СВЕТЛАНА НОВОКРЕЩЕНОВА
Система закаливающих мероприятий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Система закаливающих мероприятий в старшей группы
Разработала : воспитатель 1 КК.
Новокрещенова Светлана Владимировна.
Система закаливающих мероприятий в старшей группы
"Программа воспитания в детском саду" предусматривает закаливание детского организма как необходимое условие их полноценного физического воспитания.
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Публикация «Система закаливающих мероприятий в детском саду» размещена в разделах
Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Организация и методы использования факторов внешней среды (воздух, вода, солнце) с целью закаливания учитывают состояние здоровья детей группы, их предшествующую закаленность, уровень подготовки медицинского и педагогического персонала дошкольного учреждения и родителей.
Закаливание - это средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.
3. Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.
4. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.
5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Специальные меры закаливания
При организации специальных закаливающих мероприятий весь контингент детей подразделяется на группы:
I группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые.
II группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.
III группа. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после длительных заболеваний.
По мере закаливания, но не менее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критерием для этого должно быть: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление "гусиной кожи").
Закаливание воздухом предшествует закаливанию водой и солнцем.
Наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Местную воздушную ванну ребенок получает, находясь в обычной одежде (оставляющей обнаженными руки и ноги, во время физкультурных и музыкальных занятий, ежедневной утренней гимнастики, общую воздушную ванну - при смене белья после дневного сна.
Температура воздуха при проведении местных и общих воздушных ванн в помещении: (фото)
Использование воды с целью закаливания осуществляется в сочетании с гигиеническими процедурами при умывании и мытье ног, использование контрастных дорожек по «Рижскому методу»
Умывание: в летний период дети умываются водой при этом постепенно расширяется площадь воздействия воды :
Первые 2-3 недели (период адаптации) моют лицо, кисти рук;
На 3-4 недели моют лицо,шею, кисти рук, предплечье;
На 5-6 неделе моют лицо, шею, кисти рук, предплечье и т. д.
Проводится мытье ног после прогулки при температуре воды 28-30 градусов, с использованием душевой насадки.
Для поддержания закаливающего эффекта используются игры с водой (температура воды не ниже +20 градусов и время экспозиции от 30 секунд до 5- 10 мин) : «Рыбаки», «Пятнашки в воде», «Водный пистолет» и т. д.
После дневного сна проводится «Рижский метод закаливания» в сочетании с «Дорожкой здоровья».
Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Этот вид закаливания давно и широко применяется в дошкольных учреждениях.
Для данного метода закаливания используется четыре дорожки из грубого полотна- мешковины шириной 0.4 м и длиной 1 м.
Первая дорожка смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на 9 л. воды) комнатной температуры.
Вторая в чистой воде комнатной температуры.
Третья и четвертая дорожки остаются сухими.
Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности:
"соленая” дорожка, дорожка смоченная пресной водой, сухая дорожка, «Дорожка здоровья».
«Дорожка Здоровья» обладает массажным эффектом и представляет собой шипованный коврик, накрытый сухой тканью.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза.
Детям, переболевшим ОРВИ, временно противопоказано использование «соленой» дорожки на одну неделю после заболевания.
Дорожки являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка. Поэтому при данном методе осуществляется массаж и контрастное закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. Данная методика является неспецифической профилактикой респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам воздействия окружающей среды.
Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха с различной силой действующего фактора и его экспозиции.
Детям, переболевшим ОРВИ, временно противопоказано использование «соленой» дорожки на одну неделю после заболевания.
Дорожки являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка. Поэтому при данном методе осуществляется массаж и контрастное закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. Данная методика является неспецифической профилактикой респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам воздействия окружающей среды.
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне-летнее время при обычной разнообразной деятельности детей. Процесс закаливания начинают с веранды, потом переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка. Для проведения солнечных ванн игру детей перемещают под прямые лучи солнца на 5-6 минут и вновь уводят в тень. По мере появления загара возможно проведение «общих» солнечные ванны. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце, а в течение дня это может составить суммарно 40-50 минут.
Закаливающие мероприятия особенно важны в период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом система закаливания сохраняться, но сила воздействующего фактора снижается. Закаливающие мероприятия проводятся под контролем медицинского персонала, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от возраста, состояния ребенка и условием окружающей среды. Медицинских отводов от закаливания не имеется, исключение составляет период острого заболевания. Проведение закаливающих процедур проводится воспитателями при участии младшего воспитателя.
Учет проведения закаливающих процедур осуществляется в тетради по закаливанию.
Использованная литература
«Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях» 16 июня 1980 г. №11-49/6-29
«Методические рекомендации организация летней – оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях» 20 июня 1986 г. №11 – 22 / 6 -29.