МААМ-картинки

НОД в подготовительной группе «Сказание о М. В. Ломоносове»

Наталья Смирнова
НОД в подготовительной группе «Сказание о М. В. Ломоносове»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно-образовательная деятельность.

Познавательное развитие.

Подготовительная группа.

Тема. Сказание о М. В. Ломоносове.

Цель. Воспитание нравствено-патриотических чувств у дошкольников старшего возраста.

Задачи:

Познание 1. Познакомить с выдающимся великим ученым России М. В. Ломоносовым его становлением как ученый.

2. Развивать познавательный интерес к открытиям М. В. Ломоносова.

Публикация «НОД в подготовительной группе „Сказание о М, В, Ломоносове“» размещена в разделах

Социализация. 1. Развивать умение высказывать свое мнение, выражать свои чувства

2. Воспитывать стремление прилагать усилия к познаниям для достижения поставленных целей.

Оборудование: Презентация с иллюстрациями к данной теме.

Ход. НОД

Воспитатель. -Как называется страна в которой вы живете?

- Назовите столицу нашей страны.

Наша страна огромная : в ней много лесов, полей, рек и все это является ценностью нашего государства. Но самая главная ценность в стране это люди. которые приносят пользу государству.

-Назовите известных вам людей, которые принесли большую пользу и славу России во всем мире!

1. М. В. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

2. М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области). Деревня стоит на большом острове. С одной стороны берег Северной Двины, а с другой стороне острова через речку Курополку раскинулось большое старинное село Холмогоры.

3. В государевых книгах деревенские жители с острова назывались крестьянами. Но были они крестьянами необычными: землю не пахали, хлеб не сеяли, а всё своё пропитание добывали на море. За это их и прозвали поморами.

Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека.

1 реб.

Отца Михайла Ломоносова, Василия Дорофеевича, считали человеком среди поморов знаменитым. В юные годы он был простым рыбаком и ходил в одной артели вместе с соседями на большой лодке в море. Потом он приобрёл свою лодку и стал нанимать помощников. А ещё через несколько лет сумел построить корабль, по-современному оснастил его парусами и вместе с командой плавал на нём к дальним берегам. Корабль назывался «Чайка», и другого такого быстрого корабля у поморов не было. Прошли ещё годы, и отец стал владеть несколькими судами.

Только маленького сына видел Василий Дорофеевич редко: с весны уходил в море на промысел, а зимой тоже дела да заботы.

— Батюшка твой — мореход известный, — говорили соседи маленькому Михайле Ломоносову. — Подрастёшь — он своё дело тебе передаст.

2 реб.

4. Сначала маленький Ломоносов думал, что вся Земля состоит из их острова, а всё человечество — из тех, кто живёт в его деревне Мишанинской да в соседней — Денисовке. И когда однажды к берегу пристал иноземный корабль, а с него спустились странно одетые люди, говорящие на непонятном языке, мальчик сильно этому удивился.

— Земля, она большая, — объяснил отец, — ещё, говорят, она круглая, и людей на ней столько, сколько на небе звёзд.

И тогда сын решил сосчитать звё зды: сколько же их? Он вглядывался в небесную высоту, но всякий раз сбивался.

Маленького Ломоносова интересовали многие загадочные явления: откуда на небе появляются тучи, почему луна меняет свой лик, превращается в месяц, а потом снова становится круглой и чьё это лицо на ней видится? Или, например, почему звёзды в ясную ночь так странно мигают.

3 реб.

Однажды Михайло принёс с реки домой кусок льда и засунул в горячую печь, прямо в огонь. А рядом положил настоящий камень. Лёд, подпрыгивая, зашипел, быстро превратился в лужу и моментально испарился. А с камнем ничего не произошло, он только слегка покраснел. Так почему лёд, твёрдый как камень, тает, а камни — нет?

Множество тайн окружало его. Куда ни глянь — всё таинственно, загадочно, интересно.

— Всё от Бога, — объяснял отец. — Как Бог задумал, так и случается. А почему — человеку это узнать недоступно. Главное, своё дело хорошо делать, а лишние вопросы только мешают.

— Есть такие люди — учёные. Они на твои вопросы знают ответ, потому что грамотные, много книг прочитали, — соглашался с отцом сосед Иван Шубин. — А мы, по простоте своей, об этом не думаем.

4 реб.

Тогда стал семилетний Михайло уговаривать взрослых, чтоб и его грамоте научили.

Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?

5 реб.

5. У Василия Дудина, что Приказчиком служил на верфи, где строят корабли. Михайло нашел книги, привезённые из Москвы.

Одна называлась «Грамматика», её напечатал учёный человек Мелетий Смотрицкий в Москве другая — «Арифметика», Леонтий Магницкий, преподаватель Школы математических и навигацких наук.

Михайло стал просить обе книги. За просто так Василий Дудин книги отдавать не захотел, тогда Михайло предложил ему эти книги отработать. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика». в них маленький Ломоносов настоящие знания. «Арифметика» Магницкого не походила на нынешние школьные «Арифметики». Это была настоящая энциклопедия.

6. На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет». Но про книги не забывал. Ломоносов был готов читать книги с утра до вечера и выучить наизусть. В это время у Михайла умирает мама. Отец привёл в дом новую жену. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.

Книжная премудрость

— Хочешь книжную премудрость познать, должен языки выучить: латынь да греческий, — сказал как-то Михайле диакон Семён Сабельников, — на тех языках учёные знания записаны.

Только кто же в деревне этим языкам обучит?

Всю зиму Михайло вынашивал планы: «Летом опять пойду с батюшкой на «Чайке», а как встретим иноземное судно, я и попрошу меня обучить книжной латыни».

Однако сколько он летом ни искал моряков, чтоб на латыни говорили или на древнегреческом, нигде такие не встречались.

— И не встретятся, — объяснил наконец ему один опытный человек, который плавал по многим морям. — На тех языках люди уже давно не разговаривают, знают их только учёные попы в заморских землях.

— И опять неправда! — заспорил сосед-диакон. — Языки эти изучают в семинарии.

— А где такая семинария есть?

— Есть-то она есть, да не про твою честь. Ибо обучают там только детей духовных особ.

— Как же мне-то знания получить? — затосковал Михайло.

— Разве что в Москве. Там всякие школы, говорят, есть.

7. Отпусти меня в Москву

— Батюшка, а батюшка, отпусти меня в Москву, я учиться хочу! — стал просить отца Михайло.

— Что ещё за глупости ты выдумал! — расстроился отец. — Я тебе своё дело мечтаю передать, а ты — в Москву. Да и чему такому тебя там научат, чего я здесь не умею?

— Наукам всяческим. Отпусти, сделай милость! — продолжал упрашивать Михайло.

— Науки — то барская прихоть, одно баловство. А наше дело — судно водить, рыбу ловить, морского зверя бить. Я уж тебе и невесту присмотрел.

Не хотел юный Ломоносов жениться, а хотел учиться. «Не отпустит батюшка в Москву — сам дойду», — решил он.

8. В тайне от отца Михайло выписал себе паспорт у знакомого писаря. решается идти в Москву вместе с рыбным обозом. Один друг дал ему три рубля взаймы, другой — полукафтан, чтоб было в чём перед людьми показаться. И, выждав удобный случай, морозной ночью покинул Михайло родной дом. Прихватив припрятанный узелок, заторопился он через реку Двину по льду догонять обоз. А через три недели Михайло Ломоносов входил в Москву. Шёл ему тогда двадцатый год.

9. Михайло думал, что стоит ему до Москвы добраться, так трудности и закончатся. На самом деле трудности только начались.

— Где тут у вас латыни и греческому обучают? — спрашивал он москвичей.

А те тоже спрашивали в ответ:

Ты родом из кого: из дворян? Или из купцов? Или хотя бы из духовных лиц?

Потому как в Москве в те времена ни в школы, ни в училища крестьянских детей не принимали.

10. «А я дворянином запишусь!» — сообразил наконец Ломоносов. И записался, подправив немного свой паспорт. Через несколько лет, когда этот обман раскрылся, его чуть не отправили в солдаты. Но к тому времени уже стал Ломоносов лучшим учеником в Славяно-греко-латинской академии. Именно там обучали греческому и латыни. Туда Ломоносов и поступил.

Его приняли в первый класс, а вокруг сидели дети лет по десяти-одиннадцати.

Но за первый год он прошёл сразу три класса. А всего классов было семь. В шести «нижних» классах ученикам давали на жизнь по три копейки в день. И только в седьмом — на копейку больше. Михайло жил впроголодь, но зато сумел выучить древние языки, прочитать труды старинных греческих и римских писателей, философов. Однако на вопросы, которые его мучили, ответа он не нашёл. Не учили здесь таким наукам. Обычно после седьмого класса путь у выпускников был или в священники, или в учителя церковно-приходской школы. Этот путь ждал и Михайлу Ломоносова.

11. Но тут случилось невероятное. 15 октября 1735 года из Петербурга прислали указ: лучших учеников переслать в столицу, в академию наук. Лучших было выбрано двенадцать. Они и поехали. Так Михайло Ломоносов оказался в Петербурге.

В то время в Российской академии наук служили одни иностранцы. Многих европейских учёных приглашал ещё сам царь Пётр I. И, слушая лекции профессоров академии, Ломоносов стал изучать те науки, о которых давно мечтал. Его учили математике, физике, географии, истории, философии, даже танцам и немецкому языку.

12. Скоро он понял, что немецкий учат они не случайно: из двенадцати студентов профессора должны были выбрать трёх лучших и через год отправить их для обучения в Германию. И первым среди лучших снова был Ломоносов.

Пять лет Михайло Ломоносов получал за границей самые передовые познания о том, как устроена природа. Его уже называли высокообразованным человеком, но на свои простые детские вопросы он так и не получил ответа. И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам.

13. В Петербурге Ломоносов стал академиком и великим учёным — самым первым из русских людей.

14. Стараясь ответить на свои детские вопросы, он сделал много важных научных открытий. Мы и сегодня пользуемся этими его открытиями в физике, химии, астрономии, метеорологии и геологии.

15. По «Грамматике» Ломоносова учились все русские люди. По его «Риторике» учились правильно и красиво говорить, по его правилам стихосложения поэты учились писать стихи.

Физминутка старославянская

Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их. (пр. и лев. руки)

Поднимите рамена – опустите. (плечи)

Погрозите перстами. (пальцами)

Вытяните выю. (шею)

Наклоните главу – опустите.

Погладьте себя по ланитам. (шеки)

21. Ломоносов нашёл и раскрыл секрет цветных стёкол. В своёй мастерской он создавал картины и портреты удивляющие нас до сих пор.

22. во многих областях наук оставил свой след и сделал открытия.

23. Он делал всё, чтобы в России стало больше образованных людей, и по его проектам в Петербурге открыли Академию художеств, а в Москве — университет.

Ломоносов стал самым образованным человеком в России

• Знал несколько языков.

• Сочинил множество стихов.

• Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.

• Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.

• Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.

Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле.

реб.

"Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел,

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел, достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил гений!"

Итог. Что интересного вы узнали на занятии?

Почему о М. В. Ломоносове говорят во всем мире?

Почему в России люди гордятся М. В. Ломоносовым?

Что нужно делать чтобы стать таким как Ломоносов?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа «Сказание о Петре и Февронии» в старшей разновозрастной группеБеседа «Сказание о Петре и Февронии» в старшей разновозрастной группе Цель:рассказать детям о празднике «День семьи, любви и верности» Задачи. Развивающие: развивать активную социальную позицию; связную речь.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Цель: Закрепление правил дружбы,.

Конспект НОД по ПДД в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Закреплять.

НОД в подготовительной группе «Дождь» Цель: Развивать познавательный интерес к познанию природы, через приобщение к творчеству русских художников и экспериментальную деятельность.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20»Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20» Цель: обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет. Задачи: • Закреплять навыки количественного и порядкового счета.

Математический КВН в подготовительной группе «Знайки» и «Почемучки» Цель. •Закрепить знания детей о составе числа и смежных числах. •Упражнять в решении задач на сложение и вычитание,.

НОД по математике в подготовительной группе «Насекомые» Цель: формировать представление о насекомых. Образовательные задачи. Совершенствование умения составлять условие, ставить вопрос задачи,.

НОД по ПДД «Я и дорога» в подготовительной группеНОД по ПДД «Я и дорога» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вешкаймский детский сад «Рябинка» Воспитатель: Приказчикова С. Г. НОД по правилам.

Пасхальное сказание «Красношейка»Пасхальное сказание «Красношейка» Удивительное сказание известной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф (лауреата Нобелевской премии по литературе) об исполнении заветной.

Проект в подготовительной группе «9 Мая» МДОУ "Новомичуринский д/с№1" Тип проекта: Индивидуальный, краткосрочный, информационный, практико-ориетированный. Сроки проведения проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе «Сказание о М. В. Ломоносове»
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 14:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной группе «Сказание о М. В. Ломоносове»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД