МААМ-картинки

Система воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности

Феоктистова Лариса Михайловна
Система воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности
▼ Скачать + Заказать документы

Cовременный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Публикация «Система воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности» размещена в разделах

Мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Данная проблема определила тему для воспитательной деятельности : «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Для решения данных задач выбрала следующие методы:

- изучение и анализ литературных источников;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и

справедливости.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

Дети дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) : А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

- литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки :

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация сказки;

-просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

Содержание форм, методов и приёмов работы воспитателя с детьми, родителями (подготовительный этап).

Тематика мероприятий (цель) Форма проведения

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Наблюдение

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. Информации с интернета

Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Изучение и подбор литературы

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами

Работа с детьми

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапии,

беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,

просмотра мультфильмов.

Тематика мероприятий (цель) Форма проведения

«Неделя добра» ( цель: воспитание в детях нравственных чувств). Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

«Мир не без добрых людей»

( цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Доброта важнее всего»

( цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) НОД с фрагментами

сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

«Волшебство добрых слов»

( цель: формировать культуру поведения, нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность; тренироваться

в умении дарить окружающим доброту слова и дела). Беседа, инсценировка

«Сказочный денёк» ( цель:

формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). НОД с участием сказочного персонажа

«Вежливые слова»,

«Добрые поступки»,

«Желание помочь другим», «Азбука доброты». Папки-передвижки

«Мои поступки» ( цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?»

«Дарите людям доброту» ( цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). НОД с участием сказочного персонажа

«Добрый гном»

( цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). Выставка детских рисунков

«Добрая сказка» ( цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). Чтение и обсуждение сказки.

Работа с родителями

«Как воспитывать ребенка добрым Консультация

«Воспитывать доброту

( цель: показать родителям

необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). Выступление на родительском собрании

«Роль книги в нравственном воспитании детей» Консультация

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

Поговорим о нравственности

Групповое родительское собрание.

Утренник, посвящённый мамам

Анкетирование для родителей

Заключительный этап (диагностирование).

Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Дата

(месяц)

Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников май 2024г.

Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

Выступление на педсовете о проделанной работе

Май 2024г.

При отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:

- у дошкольников развивается умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми;

- расширяется круг общения детей со взрослыми;

- формируются коммуникативные умения и навыки воспитанников;

- поддерживаются и развиваются проявления гуманности в поведении детей.

Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.

О результативности поделанной работы по формированию нравственных качеств старших дошкольников посредством русских народных сказок свидетельствуют следующие показатели:

Общие результаты мониторинга развития нравственных качеств

Вводный мониторинг (октябрь, 2023г.)

В начале года:

-высокий уровень – 11 %

-средний уровень – 40 %

-низкий уровень- 49%

Промежуточный мониторинг (май, 2024г.)

-высокий уровень – 36 %

-средний уровень – 49 %

-низкий уровень- 15%

Таким образом, по результатам вводного мониторинга дошкольников: у 49% детей выявлен низкий уровень представлений о нравственных качествах, у 40% выявлен средний уровень представлений о нравственных качествах и у 11% выявлен высокий уровень представлений о нравственных качествах. Мной было выделено, что в основном на уровень представлений детей о нравственных качествах повлияли различные отношения к моральным качествам личности, но дети имеют представления лишь о доброте и дружбе.

Следует отметить, что после проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня сформированности нравственных качеств дошкольников: у 15% выявлен низкий уровень представлений о нравственных качествах, у 49% выявлен средний уровень представлений о нравственных качествах и уже у 36% выявлен высокий уровень представлений о нравственных качествах.

Выводы: на основе этих результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и мастерство позволяют реализовать поставленные программные цели и задачи.

Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных качеств с организацией и применением сказок у дошкольников.

Я полагаю, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

Перспективный план

(подготовительная к школе группа)

Месяц Тема занятия Задачи Совместная деятельность

педагога с детьми

Сентябрь Знакомство детей со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях»

Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку; воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия Творческое задание:

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

Октябрь Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»

Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью; раскрыть значение родительского благословения. Беседа по содержанию;

пересказ отрывков сказки

Ноябрь «Сказка о золотом петушке»

Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. Рисование по сказке

Декабрь Знакомство со сказкой «Мороз Иванович»

Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки. Чтение по ролям отрывка сказки,

Обсуждение главного героя сказки

Январь Знакомство со сказкой «Снегурочка» Воспитание доброжелательности и сочувствия. Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки. Инсценировка сказки

Февраль Знакомство со сказкой «По щучьему веленью» Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки Изготовление коллажа

(с использованием оригами) по сказке

Март «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» Знакомство детей с таким качеством нравственного воспитания как скупость, жадность. Творческое задание:

Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок

Апрель Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка Воспитывать в детях такое качество как милосердие. Викторина по сказке

Май Сказка «Золушка» на новый лад. Воспитывать в детях трудолюбие, упорство.

Драматизация сказки

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности
Опубликовано: 24 января 2024 в 22:03
+282Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности» (включая файлы) размещена пользователем Феоктистова Лариса Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД