Анна Стецко
Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка
Система вокально-технических упражнений
Упражнения для младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.
Публикация «Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка» размещена в разделах
Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически.
I. Приемы формирования опоры певческого голоса
1. Поем слог: "ва", "ма" или "да". В удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.
2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Особое внимание важно уделить ровности и качеству звука, а так же подаче дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.
3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у, не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на "а" гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.
4. Упражнение называется «Под водой». Берем вдох носом с круговым движением рук, соединяя вверху. Медленно опускаем руки и делаем такой же выдох (как поршень). Сбрасываем остатки дыхания и опускаемся «под воду». Идет задержка дыхания. Затем «выныриваем» и берем вдох. Так же с помощью рук. И повторяем.
II Приемы формирования правильного звукообразования
1. Упражнение на работу органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика
«Подуем на торт»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Часики»
Сначала делаем упражнение «Улыбка» : зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем дети высовывают язык и поворачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
2. Дикционные упражнения
А) согласные звуки
1. Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.
Звуки короткие, без лишних призвуков
2. Перечисляем слоги:
пи, пэ, па, по, пу
би, бэ, ба, бо, бу
Звук «б» — звонкий, взрывной
3. В конце слогов добавляем согласный звук:
пип, пэп, пап, поп, пуп
биб, бэб, баб, боб, буб
В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»
4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д
5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф
6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к
РАБОТА НАД СВИСТЯЩИМИ И ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ
1. На долгом выдохе тянуть звуки:
с-с-с-с-с-с-
з-з-з-з-з-з
ш-ш-ш-ш-ш
ж-ж-ж-ж-ж-ж
ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц
ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
2. Произносим слоги, согласные – короткие:
Са — сэ — си-со-су
За-зэ – зи – зо – зу
Ша –шэ – ши – шо –шу
Жа – жэ – жи – жо – жу
Ца – цэ – ци – цо – цу
Ча – чэ – чи – чо — чу
3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно
Саз – сэз – сиз – соз – суз
Зас – зэс – зис – зос – зус
Шаж – шэж – шиж – шож – шуж
Жаш – жэш – жиш – жош – жуш
В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.
Скороговорки на звук [Б]
Баран буян залез в бурьян.
Купила бабуся бусы Марусе.
От топота копыт пыль по полю летит.
Боронила борона неборованное поле.
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Скороговорки на звуки [Б и Л]
Добыл бобыль бобов.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Скороговорки на звук [В]
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.
Скороговорки на звук [Г]
Гроза грозна, грозна гроза.
На дворе галка, на берегу галька.
Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.
Повстречались две подружки, две подружки - две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.
Скороговорки на звук [Д]
Дарья дарит Дине дыни.
По двору, подворью, в добром здоровье.
Долбил дятел дуб, выдалбливал, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Б) гласные звуки
Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:
А – Э – И – О – У
Чередование гласных может быть в разной последовательности:
И – Э – А – О – У – Ы
О – У – А – И – Ы – Э
Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка, потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.
При отработке звука «А» нижняя челюсть опускается, язык не должен подниматься «горбиком». Важно, чтобы при произношении звука «А» голос не звучал напряженно и открыто (так называемый «белый звук»). Чтобы этого не происходило, нужно не открывать слишком широко рот, очертание рта (артикуляцию) приблизить к произношению звука «О».
На звуке «О» губы округляются, челюсть опускается меньше, чем на звуке «А».
При произношении звука «У» губы вытягиваются в трубочку вперед. Губы слегка приоткрыты.
При произношении звука «Э» нижняя челюсть менее опущена, чем при произношении «А» и «О». И рот открывается не так широко, как при произношении «А» и «О». Язык округляется передней частью, а кончик языка опускается.
При произношении звука «И» язык подается вверх и вперед, уголки губ слегка растянуты. Расстояние между зубами минимальное.
Скороговорки на букву [И]
У ёлки иголки колки.
Лилипуты воду лили и все лилии залили.
Крокодил зарылся в ил, крокодила Нил манил.
Полили ли вы лилию? Не залили ли? Не перелили ли?
Скороговорки на звук [О]
Во пОле затопали кони.
Осип охрип, а Архип осип.
Хохотал хохол, ухохатывался.
Во дворе трава, на траве дрова.
От топота копыт пыль по полю летит.
Колпак на колпаке и под колпаком колпак.
Скороговорки на звук [У]
У осы не усы, не усища, а усики.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
3. Упражнения на формирование единой вокальной певческой позиции.
- что важно:
Ощущение внутреннего объема, поднятие мягкого неба.
Образуется зевок и высокая вокальная позиция. Для этого по показу педагога, используя в упражнении указательный палец, произносим БЭЭЭ, БООО, БУУУ.
-Следующее упражнение :
А – Ягодка моя аленькая (движение рук вверх) Улыбка и зевок.
О – Бочка с медом (руки по щекам гладят вниз).
И – Принц, миленький (руки находятся у верхней губы и поднимаются вверх, рисуя улыбку).
Е – Миленький, меленький (так же, как и).
У – Юля, умница (руки мягко ведут по щекам, как бы рисуя трубу).
- Филировка звука.
Слово ОНГ. Сначала берем крупно, затем филируем. Звук в центре головы. Берется ярко и постепенно исчезает через ноздри. Так же можно брать слово КИНГ.
III. Приемы развития певческого голоса :
1) упражнения на формирование смешанного типа звучания. - По квинте на тпр движение вверх и вниз. Спокойно не давить, не подталкивать. С тональности ля мажор малой октавы и до си мажор первой октавы.
- Нэй, нэй, нэй. По мажорному трезвучию вверх. Ля мажор малой и до ля мажор первой.
2) упражнения на сглаживание регистров.
- Используем так называемый немой звук. Раскрываем ноздри. Нет откровенного Н, кончик языка в спокойном положении. Кверху звук не раздувать. Звук, как скулит щенок. Этот звук перетянуть на упражнение. С небольшим глиссандо, как бы подвывая. Петь на интервал квинту, или октаву.
- Упражнение “Мартовский кот”. Поется октава вверх МЯЯЯ---ААА---У А вверхняя нота октавы, У возвращаемся в исходную ноту.
3) упражнения на развитие диапазона
-Мычим на согласную “М” на одном звуке от си малой октавы и по полутонам вверх. Будим голос. -А а А а А а Раскачка на большой секунде от си бемоля малой октавы. - Немой звук по развернутому мажорному трезвучию вверх (Ля-до#-до#-мими-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) Чередуя легато и стаккато. - Мажорный септаккорд в разложенном виде поется на УУУ и открывается на верхнем вуке на А, раскачивается и спускается вниз на гласную АА, а тоника внизу поется на У.
IV. Приёмы развития вокальных украшений :
1) Субтон- пение с придыханием. Теплый воздух в нижнюю челюсть. Сначала воздух потом звук. (Ля-до#-до#-ми-ми-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) На А. Призвук от воздуха получается ХА).
2) Фальцет. Вокальный прием головного регистра. Головной звук с воздухом.
Продуваем воздух в очень узкий звук. Слово Ветер с воздухом (фальцетом). Протягивая звук и воздух “проводить” через рот. С воздухом Уууу, Аааа (До# четверть с точкой, си восьмая, ля четверть в первой октаве).
3) Вибрато. Вибрато заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы. На гласную И. Темп постепенно ускоряется. Упражнение поется почти на стаккато. До-ре, до-ре (четверти, доре, до-ре, до-ре, до-ре (восьмые, доооооо (шестнадцатые).
Вокальный репертуар для детского эстрадного ансамбля
(младший школьный возраст)
Пестрый колпачок (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);
Хорошо рядом с мамой (слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко);
Солнечная капель (слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина);
Доброта (слова И. Бурсова, музыка Е. Гомоновой);
Я имею право (автор И. М. Осокина);
Мы теперь ученики (слова К. Ибряева, музыка Г. Струве);
Моя Россия (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);
Алфавит (слова И. Резника, музыка Р. Паулса).