Наталья Воробьёва
Система работы. «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы
«Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии дошкольников»
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Система работы, „Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось и причин этому множество.
Причины возникновения речевых нарушений :
- ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей);
- увеличение числа патологий беременности (родовые травмы);
-различные социальные проблемы (пьянство, употребление наркотиков родителями, нежелание заниматься с детьми в силу различных причин, хотелось бы отметить, что зачастую такие проблемы возникают, как не странно, в вполне благополучных семьях: родители заняты своей жизнью, делают карьеру, зарабатывают деньги, а времени на ребёнка у них практически не остаётся).
В наш техногенный век дети большую часть времени проводят за компьютерами, просмотром телепередач, прослушиванием музыки, может быть это само по себе и не плохо, но, на мой взгляд, всё это должно разбавляться и живым общением.
Актуальность моей работы определяется тем, что в последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.
Важность данной проблемы определили тему моей работы : «Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии дошкольников».
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:
- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;
- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.
Цель: выявить влияние нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка.
Для реализации данной цели мною были определены следующие задачи:
-проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах специалистов, обобщить рекомендации различных авторов в единую систему;
- привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
- развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию мнемотаблиц, синквейна, биоэнергопластики, кинизиологии и Су – Джок терапии.
- проанализировать результативность работы.
Свою работу по развитию речи я начала с детьми раннего возраста. В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания у ребенка мелкой моторики рук. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Для определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика ручного праксиса на момент поступления в ДОУ, а так же заполнена карта нервно-психического развития каждого ребёнка. Проанализировав результаты мониторинга по развитию речи в сентябре 2009 года, мы отметили низкие результаты.
На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук. Я стала вводить в работу с детьми пальчиковые игры, в течение года мы играли в эти игры, затем постепенно, с возрастом детей, комплексы пальчиковой гимнастики усложнялись, в работу с детьми по речевому развитию я стала вводить нетрадиционные технологии : синквейн, мнемотаблицы, кинизиологию, биоэнергопластику, Су-Джок терапию.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не воспитатель обязан владеть культурой речи. Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. Поэтому работая с детьми, я всегда контролировала свою речь, говорила эмоционально, грамотно, не забывая о том, что дети подражают взрослому, впитывают как губка.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.
При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи : произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем : наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.
Для занятий с детьми в детском саду организован логопедический кабинет, в котором работает учитель-логопед Канищева Оксана Сергеевна. В кабинете логопеда имеются все необходимые пособия и материалы, необходимые для развития речи детей. Начиная со среднего возраста, организуются логоуголки и в группах, которые играют важную роль в формировании грамотной речи: стол и зеркало, картинки для автоматизации звуков, картотека артикуляционных упражнений, поддувалочки, пособия для развития мелкой моторики, картотека речевых упражнений и т. д.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В моей группе организован книжный уголок и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками, которые они изготавливают совместно с педагогами и родителями.
Так же с детьми проводим и воспитательные мероприятия. Наши дети частые гости сельской библиотеки, где им рассказывают о происхождении книг, о их многообразии. Так же мы посещаем и библиотеку МУ СПОШ № 1, где с детьми проводят интересные «Конкурсы юных читателей». Мы часто приглашаем наших выпускников, учеников начальных классов на совместные литературные викторины и конкурсы. И, конечно, театрализация – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Мною разработана картотека пальчиковых игр, практикуются пальчиковые игры в воде, которые, в свою очередь, являются и частью закаливающих мероприятий.
В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями. Провожу собрания, беседы, организовываю консультации по проблемам речевого развития детей. В начале года провела для родителей мастер – класс «Ловкие пальчики», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику с детьми в домашних условиях. Дала необходимые рекомендации по её проведению. Так же интересно и познавательно прошёл семинар – практикум «Здравствуй, пальчик, как живёшь?». Здесь родители смогли посмотреть и обсудить фрагмент занятия по развитию речи с использованием нетрадиционных методов в работе с детьми. Предварительно познакомившись с трудами известных ученых, и опытом работы над данной проблемой других детских садов, а так же изучив необходимую литературу, я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с данными методиками, и, получив одобрение, постепенно стала внедрять их в свою работу.
Взаимодействие с семьей по развитию речи детей проводится в системе, состоит из трё х блоков: аналитический, практический и оценочный.
В аналитический блок включался сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Для реализации данного направления выбираются соответствующие формы взаимодействия:
приобщение родителей к педагогическому процессу, участие в совместных педагогических советах, совместных проектах;
расширение сферы участия родителей в организации жизни МДОБУ;
пребывание родителей на занятиях;
создание условий для творческой самореализации родителей, детей;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей.
они могли отразить свои отзывы.
Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты.
Моя работа по данной проблеме плавно переросла в проект «Весёлые ручки», ориентированный на работу с родителями. На его разработку повлияла необходимость научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях. По завершению проекта было проведено анкетирование родителей. Анализ анкетирования показал, что родители научились проводить гимнастику и делают её с ребятишками систематически и с желанием. А главное заметен результат совместной работы : дети хорошо говорят, знают много пальчиковых игр, с удовольствием в них играют, таким образом, цель проекта достигнута.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. В нашем детском саду мы используем различные подходы к развитию связной речи - традиционный, система ТРИЗ, методика развития речи В. К. Воробьевой, моделирование текстов.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее, а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах)., их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.
Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Правила составления интеллектуальных карт:
1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)
2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета
3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей
4. Добавляются символы и иллюстрации
5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами
6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом
7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы
8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями.
Большева Т. В. – коллажем. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Более подробно остановлюсь на новых методах в своей работе.
Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей.
Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д., благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи головного мозга, в результате чего активизируется речь детей.
Так же в свою работу я ввела последнее достижение восточной медицины: Су – Джок терапию в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Данный способ разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку данного метода. В чём же заключается данный метод?
На кистях рук и стопах расположена проекция всех частей, систем и органов тела. Но в своей работе я использую только те точки, которые оказывают благотворное влияние на речь детей, т. е. точки, которые расположены на кончиках пальцев рук.
Проделанная за 4 года работа дала следующие положительные результаты:
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас достиг высокого уровня;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
В процессе работы по речевому развитию детей мною были выработаны следующие критерии :
Грамматический строй речи;
Звуковая культура речи;
Развитие связной речи
Коммуникативные умения
Словарь
Проведя мониторинг в январе этого года, пришли к следующим результатам: высокий уровень увеличился на 11 % и составил 25%, средний уровень развития отмечается у 62 % детей, а низкий уровень уменьшился на 20%.
Сравнительный мониторинг доказывает эффективность внедрения инновационных технологий в работу по развитию речи детей в нашем детском саду. Мною проведён сравнительный анализ результатов обследования речи детей. В результате анализа выяснилось, что уровень развития речи детей значительно улучшился, если в начале учебного года высокий уровень развития речи детей составлял 49 %, средний 43%, низкий 8%, то сейчас мы видим, что высокий уровень развития речи увеличился на 7%, средний на 1 %, а низкий уровень отсутствует.
Таким образом, вариативность использования разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Речь детей значительно улучшилась, дети достигли хорошего уровня развития мелкой моторики.
Наверное, это и есть результат моей работы. О чём я и могу с гордостью сказать.