Наталья Смирнова
НОД в подготовительной группе «Сказание о М. В. Ломоносове»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность.
Познавательное развитие.
Тема. Сказание о М. В. Ломоносове.
Цель. Воспитание нравствено-патриотических чувств у дошкольников старшего возраста.
Задачи:
Познание 1. Познакомить с выдающимся великим ученым России М. В. Ломоносовым его становлением как ученый.
2. Развивать познавательный интерес к открытиям М. В. Ломоносова.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ломоносов М.В.
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Социализация. 1. Развивать умение высказывать свое мнение, выражать свои чувства
2. Воспитывать стремление прилагать усилия к познаниям для достижения поставленных целей.
Оборудование: Презентация с иллюстрациями к данной теме.
Ход. НОД
Воспитатель. -Как называется страна в которой вы живете?
- Назовите столицу нашей страны.
Наша страна огромная : в ней много лесов, полей, рек и все это является ценностью нашего государства. Но самая главная ценность в стране это люди. которые приносят пользу государству.
-Назовите известных вам людей, которые принесли большую пользу и славу России во всем мире!
1. М. В. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.
2. М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области). Деревня стоит на большом острове. С одной стороны берег Северной Двины, а с другой стороне острова через речку Курополку раскинулось большое старинное село Холмогоры.
3. В государевых книгах деревенские жители с острова назывались крестьянами. Но были они крестьянами необычными: землю не пахали, хлеб не сеяли, а всё своё пропитание добывали на море. За это их и прозвали поморами.
Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека.
1 реб.
Отца Михайла Ломоносова, Василия Дорофеевича, считали человеком среди поморов знаменитым. В юные годы он был простым рыбаком и ходил в одной артели вместе с соседями на большой лодке в море. Потом он приобрёл свою лодку и стал нанимать помощников. А ещё через несколько лет сумел построить корабль, по-современному оснастил его парусами и вместе с командой плавал на нём к дальним берегам. Корабль назывался «Чайка», и другого такого быстрого корабля у поморов не было. Прошли ещё годы, и отец стал владеть несколькими судами.
Только маленького сына видел Василий Дорофеевич редко: с весны уходил в море на промысел, а зимой тоже дела да заботы.
— Батюшка твой — мореход известный, — говорили соседи маленькому Михайле Ломоносову. — Подрастёшь — он своё дело тебе передаст.
2 реб.
4. Сначала маленький Ломоносов думал, что вся Земля состоит из их острова, а всё человечество — из тех, кто живёт в его деревне Мишанинской да в соседней — Денисовке. И когда однажды к берегу пристал иноземный корабль, а с него спустились странно одетые люди, говорящие на непонятном языке, мальчик сильно этому удивился.
— Земля, она большая, — объяснил отец, — ещё, говорят, она круглая, и людей на ней столько, сколько на небе звёзд.
И тогда сын решил сосчитать звё зды: сколько же их? Он вглядывался в небесную высоту, но всякий раз сбивался.
Маленького Ломоносова интересовали многие загадочные явления: откуда на небе появляются тучи, почему луна меняет свой лик, превращается в месяц, а потом снова становится круглой и чьё это лицо на ней видится? Или, например, почему звёзды в ясную ночь так странно мигают.
3 реб.
Однажды Михайло принёс с реки домой кусок льда и засунул в горячую печь, прямо в огонь. А рядом положил настоящий камень. Лёд, подпрыгивая, зашипел, быстро превратился в лужу и моментально испарился. А с камнем ничего не произошло, он только слегка покраснел. Так почему лёд, твёрдый как камень, тает, а камни — нет?
Множество тайн окружало его. Куда ни глянь — всё таинственно, загадочно, интересно.
— Всё от Бога, — объяснял отец. — Как Бог задумал, так и случается. А почему — человеку это узнать недоступно. Главное, своё дело хорошо делать, а лишние вопросы только мешают.
— Есть такие люди — учёные. Они на твои вопросы знают ответ, потому что грамотные, много книг прочитали, — соглашался с отцом сосед Иван Шубин. — А мы, по простоте своей, об этом не думаем.
4 реб.
Тогда стал семилетний Михайло уговаривать взрослых, чтоб и его грамоте научили.
Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?
5 реб.
5. У Василия Дудина, что Приказчиком служил на верфи, где строят корабли. Михайло нашел книги, привезённые из Москвы.
Одна называлась «Грамматика», её напечатал учёный человек Мелетий Смотрицкий в Москве другая — «Арифметика», Леонтий Магницкий, преподаватель Школы математических и навигацких наук.
Михайло стал просить обе книги. За просто так Василий Дудин книги отдавать не захотел, тогда Михайло предложил ему эти книги отработать. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика». в них маленький Ломоносов настоящие знания. «Арифметика» Магницкого не походила на нынешние школьные «Арифметики». Это была настоящая энциклопедия.
6. На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет». Но про книги не забывал. Ломоносов был готов читать книги с утра до вечера и выучить наизусть. В это время у Михайла умирает мама. Отец привёл в дом новую жену. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.
Книжная премудрость
— Хочешь книжную премудрость познать, должен языки выучить: латынь да греческий, — сказал как-то Михайле диакон Семён Сабельников, — на тех языках учёные знания записаны.
Только кто же в деревне этим языкам обучит?
Всю зиму Михайло вынашивал планы: «Летом опять пойду с батюшкой на «Чайке», а как встретим иноземное судно, я и попрошу меня обучить книжной латыни».
Однако сколько он летом ни искал моряков, чтоб на латыни говорили или на древнегреческом, нигде такие не встречались.
— И не встретятся, — объяснил наконец ему один опытный человек, который плавал по многим морям. — На тех языках люди уже давно не разговаривают, знают их только учёные попы в заморских землях.
— И опять неправда! — заспорил сосед-диакон. — Языки эти изучают в семинарии.
— А где такая семинария есть?
— Есть-то она есть, да не про твою честь. Ибо обучают там только детей духовных особ.
— Как же мне-то знания получить? — затосковал Михайло.
— Разве что в Москве. Там всякие школы, говорят, есть.
7. Отпусти меня в Москву
— Батюшка, а батюшка, отпусти меня в Москву, я учиться хочу! — стал просить отца Михайло.
— Что ещё за глупости ты выдумал! — расстроился отец. — Я тебе своё дело мечтаю передать, а ты — в Москву. Да и чему такому тебя там научат, чего я здесь не умею?
— Наукам всяческим. Отпусти, сделай милость! — продолжал упрашивать Михайло.
— Науки — то барская прихоть, одно баловство. А наше дело — судно водить, рыбу ловить, морского зверя бить. Я уж тебе и невесту присмотрел.
Не хотел юный Ломоносов жениться, а хотел учиться. «Не отпустит батюшка в Москву — сам дойду», — решил он.
8. В тайне от отца Михайло выписал себе паспорт у знакомого писаря. решается идти в Москву вместе с рыбным обозом. Один друг дал ему три рубля взаймы, другой — полукафтан, чтоб было в чём перед людьми показаться. И, выждав удобный случай, морозной ночью покинул Михайло родной дом. Прихватив припрятанный узелок, заторопился он через реку Двину по льду догонять обоз. А через три недели Михайло Ломоносов входил в Москву. Шёл ему тогда двадцатый год.
9. Михайло думал, что стоит ему до Москвы добраться, так трудности и закончатся. На самом деле трудности только начались.
— Где тут у вас латыни и греческому обучают? — спрашивал он москвичей.
А те тоже спрашивали в ответ:
— Ты родом из кого: из дворян? Или из купцов? Или хотя бы из духовных лиц?
Потому как в Москве в те времена ни в школы, ни в училища крестьянских детей не принимали.
10. «А я дворянином запишусь!» — сообразил наконец Ломоносов. И записался, подправив немного свой паспорт. Через несколько лет, когда этот обман раскрылся, его чуть не отправили в солдаты. Но к тому времени уже стал Ломоносов лучшим учеником в Славяно-греко-латинской академии. Именно там обучали греческому и латыни. Туда Ломоносов и поступил.
Его приняли в первый класс, а вокруг сидели дети лет по десяти-одиннадцати.
Но за первый год он прошёл сразу три класса. А всего классов было семь. В шести «нижних» классах ученикам давали на жизнь по три копейки в день. И только в седьмом — на копейку больше. Михайло жил впроголодь, но зато сумел выучить древние языки, прочитать труды старинных греческих и римских писателей, философов. Однако на вопросы, которые его мучили, ответа он не нашёл. Не учили здесь таким наукам. Обычно после седьмого класса путь у выпускников был или в священники, или в учителя церковно-приходской школы. Этот путь ждал и Михайлу Ломоносова.
11. Но тут случилось невероятное. 15 октября 1735 года из Петербурга прислали указ: лучших учеников переслать в столицу, в академию наук. Лучших было выбрано двенадцать. Они и поехали. Так Михайло Ломоносов оказался в Петербурге.
В то время в Российской академии наук служили одни иностранцы. Многих европейских учёных приглашал ещё сам царь Пётр I. И, слушая лекции профессоров академии, Ломоносов стал изучать те науки, о которых давно мечтал. Его учили математике, физике, географии, истории, философии, даже танцам и немецкому языку.
12. Скоро он понял, что немецкий учат они не случайно: из двенадцати студентов профессора должны были выбрать трёх лучших и через год отправить их для обучения в Германию. И первым среди лучших снова был Ломоносов.
Пять лет Михайло Ломоносов получал за границей самые передовые познания о том, как устроена природа. Его уже называли высокообразованным человеком, но на свои простые детские вопросы он так и не получил ответа. И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам.
13. В Петербурге Ломоносов стал академиком и великим учёным — самым первым из русских людей.
14. Стараясь ответить на свои детские вопросы, он сделал много важных научных открытий. Мы и сегодня пользуемся этими его открытиями в физике, химии, астрономии, метеорологии и геологии.
15. По «Грамматике» Ломоносова учились все русские люди. По его «Риторике» учились правильно и красиво говорить, по его правилам стихосложения поэты учились писать стихи.
Физминутка старославянская
Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их. (пр. и лев. руки)
Поднимите рамена – опустите. (плечи)
Погрозите перстами. (пальцами)
Вытяните выю. (шею)
Наклоните главу – опустите.
Погладьте себя по ланитам. (шеки)
21. Ломоносов нашёл и раскрыл секрет цветных стёкол. В своёй мастерской он создавал картины и портреты удивляющие нас до сих пор.
22. во многих областях наук оставил свой след и сделал открытия.
23. Он делал всё, чтобы в России стало больше образованных людей, и по его проектам в Петербурге открыли Академию художеств, а в Москве — университет.
Ломоносов стал самым образованным человеком в России
• Знал несколько языков.
• Сочинил множество стихов.
• Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
• Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
• Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле.
реб.
"Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел,
Добиться своей цели в жизни.
Эх! Не успел, достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил гений!"
Итог. Что интересного вы узнали на занятии?
Почему о М. В. Ломоносове говорят во всем мире?
Почему в России люди гордятся М. В. Ломоносовым?
Что нужно делать чтобы стать таким как Ломоносов?