Зеленина Кристина
Системный подход к изучению нарушений голоса и темпо-ритмических нарушений речи. Брадилалия и тахилалия
▼ Скачать + Заказать документы
БРАДИЛАЛИЯ
Брадилалия — это патологически замедленный темп речи.
Изучением брадилалии занимались: Д. Вейс, А. Гутцман, М. Зееман, А. Куссмауль, Ю. А. Флоренская, М. Е. Хватцев и др.
Этиология.
В этиологии брадилалии исследователи выделяют:
• наследственную природу;
• внешние факторы (интоксикация, астенизация и др.);
• воспитание, которое относится к причинам психологического характе-ра.
К патогенезу брадилалии относят следующее:
• Патологическое усиление процесса торможения, он преобладает над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина);
Темочки:
• Центральные, в особенности экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зееман, а кроме этого нарушенное течение кортикальных возбуж-дений во времени, представляющие собой основу элементарных актов, дающих возникновение речи (А. Куссмауль).
Брадилалия может являться как отдельным нарушением темпа речи, так и обнаруживаться в клинике психических заболеваний различного ха-рактера: как симптом олигофрении, в неврологической клинике у людей. В качестве отдельного нарушения брадилалия может встречаться у людей, имеющих флегматичные черты, медлительность, вялость.
Симптоматика.
Речевые симптомы брадилалии разнообразны: наблюдается сниже-ние темпа внешней и внутренней речи, замедляются процессы чтения и письма, а также наблюдается монотонность голоса, интер- и интравербаль-ное замедление (паузы между словами увеличиваются или уменьшаются, звуки произносятся растянуто, а паузы между звуки в слове удлиняются).
Неречевые симптомы при брадилалии являются нарушением как общей, так и мелкой моторики. Наблюдаются вялые, замедленные, плохо организованные, ограниченные в объеме движения, а также двигательная ловкость, выражение лица амимичное. Со стороны психической деятель-ности наблюдается замедленность и нарушения восприятия, внимания, па-мяти, мышления. Детям трудно переключать свое внимание с одного предмета на другой. Выполнение любых инструкций осуществляется толь-ко после озвучивания их несколько раз. Наблюдается склонность к нару-шениям ориентации, стереотипам, персеверациям.
Диагностика.
Чтобы диагностировать это расстройство, необходимо провести комплексный медицинский, психолого-педагогический метод исследова-ния. Обследование включает в себя анализ медицинской документации, где обращается внимание на состояние нервно-психической сферы, интел-лект и осмотр речи логопедом. С медицинской стороны проводится ана-лиз на возможность наличия у человека психических заболеваний, опреде-ляется наличие неврологических симптомов, факт наличия соматических и инфекционных заболеваний в детском возрасте, а также различных травм, опухолей головного мозга и т. д. После проведения комплексного меди-цинского, психолого-педагогического обследования и получения логопе-дического заключения проводится диагностика, целью которой является устранение нарушений темпа речи при таких расстройствах, как заикание, дизартрия, речевые аномалии.
В ходе анализа анамнестических данных выясняется наличие рече-вых патологий в семье ребенка или его ближайших родственников; отме-чается наличие различных неврологических, психических или хрониче-ских заболеваний; особое внимание уделяется данным, характеризующим период беременности и самих родов у матери; информация влияние на ре-чевое развитие ребенка изучается подробно. В процессе анализа речевого развития ребенка отмечается наличие или отсутствие дефектов в слоговой структуре слов на этапе формирования речи, наличие трудностей в постро-ении и восприятии предложений, наличие повторов звуков и слогов. Огромную роль играет характерный для ребенка темп речи, а также то, ка-кой эффект оказывает отклонение при учебе в школе и в процессе общения с другими людьми. Также выявлены причины, которые могли вызвать нарушение темпа речи, характерные особенности брадилалии, проявляю-щиеся на разных этапах развития ребенка. Обратите внимание на условия жизни ребенка в его семье, а конкретно на установленный режим для ре-бенка, наличие или отсутствие конфликтов в семье и складывающиеся от-ношения между ребенком и родителями. Отмечаются увлечения, характер-ные для ребенка, его умение общаться со сверстниками и с коллективом в целом. Различные ситуации анализируются для того, чтобы определить, какие из них оказывают наиболее существенное влияние на темп. Также отмечается степень проявления психических симптомов. Необходимо от-метить, как сам ребенок относится к своему дефекту речи, его образцовые психологические приемы, используемые в качестве защиты, и как это нарушение влияет на процесс общения в различных ситуациях, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни: общение с родителями, не-знакомыми людьми.
Как следствие, есть дополнения к следующим пунктам:
• состояние, в котором находятся общие и мелкомоторные навыки (спо-собность к подражанию, самостоятельность выполнения движений, от-мечается их двигательная активность, наличие или отсутствие сопро-вождающих движений, тон, темп, выразительность, координация и пе-реключение с одного движения на другое, их сила, точность, объем);
• состояние, в котором находится выражение лица;
• данные, полученные о речевой моторике, устной практике, полученные на основе выполнения ребенком определенных движений и их последо-вательности по отдельности. Регистрируются наличие или отсутствие определенных движений, наличие замен этого движения другим, тон, громкость, с которой выполняются движения, активность, способность фиксировать органы речи в указанном положении, темп движения, син-кинезии;
• данные о состоянии экспрессивной речи: произнесение звуков, слогов, слов, фраз; умение пересказывать, рассказывать, разговаривать, читать стихотворение и текст в прозе; умение задавать вопрос и отвечать на вопрос, вести диалог; специфические формы речи (отраженная, сцеп-ленная, произнесенная шепотом, ритмичный, пение. Анализируются воспроизведение звука, способность произносить многосложные слова, длинные фразы, длинный связный текст; наличие интер- и интравер-бальной задержки или ускорения; темп, ритм, ударение, интонация, го-лос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса).;
• письмо: данные записываются путем проведения диктанта, который за-ключается в написании букв, слогов, слов, фраз, текста. Сделаны заме-чания о скорости и качестве написания как отдельных элементов, так и более сложных комплексов.
Профилактика.
Профилактические мероприятия проводятся с помощью медицин-ской поддержки и предупреждений о возможном возникновении этого за-болевания, основанного на генетическом факторе, вследствие различных неврологических и психических заболеваний, травм, опухолей головного мозга, нейроинфекций и т. д. Также должны быть приняты определенные профилактические меры для обеспечения как соматического, так и нервно-психического здоровья матери, а также благоприятного течения развития ребенка, его речевых и поведенческих особенностей.
Коррекция.
Методические рекомендации по устранению брадилалии содержат следующие пункты: оказание медицинской поддержки, проведение физио-терапевтических и психотерапевтических процедур, а также использова-ние дидактических методов и методик, использование специально разра-ботанных комплексов по логоритмике и проведение занятий по лечебной физической культуре.
Целью терапевтических действий при этом нарушении темпа речи является повышение возбудимости процессов, происходящих в нервной системе, а также регуляция различных типов психических процессов. Ока-зание медицинской поддержки, а также проведение физиотерапевтических процедур положительно влияет на поддержание общего тонуса всего орга-низма. Благодаря использованию психотерапевтических процедур проис-ходит процесс изменения личности человека с нарушением темпа речи. Лица, страдающие брадилалией, меняют свое отношение к своей речи, к окружающим их людям, а также начинают заниматься развитием социаль-ной функции речи.
Лечебная физическая культура в сочетании с ритмикой при коррек-ции нарушений темпа речи включает в себя систему упражнений для рук, ног и туловища, направленных на повышение их эффективности и жиз-ненной силы. Система упражнений, предлагаемая на уроках физкультуры, в дальнейшем сочетается с работой по регулированию процесса дыхания и голосообразования с постепенным увеличением темпа: от среднего к быст-рому. Эта работа должна выполняться с использованием партитуры, вы-бранных мелодий, сохраняя спокойствие и размеренность. Также в сочета-нии со всем вышеперечисленным используются спортивные игры, кото-рые проводятся с чередованием ритма и темпа движений.
ТАХИЛАЛИЯ
Тахилалия-это патологически ускоренный темп речи.
Изучением тахилалии занимались: Д. Вейс, А. Гутцман, М. Зееман, А. Куссмауль, А. Либман, Ю. А. Флоренская, М. Е. Хватцев и др.
Этиология.
Механизмы и причины тахилалии были подробно изучены, по-скольку это расстройство могло послужить предпосылкой для появления заикания.
Причины тахилалии:
• Ускоренная речь, которая определяет это расстройство, возникает в ре-зультате органически обусловленной патологии центрального механиз-ма речи. Важная роль в развитии расстройства принадлежит наслед-ственному фактору. Существует также тот факт, что существует корре-ляция между ускоренным темпом речи и заиканием на генетическом уровне.
• Причиной ускоренного темпа речи является нарушение экстрапирамид-ной системы. (М. Зееман).
• Наличие врожденного рече-моторного дефицита речевого аппарата яв-ляется фактором появления ускоренного темпа речи у ребенка. Если в семье или у близких неровная речь или родители не уделяют должного внимания и не исправляют ускоренную речь ребенка, это также может быть причиной тахилалии. (М. Е. Хватцев).
Чаще всего патологически ускоренный темп речи встречается у де-тей с холерическим темпераментом, который характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью.
Симптоматика.
Симптомы тахилалии делятся на речевые и неречевые.
Речевые симптомы состоят из следующих особенностей: Патологи-чески ускоренный темп речи: человек с нормальным темпом речи произ-носит 10-12 звуков в минуту, при тахилалии количество звуков достигает 20-34 в минуту. В речи нет искажений фонетики и синтаксиса. Речь чело-века характеризуется достаточной порывистостью, наблюдается наличие заиканий, глотания, повторения и перестановки слогов, слов, искажения фраз. Тем не менее, если внимание человека направлено на его речь с нарушением темпа, то происходит резкая регулировка баланса между внутренней и внешней речью, что приводит к исчезновению заиканий, в то время как темп речи остается ускоренным. М. Зееман фиксирует свое внимание на одном из симптомов тахилалии, как межпозвоночного уско-рения, которое находит свое проявление в многосложных словах, длинных фразах и текстах, содержащих достаточно большое количество терминов. При произнесении такого рода слов и фраз возникает такая стадия поры-вистости, что человек начинает опускать слоги, искажать звуки, из-за быстрой и неправильной артикуляции. Причиной межпозвоночного уско-рения можно считать то, что во время обдумывания фраз на короткий про-межуток времени происходит отключение влияния, отвечающего за регу-ляцию коры головного мозга, на поток речи.
Неречевые симптомы характеризуются различными патологиями в общей моторике, вегетативной нервной системе, психических процессах, эмоционально-волевой сфере и в поведении человека. У человека с нару-шением темпа речи наблюдается ухудшение темпа общих движений. Они становятся сверхбыстрыми и стремительными. Примерами могут служить такие движения, как: быстрая ходьба, быстрое начало и окончание движе-ния, гиперактивность, тики. Нарушение общей моторики проявляется не только во время бодрствования, но и во время сна. Оно характеризуется тем, что дети мечутся в своей постели. Люди с нарушенным темпом речи обладают нестабильным вниманием, которое характеризуется высокой пе-реключаемостью между предметами. Наблюдается дефицит как зритель-ной, так и слуховой, а также моторной памяти. Мысли меняются с доволь-но быстрой скоростью, что не позволяет им быть четко сформулированны-ми. У детей, страдающих тахилалией, наблюдаются раздражительность и возбудимость. В состоянии возбудимости проявляются вазомоторные ре-акции, такие как: покраснение ушей и лица, повышенное потоотделение, похолодание и гипергидроз рук. Дети характеризуются эмоциональной ла-бильностью, их поведение становится недисциплинированным. Быстрый темп речи ребенка не может позволить ему произвести достаточно хорошее впечатление о себе перед незнакомыми людьми, что отражается на его жизни и на формировании его личности.
В более старшем возрасте у детей другой взгляд на их отсутствие:
Первая группа - в нее входят люди, которые считают ускоренный темп речи естественным для психомоторного склада их личности.
Вторая группа характеризуется переживанием ускоренного темпа речи как заикания. Впоследствии у них обнаруживаются поздние формы заикания.
Третья группа: люди, которые негативно относятся к своему дефек-ту и волнуются до изнеможения, представляя, как будто кто-то заставляет их использовать все более ускоренную речь.
Диагностика.
Обследование ведется комплексно. Логопедическое обследование ведется так же, как и у детей с брадилалией. Однако имеются и особенно-сти:
При таких нарушениях речи у детей, как батарейки и полтерн, до-вольно огромное количество внимания уделяется обследованию таких компонентов, как: словарный запас, грамматическая структура речи, се-мантика:
• слуховой невербальный гнозис, восприятие и воспроизведение ритмов, оптико-пространственный гнозис и практика;
• слуховая, зрительная и моторная память;
• речевая активность.
Насколько эффективным будет преодоление тахилалии, зависит от окружения: если у кого-то из родственников есть дефекты речи или невро-тические расстройства, то нормализовать темп речи будет гораздо сложнее: также важно сотрудничество родственников с врачом и логопедом, что также повлияет на окончательный вердикт.
Профилактика.
Профилактические действия, проводимые при тахилалии, включа-ют попытки предотвратить, пройти лечение тех заболеваний, которые пе-редаются на уровне генетики, а также нервно-психических расстройств, травм, опухолей головного мозга, нейроинфекций и т. д. Не забывайте о соматическом здоровье матери и ребенка, а также о его гармоничном рече-вом развитии и поведенческих реакциях.
Коррекция.
В настоящее время для более успешной коррекции этого наруше-ния используется метод комплексного подхода, который включает в себя ряд различных направлений:
• Медицинское воздействие;
• Логопедические занятия;
• Специальные виды физиотерапии;
• Логопедический ритм.
Продолжительность занятий составляет 9-10 месяцев.
Вся эта работа должна выполняться в обязательном порядке при взаимодействии с другими людьми, то есть в группе. Ю. А. Флоренская за-метила тот факт, что именно работа, выполняемая в группе людей, способ-ствует наибольшей дисциплинированности человека, а также снижению его повышенной психомоторной возбудимость.
Для того чтобы обеспечить необходимое медикаментозное лече-ние тахилалии, применяют общеукрепляющее, общеукрепляющее успока-ивающее лечение, дифференцированные воздействия в зависимости от выраженности раздражительности, беспокойства, двигательной растормо-женности, гиперактивности и т. д.