Юлия Хадеева
Система сопровождения родителей в условиях новых образовательных стандартов «Счастливая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, результаты исследований последних десятилетий, показывают, что социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека [23, с. 17].
Публикация «Система сопровождения родителей в условиях новых образовательных стандартов „Счастливая семья“» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали («Дошкольное образование», №12 2011г., что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием. [12, с. 124].
Становится актуальной проблема : «Где получить ответы на все интересующие вопросы». Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Поэтому таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад.
В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребенка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях : психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. [14, с. 35] Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Как этого достичь? На наш взгляд следует начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники детского сада, что и предполагают ФГТ, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенка в отсутствии родителей. [24, с 3] Так возникла идея родительского клуба.
Данная модель клуба рассчитана на родителей адаптационной группы по следующим причинам: во-первых, раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность, обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страхом новизны. [5, C.34] Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Именно на данном этапе важно показать малышу, что в детском саду ему будет уютно, комфортно и безопасно. Необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Этого можно добиться только при условии абсолютного взаимодействия детского сада и семьи. Во-вторых, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут испытывать затруднения. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных там условиях воспитания, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни, тем самым затягивая адаптацию ребенка в детском саду.
Очевидно, что если детский сад станет «открытым» по всем вопросам развития и воспитания детей, будет активно взаимодействовать с семьей, родители будут иметь навыки взаимодействия с ребенком в различных ситуациях, адаптация детей и родителей к детскому саду будет проходить в более легкой степени. В этом и заключается идея клуба.
Особенностью клуба «Счастливая семья» является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Взрослый может общаться со своим или чужим ребенком, другими родителями, воспитателями группы, психологом детского сада.
Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методы. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Исходя и этого, на базе нашего детского сада был создан клуб «Счастливая семья», участниками которого стали родители детей второй ранней группы (1,5-2 лет, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению у детей и родителей, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Работа клуба является важным шагом в направлении повышения психоло-педагогической культуры родителей. А групповая работа, дает возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны дошкольного образовательного учреждения.
Это новая модель дошкольной образовательной системы – совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.
Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.
Занятия в семейном клубе способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. В нем создается особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Работа клуба предполагает активное сотрудничество родителей с детьми, воспитателем группы и психологом ДОУ на всех этапах работы. Это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической и психологической информации, цель которого: создать систему психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства, а также помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша. Важно объединить модели психологической и педагогической поддержки родителей (психолог-родитель+ребенок - воспитатель, предполагающее активное взаимодействие всех участников процесса;
Перед педагогом-психологом стоят следующие задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей :
- познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов.
2. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в период адаптации к детскому саду.
3. Содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций.
4. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Для воспитателя группы главными будут следующие задачи:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
3. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Таким образом, работа в клубе – это совместная работа воспитателя, психолога, родителей и детей.
Каждое занятие имеет 2 структурных элемента:
1-я часть работа группы с психологом, в форме тренинга. На данном этапе происходит сплочение коллектива, решение теоритических вопросов, моделирование практических ситуаций «ребенок-взрослый», обмен опытом, психологическое тестирование, элементы сюжетно-ролевых игр и т. д. Работа происходит в кабинете психолога.
2-я часть работа группы с воспитателем и детьми. Практическая работа с детьми, где родители являются активными участниками процесса (при выполнении совместных упражнений, поделок, игр, организации праздников и т. п.) в помещении группы.
Такая форма занятий эффективна тем, что при рассматривании теоретических вопросов родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем сразу могут практически их применять, взаимодействуя с детьми во время игр-забав, речевых и коммуникативных игр, а так же во время продуктивной деятельности. В завершении занятия каждая семья получает текстовые распечатки игр, с которыми познакомились сегодня.
Наш проект находится в стадии реализации, постоянно пополняется и дорабатывается исходя из интересов и особенностей детей, а также запросов родителей. С начала учебного года было проведено 6 занятий. В результате реализации проекта у 100% детей группы адаптация к условиям детского сада прошла успешно. С каждым занятием в семьях пополняется домашняя игротека. Родители получили практический опыт взаимодействия друг с другом, с детьми, с педагогами детского сада. Сформировался активный, творческий, отзывчивый родительский коллектив, нацеленный на тесное взаимодействие детского сада и семьи.