Лидия Сердитова
Система работы по оценке достижений воспитанников детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка оценки достижений воспитанников дошкольных образовательных учреждений обусловлена состоянием и развитием как научной, так и педагогической политики нашей страны. Об этом свидетельствуют Закон РФ «Об образовании», Областной закон «Об образовании в Свердловской области», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, акты Министерства образования РФ, Свердловской области, Концепции дошкольного воспитания, модернизации российского образования на период до 2010 года.
Публикация «Система работы по оценке достижений воспитанников детского сада» размещена в разделах
Система работы по оценке достижений воспитанников детского сада достаточно сложна. Необходимость создания данной работы непосредственно в образовательном учреждении отмечают многие исследователи (К. Ю. Белая, Л. В. Позняк, и др.).
Получая огромное количество информации в результате посещения режимных мероприятий, занятий, изучения нормативно-правовых и программно-методических материалов, бесед с воспитанниками анализируя результаты диагностических срезов уровня овладения детьми содержания образовательных программ, в детском саду № 48 «Чайка» создана система работы по оценке достижений воспитанников. Вся полученная информация подвергает анализу, и влияет на корректировку воспитательно-образовательного процесса.
Создавая систему работы по данному направлению, мы определили ее содержание, объем, источники, и вывели их на уровень управления. Далее определили, в какой форме эта информация храниться и кем используется (старшей медсестрой, старшим воспитателем, руководителем детского сада).
На сегодняшний день нет единства в определении критериев, показателей, параметров, по которым можно было бы определить достижения воспитанников, их результаты. Качество образования, с точки зрения современных научных подходов, характеризуется через совокупность критерий - условий образовательного процесса и результатов этого процесса.
К результатам дошкольного образования относят:
* - показатели личностного развития (творчество, мотивация, любознательность и т. д. ;)
* - уровень готовности ребенка к школе, что является одним из показателей преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;
* - знания, умения, навыки, полученные ребенком в рамках образовательной программы.
Временные (примерные) требования к содержанию, методам работы в ДОУ предполагает оценку качества образования в ДОУ как оценку условий, созданных для развития личности ребенка по различным направлениям.
ГОС НРК утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006года выдвигает требования обязательного минимума содержательной линии образования, требования к уровню образованности воспитанника в трех составляющих образованности:
- предметно-информационной;
- деятельностно-коммуникативной;
- ценностно-ориентационной.
Концепция модернизации, а также стандартизации образования одной из основных особенностей современного периода развития системы образования определяет замену ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Качество дошкольного образования мы видим в достижении целей развития ребенка (возрастные характеристики ребенка).
В нашем детском саду качество образования рассматривается в нескольких составляющих:
1. Качество условий.
Условия, созданные для жизнедеятельности воспитанников подтверждаются актами проверок ФГУЗ «ЦГиЭ №32 ФМБА России», Госпожнадзором, Энергонадзором, и др. Право ведения образовательной деятельности закрепило получение лицензии. Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, от 20 марта 2005 г.
2. Качество образовательного процесса.
Данные определяются в процессе аттестации детского сада, педагогов и руководителя. Процедуру аттестация детский сад прошел в 2006 году, издан приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 370/ал от15.03.2006г,
17% педагогов детского сада имеют высшую квалификационную категорию, первую квалификационную категорию имеют -72% воспитателей.
3. Качество результата.
В отличие от школьного образования, в детском саду не проводится аттестация выпускников. Концепция модернизации образования определяет, что ребенок дошкольник проживает собственную жизнь, дошкольный период его жизни самоценен, дошкольное образование переходит от ценности обучения к ценности общения, к ценности развития личности.
Требования, предъявляемые к результату развития ребенка в детском саду, представляются характеристиками, выраженными в виде возрастных портретов.
В дошкольном возрасте - это ожидаемый результат, но не уровень, не выставляемый балл или отметка. Образовательная программа детского сада описывает только ожидаемый возрастной портрет выпускника. Вместе с тем детский сад отслеживает результаты качества освоения образовательных программ, что никоим образом не смешивается с результатом качества образования в целом, а является только одной из его составляющих. Система работы по оценке достижений воспитанников представлена ведением карт мониторинга.
Ориентируясь на понятие мониторинга, как комплексной, научно-обоснованной информационной системы регулярного отслеживания, анализа, прогноза состояния и развития того или иного объекта, проводим анализ полученных результатов и на основе анализа планируем работу с воспитанниками.
Созданная система предоставляет возможность в принятии решений в процессе управления качеством образования.
Данные мониторинга доказывают справедливость принятия управленческих решений в процессе организации педагогической деятельности по обеспечению качества образования в детском саду
Оценка достижений воспитанников : 1-й уровень - информация о воспитанниках, как субъекте образовательного процесса.
2-й уровень - информация по организации образовательного процесса,
3-й уровень - уровень социума.
Информацию о качестве образования несут нормативно-управленческие документы:
- Устав детского сада;
- Образовательная программа детского сада;
- учебный план - структура организованных форм обучения;
- учебный календарный график;
- расписание занятий;
- расписание работы кружков;
- режим дня.
Все эти документы (за исключением Устава д/сада, Образовательной программы) разрабатываются ежегодно, анализируются результаты их выполнения и корректируются.
В образовательной программе детского сада одним из приоритетных направлений деятельности является гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает: охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического развития; всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка. Ежегодно разрабатывается программа «Здоровье»., где учитывается организация образовательного процесса, организация питания, медицинское обслуживание, контрольно-аналитическая и диагностическая деятельность, материально-технической обеспечение, деятельность по охране труда.
Педагоги детского сада практикуют здоровьесберегающие технологии.
В программе «Здоровье» определены механизмы достижения поставленных задач. Реализация содержательной линии «Культура здоровья» осуществляется целенаправленно и планомерно.
Вопросами здоровья воспитанников занимаются медицинские работники, педагоги, руководитель физического воспитания. Лечебно-профилактические мероприятия проводятся планово, в соответствии с графиком и планом прививок; осмотров специалистами ГБ №4.
На протяжении трех лет с 2008-2012 в детском саду - 100% вакцинопрофилактика детей.
В 2010-2011 учебном году оптимизация двигательной активности детей достигалась за счет развития двигательных умений и навыков посредством проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. В 2011-2012 учебном году реализовался комплексный подход в организации и содержании двигательной активности на прогулке. Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других медикаментозных средств оздоровления – дало положительные результаты:
- повышено качество образования физического развития с 95% до 100%;
- сохранена и увеличена первая группа здоровья на 19 детей;
- увеличено количество ни разу не болевших детей с 15 до 25;
-снижена детская заболеваемость с 183,7 случая до 182,3 (на 100 детей) ;
-снижены пропуски по болезни с 18,1 до 15,3 дня ;
-снижены пропуски дней по болезни на 253 дня
В результате снижения детской заболеваемости с 20028 по 2012 год в детском саду повысился индекс здоровья с 11,5% до 18,4%.; уменьшились пропуски по болезни одним ребенком на 2,1 дня.
В 2012 году показатели заболеваемости по детскому саду ниже средних показателей дошкольных учреждений территории муниципального образования р. п. Малышева.
Данные о воспитанниках детского сада дополняют сведения из школ, в которые поступают наши выпускники. Учителя начальных классов отмечают благоприятное течение адаптации детей к школе, более 95% детей имеют высокий уровень физической готовности. Воспитанники детского сада ежегодно участвуют в территориальных, городских, областных конкурсах, соревнованиях, фестивалях:
2012 г. - участие в городских мероприятиях:
- конкурс «Марш парков 2010», награждены благодарственным письмом городской станции юных натуралистов г. Асбеста;
- смотр-конкурс рисунков «Закон дорог - один для всех», награждены грамотой ГАИ (г. Асбеста.).
2012 г. - победители областного смотра-конкурса «Зеленый огонек».
2010 г. – Фестиваль «Свет вечного огня» (Дом детского творчества)
- 1-ое место в конкурсе чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»
- 2-ое место в конкурсе военной песни «Встречи у солдатского костра»
- 2-ое место в конкурсе «Лучшая танцевальная композиция»
- 2-ое место в конкурсе «Лучшее праздничное мероприятие»
2011 г. - победа в спортивном празднике «В здоровом теле - здоровый дух» (Дворец спорта)
2012 г. – участие в празднике «День защиты детей» (Дворец культуры «Русь»)
2004 г., 2005г. -участие в Y и YI открытом межрегиональном фестивале-конкурсе юных дарований «Алмазные грани» (вокальная, хореографическая и художественная номинации) г. Екатеринбург. Победа в номинации «Соловушка», (2004 г.). Награждены дипломами благотворительного фонда «Дети России»
2010 год – конкурс рисунков «Закон дорог – один для всех», г. Асбест –трое детей
2010 г. - участники областной акции «У светофора нет каникул» и Трудовой вахты посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г., награждены ценным подарком и грамотой Губернатора Свердловской области.
Подводя итоги вышесказанному, могу отметить, целостный адаптивный образовательный процесс в детском саду предполагает создание системы видового разнообразия учреждения, которая учитывает всю организацию жизнедеятельности для детей с разным уровнем здоровья и развития способностей на рефлексивной основе. Воспитатель – главное действующее лицо в обновлении педагогического процесса, именно ему предъявляются новые требования.
В условиях обновления на первый план выступает задача овладения
педагогом навыками партнерского общения с детьми.