чтения ребенок не всегда может заметить художественные достоинства сказки, отметить образные сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. Желателен пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.
3. Рисунки и иллюстрации помогают понять произведение.
4. Драматизация – очень эффективный метод развития образной речи. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием.
5. Всегда учу детей подбирать определения к персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Помогут в этом игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса, «Найди похожие слова».
6. Всегда нужно разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (замок - замок, а порой и различный контекст (собачий хвост - собачий характер).
7. Объяснять этимологию слова.
Многолетняя практика моей работы показывает, что учитель-логопед должен активно знакомить детей с различными литературными произведениями, в том числе и со сказками, тщательно отбирая стихотворный материал и прозаические произведения. В процессе ознакомления детей с художественным словом активно развивается речь, воспитывается любовь к родному языку, формируется умение слушать и понимать литературное произведение.