Получи документы

Системный подход к изучению нарушений голоса и темпо-ритмических нарушений речи. Брадилалия и тахилалия

Зеленина Кристина
Системный подход к изучению нарушений голоса и темпо-ритмических нарушений речи. Брадилалия и тахилалия
▼ Скачать + Заказать документы

БРАДИЛАЛИЯ

Брадилалия — это патологически замедленный темп речи.

Изучением брадилалии занимались: Д. Вейс, А. Гутцман, М. Зееман, А. Куссмауль, Ю. А. Флоренская, М. Е. Хватцев и др.

Этиология.

В этиологии брадилалии исследователи выделяют:

• наследственную природу;

• внешние факторы (интоксикация, астенизация и др.);

• воспитание, которое относится к причинам психологического характе-ра.

К патогенезу брадилалии относят следующее:

• Патологическое усиление процесса торможения, он преобладает над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина);

Темочки:

• Центральные, в особенности экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зееман, а кроме этого нарушенное течение кортикальных возбуж-дений во времени, представляющие собой основу элементарных актов, дающих возникновение речи (А. Куссмауль).

Брадилалия может являться как отдельным нарушением темпа речи, так и обнаруживаться в клинике психических заболеваний различного ха-рактера: как симптом олигофрении, в неврологической клинике у людей. В качестве отдельного нарушения брадилалия может встречаться у людей, имеющих флегматичные черты, медлительность, вялость.

Симптоматика.

Речевые симптомы брадилалии разнообразны: наблюдается сниже-ние темпа внешней и внутренней речи, замедляются процессы чтения и письма, а также наблюдается монотонность голоса, интер- и интравербаль-ное замедление (паузы между словами увеличиваются или уменьшаются, звуки произносятся растянуто, а паузы между звуки в слове удлиняются).

Неречевые симптомы при брадилалии являются нарушением как общей, так и мелкой моторики. Наблюдаются вялые, замедленные, плохо организованные, ограниченные в объеме движения, а также двигательная ловкость, выражение лица амимичное. Со стороны психической деятель-ности наблюдается замедленность и нарушения восприятия, внимания, па-мяти, мышления. Детям трудно переключать свое внимание с одного предмета на другой. Выполнение любых инструкций осуществляется толь-ко после озвучивания их несколько раз. Наблюдается склонность к нару-шениям ориентации, стереотипам, персеверациям.

Диагностика.

Чтобы диагностировать это расстройство, необходимо провести комплексный медицинский, психолого-педагогический метод исследова-ния. Обследование включает в себя анализ медицинской документации, где обращается внимание на состояние нервно-психической сферы, интел-лект и осмотр речи логопедом. С медицинской стороны проводится ана-лиз на возможность наличия у человека психических заболеваний, опреде-ляется наличие неврологических симптомов, факт наличия соматических и инфекционных заболеваний в детском возрасте, а также различных травм, опухолей головного мозга и т. д. После проведения комплексного меди-цинского, психолого-педагогического обследования и получения логопе-дического заключения проводится диагностика, целью которой является устранение нарушений темпа речи при таких расстройствах, как заикание, дизартрия, речевые аномалии.

В ходе анализа анамнестических данных выясняется наличие рече-вых патологий в семье ребенка или его ближайших родственников; отме-чается наличие различных неврологических, психических или хрониче-ских заболеваний; особое внимание уделяется данным, характеризующим период беременности и самих родов у матери; информация влияние на ре-чевое развитие ребенка изучается подробно. В процессе анализа речевого развития ребенка отмечается наличие или отсутствие дефектов в слоговой структуре слов на этапе формирования речи, наличие трудностей в постро-ении и восприятии предложений, наличие повторов звуков и слогов. Огромную роль играет характерный для ребенка темп речи, а также то, ка-кой эффект оказывает отклонение при учебе в школе и в процессе общения с другими людьми. Также выявлены причины, которые могли вызвать нарушение темпа речи, характерные особенности брадилалии, проявляю-щиеся на разных этапах развития ребенка. Обратите внимание на условия жизни ребенка в его семье, а конкретно на установленный режим для ре-бенка, наличие или отсутствие конфликтов в семье и складывающиеся от-ношения между ребенком и родителями. Отмечаются увлечения, характер-ные для ребенка, его умение общаться со сверстниками и с коллективом в целом. Различные ситуации анализируются для того, чтобы определить, какие из них оказывают наиболее существенное влияние на темп. Также отмечается степень проявления психических симптомов. Необходимо от-метить, как сам ребенок относится к своему дефекту речи, его образцовые психологические приемы, используемые в качестве защиты, и как это нарушение влияет на процесс общения в различных ситуациях, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни: общение с родителями, не-знакомыми людьми.

Как следствие, есть дополнения к следующим пунктам:

• состояние, в котором находятся общие и мелкомоторные навыки (спо-собность к подражанию, самостоятельность выполнения движений, от-мечается их двигательная активность, наличие или отсутствие сопро-вождающих движений, тон, темп, выразительность, координация и пе-реключение с одного движения на другое, их сила, точность, объем);

• состояние, в котором находится выражение лица;

• данные, полученные о речевой моторике, устной практике, полученные на основе выполнения ребенком определенных движений и их последо-вательности по отдельности. Регистрируются наличие или отсутствие определенных движений, наличие замен этого движения другим, тон, громкость, с которой выполняются движения, активность, способность фиксировать органы речи в указанном положении, темп движения, син-кинезии;

• данные о состоянии экспрессивной речи: произнесение звуков, слогов, слов, фраз; умение пересказывать, рассказывать, разговаривать, читать стихотворение и текст в прозе; умение задавать вопрос и отвечать на вопрос, вести диалог; специфические формы речи (отраженная, сцеп-ленная, произнесенная шепотом, ритмичный, пение. Анализируются воспроизведение звука, способность произносить многосложные слова, длинные фразы, длинный связный текст; наличие интер- и интравер-бальной задержки или ускорения; темп, ритм, ударение, интонация, го-лос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса).;

• письмо: данные записываются путем проведения диктанта, который за-ключается в написании букв, слогов, слов, фраз, текста. Сделаны заме-чания о скорости и качестве написания как отдельных элементов, так и более сложных комплексов.

Профилактика.

Профилактические мероприятия проводятся с помощью медицин-ской поддержки и предупреждений о возможном возникновении этого за-болевания, основанного на генетическом факторе, вследствие различных неврологических и психических заболеваний, травм, опухолей головного мозга, нейроинфекций и т. д. Также должны быть приняты определенные профилактические меры для обеспечения как соматического, так и нервно-психического здоровья матери, а также благоприятного течения развития ребенка, его речевых и поведенческих особенностей.

Коррекция.

Методические рекомендации по устранению брадилалии содержат следующие пункты: оказание медицинской поддержки, проведение физио-терапевтических и психотерапевтических процедур, а также использова-ние дидактических методов и методик, использование специально разра-ботанных комплексов по логоритмике и проведение занятий по лечебной физической культуре.

Целью терапевтических действий при этом нарушении темпа речи является повышение возбудимости процессов, происходящих в нервной системе, а также регуляция различных типов психических процессов. Ока-зание медицинской поддержки, а также проведение физиотерапевтических процедур положительно влияет на поддержание общего тонуса всего орга-низма. Благодаря использованию психотерапевтических процедур проис-ходит процесс изменения личности человека с нарушением темпа речи. Лица, страдающие брадилалией, меняют свое отношение к своей речи, к окружающим их людям, а также начинают заниматься развитием социаль-ной функции речи.

Лечебная физическая культура в сочетании с ритмикой при коррек-ции нарушений темпа речи включает в себя систему упражнений для рук, ног и туловища, направленных на повышение их эффективности и жиз-ненной силы. Система упражнений, предлагаемая на уроках физкультуры, в дальнейшем сочетается с работой по регулированию процесса дыхания и голосообразования с постепенным увеличением темпа: от среднего к быст-рому. Эта работа должна выполняться с использованием партитуры, вы-бранных мелодий, сохраняя спокойствие и размеренность. Также в сочета-нии со всем вышеперечисленным используются спортивные игры, кото-рые проводятся с чередованием ритма и темпа движений.

ТАХИЛАЛИЯ

Тахилалия-это патологически ускоренный темп речи.

Изучением тахилалии занимались: Д. Вейс, А. Гутцман, М. Зееман, А. Куссмауль, А. Либман, Ю. А. Флоренская, М. Е. Хватцев и др.

Этиология.

Механизмы и причины тахилалии были подробно изучены, по-скольку это расстройство могло послужить предпосылкой для появления заикания.

Причины тахилалии:

• Ускоренная речь, которая определяет это расстройство, возникает в ре-зультате органически обусловленной патологии центрального механиз-ма речи. Важная роль в развитии расстройства принадлежит наслед-ственному фактору. Существует также тот факт, что существует корре-ляция между ускоренным темпом речи и заиканием на генетическом уровне.

• Причиной ускоренного темпа речи является нарушение экстрапирамид-ной системы. (М. Зееман).

• Наличие врожденного рече-моторного дефицита речевого аппарата яв-ляется фактором появления ускоренного темпа речи у ребенка. Если в семье или у близких неровная речь или родители не уделяют должного внимания и не исправляют ускоренную речь ребенка, это также может быть причиной тахилалии. (М. Е. Хватцев).

Чаще всего патологически ускоренный темп речи встречается у де-тей с холерическим темпераментом, который характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью.

Симптоматика.

Симптомы тахилалии делятся на речевые и неречевые.

Речевые симптомы состоят из следующих особенностей: Патологи-чески ускоренный темп речи: человек с нормальным темпом речи произ-носит 10-12 звуков в минуту, при тахилалии количество звуков достигает 20-34 в минуту. В речи нет искажений фонетики и синтаксиса. Речь чело-века характеризуется достаточной порывистостью, наблюдается наличие заиканий, глотания, повторения и перестановки слогов, слов, искажения фраз. Тем не менее, если внимание человека направлено на его речь с нарушением темпа, то происходит резкая регулировка баланса между внутренней и внешней речью, что приводит к исчезновению заиканий, в то время как темп речи остается ускоренным. М. Зееман фиксирует свое внимание на одном из симптомов тахилалии, как межпозвоночного уско-рения, которое находит свое проявление в многосложных словах, длинных фразах и текстах, содержащих достаточно большое количество терминов. При произнесении такого рода слов и фраз возникает такая стадия поры-вистости, что человек начинает опускать слоги, искажать звуки, из-за быстрой и неправильной артикуляции. Причиной межпозвоночного уско-рения можно считать то, что во время обдумывания фраз на короткий про-межуток времени происходит отключение влияния, отвечающего за регу-ляцию коры головного мозга, на поток речи.

Неречевые симптомы характеризуются различными патологиями в общей моторике, вегетативной нервной системе, психических процессах, эмоционально-волевой сфере и в поведении человека. У человека с нару-шением темпа речи наблюдается ухудшение темпа общих движений. Они становятся сверхбыстрыми и стремительными. Примерами могут служить такие движения, как: быстрая ходьба, быстрое начало и окончание движе-ния, гиперактивность, тики. Нарушение общей моторики проявляется не только во время бодрствования, но и во время сна. Оно характеризуется тем, что дети мечутся в своей постели. Люди с нарушенным темпом речи обладают нестабильным вниманием, которое характеризуется высокой пе-реключаемостью между предметами. Наблюдается дефицит как зритель-ной, так и слуховой, а также моторной памяти. Мысли меняются с доволь-но быстрой скоростью, что не позволяет им быть четко сформулированны-ми. У детей, страдающих тахилалией, наблюдаются раздражительность и возбудимость. В состоянии возбудимости проявляются вазомоторные ре-акции, такие как: покраснение ушей и лица, повышенное потоотделение, похолодание и гипергидроз рук. Дети характеризуются эмоциональной ла-бильностью, их поведение становится недисциплинированным. Быстрый темп речи ребенка не может позволить ему произвести достаточно хорошее впечатление о себе перед незнакомыми людьми, что отражается на его жизни и на формировании его личности.

В более старшем возрасте у детей другой взгляд на их отсутствие:

Первая группа - в нее входят люди, которые считают ускоренный темп речи естественным для психомоторного склада их личности.

Вторая группа характеризуется переживанием ускоренного темпа речи как заикания. Впоследствии у них обнаруживаются поздние формы заикания.

Третья группа: люди, которые негативно относятся к своему дефек-ту и волнуются до изнеможения, представляя, как будто кто-то заставляет их использовать все более ускоренную речь.

Диагностика.

Обследование ведется комплексно. Логопедическое обследование ведется так же, как и у детей с брадилалией. Однако имеются и особенно-сти:

При таких нарушениях речи у детей, как батарейки и полтерн, до-вольно огромное количество внимания уделяется обследованию таких компонентов, как: словарный запас, грамматическая структура речи, се-мантика:

• слуховой невербальный гнозис, восприятие и воспроизведение ритмов, оптико-пространственный гнозис и практика;

• слуховая, зрительная и моторная память;

• речевая активность.

Насколько эффективным будет преодоление тахилалии, зависит от окружения: если у кого-то из родственников есть дефекты речи или невро-тические расстройства, то нормализовать темп речи будет гораздо сложнее: также важно сотрудничество родственников с врачом и логопедом, что также повлияет на окончательный вердикт.

Профилактика.

Профилактические действия, проводимые при тахилалии, включа-ют попытки предотвратить, пройти лечение тех заболеваний, которые пе-редаются на уровне генетики, а также нервно-психических расстройств, травм, опухолей головного мозга, нейроинфекций и т. д. Не забывайте о соматическом здоровье матери и ребенка, а также о его гармоничном рече-вом развитии и поведенческих реакциях.

Коррекция.

В настоящее время для более успешной коррекции этого наруше-ния используется метод комплексного подхода, который включает в себя ряд различных направлений:

• Медицинское воздействие;

• Логопедические занятия;

• Специальные виды физиотерапии;

• Логопедический ритм.

Продолжительность занятий составляет 9-10 месяцев.

Вся эта работа должна выполняться в обязательном порядке при взаимодействии с другими людьми, то есть в группе. Ю. А. Флоренская за-метила тот факт, что именно работа, выполняемая в группе людей, способ-ствует наибольшей дисциплинированности человека, а также снижению его повышенной психомоторной возбудимость.

Для того чтобы обеспечить необходимое медикаментозное лече-ние тахилалии, применяют общеукрепляющее, общеукрепляющее успока-ивающее лечение, дифференцированные воздействия в зависимости от выраженности раздражительности, беспокойства, двигательной растормо-женности, гиперактивности и т. д.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системный подход к изучению нарушений голоса и темпо-ритмических нарушений речи. Брадилалия и тахилалия
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 20:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системный подход к изучению нарушений голоса и темпо-ритмических нарушений речи. Брадилалия и тахилалия» (включая файлы) размещена пользователем Зеленина Кристина (УИ 1900901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД