Ольга Бурдочкина
Система работы по развитию речи воспитанников в средней группе
▼ Скачать
Группу №12 «Дружная семейка» посещают 22 ребёнка 4 – 5 лет.
Один ребёнок из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.
В группе 10 мальчиков и 12 девочек.
Воспитанники активные, дружелюбные. Родители (законные представители) принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
Публикация «Система работы по развитию речи воспитанников в средней группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
У большинства воспитанников развита мелкая моторика.
Умеют самостоятельно организовать настольные и сюжетно-ролевые игры.
Воспитанники группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Воспитанники активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.
Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.
«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи и художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно образовательной и совместной деятельности. Чтение художественной литературы осуществляется в режимных моментах.
Основные цели и задачи
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Система работы включает :
1. Непосредственно образовательная деятельность.
• Формирование словаря.
• Звуковая культура речи.
• Грамматический строй речи.
• Связная речь.
2. Совместная деятельность.
• Беседы;
• Наблюдения;
• Дидактические игры;
• Игры-ситуации;
• Чтение художественной литературы;
• Театрализованная деятельность.
• Артикуляционная гимнастика
3. Организация развивающей среды.
Предметно-пространственная среда во в группе построена с учетом возрастных особенностей воспитанников и способствует развитию речи. Все групповое пространство распределено на центры: «Уголок природы», «Опытно-экспериментальный центр (центр песка и воды, мини-лаборатория)», «Центр патриотического воспитания», «Литературный центр (книжный уголок)», «Центр математики, науки и естествознания, сенсорного развития, и развития мелкой моторики, подготовки к письму», «Центр искусств (изобразительная деятельность)», «Центр музыкальной деятельности», «Центр театральной деятельности (театрализованные игры, уголок ряжения)», «Центр сюжетно-ролевых игр», «Центр строительно-конструктивных игр», «Центр безопасности (ПДД, пожарная безопасность и др.)», «Центр развивающих игр», «Центр физической культуры», «Зона релаксации (уголок уединения)».
4. Самостоятельная деятельность в центрах активности.
• Рассматривание книг.
• Дидактические игры: «Большие и маленькие», «Противоположности», и другие
• Самостоятельная речевая деятельность с использованием альбомов: «Алгоритмы для составления рассказов», «Расскажи сказку».
• Настольные игры: «Угадай сказку», «Отадай, что за сказка?», «Мои первые ассоциации» и другие.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Игры с наручными куклами би-ба-бо.
• Артикуляционная гимнастика с зеркалом.
Другие виды самостоятельной активности.
5. Развитие мелкой моторики – кружок «Послушные пальчики».
Выполняя различные упражнения пальчиками, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что благоприятно влияет на развитие речи (способствует обогащению его активного словаря и развитию связной речи).
• Пальчиковые игры и гимнастика;
• игры с мозаикой и пазлами;
• игры с мелкими предметами (перебирание камушек, нанизывание бус);
• игры с различными конструкторами;
• работа с бумагой (вырезание фигурок из бумаги, аппликации);
• рисование (обводка, штриховка, раскрашивание);
• выкладывание рисунков из счетных палочек;
• рисование на песке;
• игры с сенсорным оборудованием «Черепаха», «Сенсорный манеж», «Паравоз», «Машина»;
• лепка из пластилина, солёного теста;
• игры с крупами (поиск игрушек в крупе, сортировка круп).
• игры с нестандартными игровыми пособиями: сенсорный куб, сенсорный круг, игра «Собери по цвету», «Моталочки», «Весёлые поросята».
6. Работа с родителями (законными представителями).
• Родительские собрания.
• Выступления детей на родительских собраниях.
• Фото и видеоотчёты о деятельности детей в детском саду.
• Рекомендации об обучающих сайтах.
• Консультации.
• Индивидуальные задания на дом.
Таким образом данная система работы способствует развитию речи воспитанников. Они проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения. Делают попытки решать спорные вопросы и улаживють конфликты с помощью речи. Активно сопровождают речью игровые и бытовые действия. Понимают и употребляют слова-антонимы; умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
Понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый). Могут рассказать о содержании сюжетной картины, описать предмет, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.
Список литературы:
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа