Феоктистова Лариса Михайловна
Система воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Cовременный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Публикация «Система воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности» размещена в разделах
Мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Данная проблема определила тему для воспитательной деятельности : «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Для решения данных задач выбрала следующие методы:
- изучение и анализ литературных источников;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
- анкетирование и беседа с родителями.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и
справедливости.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Дети дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) : А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой:
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки :
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Содержание форм, методов и приёмов работы воспитателя с детьми, родителями (подготовительный этап).
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Наблюдение
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. Информации с интернета
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Изучение и подбор литературы
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами
Работа с детьми
Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапии,
беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,
просмотра мультфильмов.
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения
«Неделя добра» ( цель: воспитание в детях нравственных чувств). Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»
«Мир не без добрых людей»
( цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Доброта важнее всего»
( цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) НОД с фрагментами
сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»
«Волшебство добрых слов»
( цель: формировать культуру поведения, нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность; тренироваться
в умении дарить окружающим доброту слова и дела). Беседа, инсценировка
«Сказочный денёк» ( цель:
формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). НОД с участием сказочного персонажа
«Вежливые слова»,
«Добрые поступки»,
«Желание помочь другим», «Азбука доброты». Папки-передвижки
«Мои поступки» ( цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?»
«Дарите людям доброту» ( цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). НОД с участием сказочного персонажа
«Добрый гном»
( цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). Выставка детских рисунков
«Добрая сказка» ( цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). Чтение и обсуждение сказки.
Работа с родителями
«Как воспитывать ребенка добрым?» Консультация
«Воспитывать доброту!»
( цель: показать родителям
необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). Выступление на родительском собрании
«Роль книги в нравственном воспитании детей» Консультация
«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»
Поговорим о нравственности
Групповое родительское собрание.
Утренник, посвящённый мамам
Анкетирование для родителей
Заключительный этап (диагностирование).
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Дата
(месяц)
Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников май 2024г.
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.
Выступление на педсовете о проделанной работе
Май 2024г.
При отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:
- у дошкольников развивается умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми;
- расширяется круг общения детей со взрослыми;
- формируются коммуникативные умения и навыки воспитанников;
- поддерживаются и развиваются проявления гуманности в поведении детей.
Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.
О результативности поделанной работы по формированию нравственных качеств старших дошкольников посредством русских народных сказок свидетельствуют следующие показатели:
Общие результаты мониторинга развития нравственных качеств
Вводный мониторинг (октябрь, 2023г.)
В начале года:
-высокий уровень – 11 %
-средний уровень – 40 %
-низкий уровень- 49%
Промежуточный мониторинг (май, 2024г.)
-высокий уровень – 36 %
-средний уровень – 49 %
-низкий уровень- 15%
Таким образом, по результатам вводного мониторинга дошкольников: у 49% детей выявлен низкий уровень представлений о нравственных качествах, у 40% выявлен средний уровень представлений о нравственных качествах и у 11% выявлен высокий уровень представлений о нравственных качествах. Мной было выделено, что в основном на уровень представлений детей о нравственных качествах повлияли различные отношения к моральным качествам личности, но дети имеют представления лишь о доброте и дружбе.
Следует отметить, что после проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня сформированности нравственных качеств дошкольников: у 15% выявлен низкий уровень представлений о нравственных качествах, у 49% выявлен средний уровень представлений о нравственных качествах и уже у 36% выявлен высокий уровень представлений о нравственных качествах.
Выводы: на основе этих результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и мастерство позволяют реализовать поставленные программные цели и задачи.
Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных качеств с организацией и применением сказок у дошкольников.
Я полагаю, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.
Перспективный план
(подготовительная к школе группа)
Месяц Тема занятия Задачи Совместная деятельность
педагога с детьми
Сентябрь Знакомство детей со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях»
Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку; воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия Творческое задание:
Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.
Октябрь Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»
Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью; раскрыть значение родительского благословения. Беседа по содержанию;
пересказ отрывков сказки
Ноябрь «Сказка о золотом петушке»
Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. Рисование по сказке
Декабрь Знакомство со сказкой «Мороз Иванович»
Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки. Чтение по ролям отрывка сказки,
Обсуждение главного героя сказки
Январь Знакомство со сказкой «Снегурочка» Воспитание доброжелательности и сочувствия. Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки. Инсценировка сказки
Февраль Знакомство со сказкой «По щучьему веленью» Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки Изготовление коллажа
(с использованием оригами) по сказке
Март «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» Знакомство детей с таким качеством нравственного воспитания как скупость, жадность. Творческое задание:
Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок
Апрель Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка Воспитывать в детях такое качество как милосердие. Викторина по сказке
Май Сказка «Золушка» на новый лад. Воспитывать в детях трудолюбие, упорство.
Драматизация сказки