Получи документы

Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР

Татьяна Тукиш
Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Я много пишу о художественной литературе и ее роли в развитии речи детей. Считаю, что эта тема неисчерпаема. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.

Публикация «Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Из детских книг ребенок узнает много новых слов.

Раньше всего, дети усваивают бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь. И только потом – эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (печальный, грустный, веселый,радостный, задумчивый, качественную оценку пред-метов (прекрасный, хороший, плохой, отличный, негативный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, дорогуша, ларчик, образования синонимов (работать - вкалывать, горбатиться, засмеялись – захихикали, прыснули, захохотали); с помощью фразеологических оборотов (хлопот полон рот, бить баклуши); слова, в соб-ственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (пудовый - тяжелый); лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В старшей группе компенсирующей направленности дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям художественных произведений, знакомятся со сказками, рассказами, стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками. Дети этого возраста самостоятельно определяют жанр произведения, сравнивают его с другими жанрами, объясняют их специфику. Они легко различают прозу и поэзию.

Всегда, после того, как расскажу или прочитаю сказку, провожу беседу с детьми:

1. Почему вы думаете, что это сказка?

2. О чем в ней говорится?

3. Кто из героев сказки понравился и чем?

4. Вспомните, как начинается сказка и как она заканчивается?

5. Какими словами автор характеризует героев и их поступки?

6. Что победило в сказке?

Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер ее героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В русской народной сказке очень много элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. В сказке – богатство русского языка. И надо научить ребенка видеть и понимать это богатство. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

При работе со сказкой можно использовать ряд приёмов, способствующих более полному проник-новению в образный строй и язык сказки.

1. Необходимо повторное чтение отрывков из текста сказки. С первого чтения ребенок не всегда может заметить художественные достоинства сказки, отметить образные сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. Желателен пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.

3. Рисунки и иллюстрации помогают понять произведение.

4. Драматизация – очень эффективный метод развития образной речи. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием.

5. Всегда учу детей подбирать определения к персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Помогут в этом игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса, «Найди похожие слова».

6. Всегда нужно разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (замок - замок, а порой и различный контекст (собачий хвост - собачий характер).

7. Объяснять этимологию слова.

Многолетняя практика моей работы показывает, что учитель-логопед должен активно знакомить детей с различными литературными произведениями, в том числе и со сказками, тщательно отбирая стихотворный материал и прозаические произведения. В процессе ознакомления детей с художественным словом активно развивается речь, воспитывается любовь к родному языку, формируется умение слушать и понимать литературное произведение.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» В настоящее время одной из наиболее важных, и глобальных проблем общества, является состояние здоровья наших детей. Как известно, физическое.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 19:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка и ее роль в развитии речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД