Светлана Дедковская
Система работы по формированию условий способствующих усвоению социального опыта средствами русской народной куклы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
1. В настоящее время возрастает приоритет народной культуры, как уникальной комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, ориентиры для формирования духовных черт характера и социально – культурного опыта.
Публикация «Система работы по формированию условий способствующих усвоению социального опыта средствами русской народной куклы» размещена в разделах
Одним из огромного количества видов проявления народной культуры является народная кукла. Знакомство с традиционной куклой при её изготовлении позволяет не только развить индивидуальные творческие способности, но и привить уважение к традициям семьи, приобщать к обрядовой культуре родного края, познакомить через игрушку с историей Отечества.
А также народная культура позволяет войти ребенку в мир социальных отношений, и обогатить его опыт общения с окружающим социумом - сверстниками, родителями, педагогами.
Сегодня рукотворная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.
2. С целью определения уровня сформированности социального опыта детей старшего дошкольного возраста мною было проведено диагностическое обследование, которое включало в себя два этапа. На первом этапе осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, анализировалась литература по проблеме исследования, конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения обследования, изучались основные виды народных игрушек доступные для восприятия детей дошкольного возраста, практика их использования в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Было выявлено, что русская тряпичная кукла почти не востребована в практике дошкольных учреждений. Это сопряжено с тем, что региональные программы для детского сада несовершенны, нуждаются в существенной корректировке.
На втором этапе были выявлены уровни сформированности социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с народными игрушками.
Обследование детей в области восприятия народной игрушки выявило следующую картину. В ситуации выбора девочки предпочитали разных кукол. Кукла-закрутка привлекла внимание двух девочек (из 15 обследуемых).
Хронометрированные наблюдения за реакцией и игровыми действиями детей в течение тридцати минут показали весьма интересный результат. Большим спросом пользовались кукла-скрутка, куклы-зерновушки, кукла Кубышка -травница.
3. Непосредственная эмоциональная отзывчивость детей по мере приобретения опыта общения с народной игрушкой, куклой сменялась наблюдательностью, проявляющейся в мотивации своего отношения к игрушке и в желании ввести ее в разнообразные виды деятельности.
4. Сделанные выводы показали, что значительная часть дошкольников имеет низкий уровень развития социального опыта.
Из вышесказанного следует, что в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование социального опыта, так как дошкольный возраст наиболее сензитивный период для воспитания этих качеств.
Проанализировав эту проблему, сделала вывод, что необходимо создание целенаправленной системной работы по формированию социального опыта старших дошкольников, формирование базовой культуры общения на основе отечественных ценностей.
5. Анализ анкетирования родителей показал: что ценность куклы для развития детей понимают все родители (100%). Но родители некоторых мальчиков (22%) считают, кукла – это игрушка только для девочек. Большая часть родителей (66%) ничего не знают о традиционной тряпичной кукле. И, что огорчило, некоторая часть родителей, считают, что работа по ознакомлению с такими куклами в детском саду не нужна (14%).
Учитывая все это пришла к выводу, что наряду с положительными моментами (накапливание первого социального опыта, нравственного поведения, формирование навыков организационного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т. д.) имеются и негативные моменты: это «разрыв» между теоретическими знаниями и практическими умениями, недостаточное внимание уделяется воспитанию у детей социального опыта посредством русской народной игрушки.
Новизна.
Основной целью моей деятельности является создание целенаправленной системной работы по формированию условий и механизмов, способствующих усвоению детьми старшего дошкольного возраста социального опыта и социальных ролей средствами русской народной куклы, формирование базовой культуры общения на основе народных традиций.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются первые истоки социального опыта. При построении системы работы использовала метод проектов, интеграция образовательных областей, побуждая детей к экспериментированию, деятельностный подход, приоритет практической работы доступными для ребенка народными игрушками, позволили внести в процесс формирования социального опыта дошкольников разнообразие и новизну. Такой подход раскрепощает ребенка, он уже не боится, что у него что-то не получится.
В ходе работы мною были определены основные педагогические условия, которые обеспечивают формирование социального опыта дошкольников в процессе использования народных тряпичных кукол :
- организация и педагогическое сопровождение коллективных сюжетно-ролевых игр детей с использованием народных кукол;
- социально-педагогическая оценка потенциала включаемой в детскую игротеку народной куклы в аспекте формирования социального опыта ребенка.
6. Для создания системы работы по теме : «Русские народные игрушки как средство формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста» мною была разработана программа кружка «Лоскуток». Образ народной куклы в данной программе лежит в основе передаваемого детям социального опыта и является связующим понятием в системе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Для углубления представлений дошкольников о русской народной тряпичной кукле мною была проделана следующая работа детьми.
Основные формы работы :
- беседы, об истории возникновении народной куклы, о ценности произведений народного творчества, о разнообразии характеров, воплощённых в куклах, связи народных кукол с образами русского фольклора. Это позволило создать у детей внутреннюю готовность к восприятию народной куклы.
- оформление детских выставок (детское творчество очень ценно в формировании социального опыта, так дети отражают в своей работе отношение к культурному наследию).
- оформление в детском саду мини-музея русской народной тряпичной куклы «Лоскуток».
- широко использовались в НОД, режимных моментах, досугах и развлечениях фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, прибаутки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно фольклор вмещает в себя все ценности русского языка и обогащает социальный и коммуникативный опыт дошкольников.
С целью обогащения нравственных чувств детей, развития сострадания, милосердия, дружбы, формирования семейных ценностей, игровой культуры, расширения социального опыта, были проведены разнообразные формы образовательной деятельности:
7. - Образовательная деятельность на тему: «Русская народная кукла»
- Образовательная деятельность на тему: «Тряпичная кукла - оберег»
- Образовательная деятельность на тему: «Матрешка»
Для поддержания мотивации у воспитанников к тряпичной кукле, закрепления приобретенных знаний разработаны авторские дидактические игры: «Отгадай, что покажу», «Третий лишний»…
Сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: вовлечение семьи в воспитательно–образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. Повышение знаний родителей по теме осуществляется через родительские собрания, консультации.
Интересной формой формирования социального опыта у детей стали праздники и праздничные посиделки. Проводилась работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками, решалась задача создания эмоционального комфорта. После праздников организовывались итоговые беседы. Дети сравнивали настоящий праздник с прошедшим, находили сходство и различия, особенно если это праздники народные или обрядовые. Дети учились рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Беседы были направлены на развитие активного взаимодействия детей друг с другом в сюжетно-ролевых играх, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, обогащению социального опыта и эмоциональной сферы ребёнка в процессе игр с народной куклой. Родители с удовольствием участвовали в подготовке и проведении таких мероприятий. В ходе работы родители узнали много интересного из истории государства российского…
Следующая форма взаимодействия с родителями – посещение музеев, выставок. Эта форма предусматривает вовлечение родителей в процесс обогащения социального опыта детей. Такие экскурсии являются средством развития чувственного восприятия современных предметов и старины, развитию у детей эмоциональной отзывчивости в процессе знакомства с русской народной тряпичной куклой. Дети осознают понятия – «прошлое», «настоящее», «время». После посещения музея, создавала все условия в группе для творческой деятельности, чтобы дети смогли отобразить свои впечатления в рисунках понравившиеся куклы, игрушки, предметы старины.
Развитие социального опыта дошкольников и их родителей осуществляется:
- через слово, внимание и окружение, положительную эмоциональную обстановку (изучение традиций и праздников своей Родины);
- через художественно – эстетическое направление развития (изучение психологии развития ребенка вместе с родителями, а также значение народного творчества и его влияние на психику дошкольника);
- создание домашнего уюта в группах образовательного учреждения (оформление помещения, соответственно тематике изучаемого материала, возрастным особенностям, которая соответствует созданию психологического комфорта);
- оформление уголка «Русская тряпичная кукла», «История моей Родины»;
- оформление следующих проектов : «Тряпичная кукла», «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Русский народный костюм»;
- создание буклетов «Семья и семейные традиции», «Роль народной игрушки в формировании социального опыта дошкольников», «Традиции русского народа»;
- рекомендации для родителей через оформление папок – передвижек для родителей;
- мастер класс «Русская народная тряпичная кукла»
- анкетирование родителей.
Все это помогает сделать их союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
8. Результаты работы позволяют сделать вывод: систематическая организация работы по изучению русской народной игрушки в старших группах детского сада способствует повышению эмоциональной отзывчивости детей; высокой творческой активности дошкольников; интеллектуальному и эмоционально-личностному развитию; дети приобретают коммуникативные навыки; формируются основы семейных ценностей; переносят сформированное в игре, ролевое поведение в жизненные ситуации.
Сопоставительный анализ уровней восприятия детьми русской народной игрушки выявил наличие положительных результатов, высокий уровень игрового взаимодействия детей, диагностирован у 24% детей, средний – у 64% детей и низкий – у 12%. Позитивные изменения наметились и в уровнях игрового взаимодействия детей на материале народной тряпичной куклы. Увеличилось число игровых контактов (от двух до шести, способствующих совместной игре со сверстниками, вдвое возросла ориентация на партнера по игре, значительно активизировалась игровая деятельность. Повышение достаточного уровня игрового взаимодействия на 46% после формирования указывает на изменение содержания и способов игрового поведения, свидетельствует об усложнении тематики и содержания сюжетно-ролевой игры с народными игрушками.
Русская народная игрушка органично вошла в жизнедеятельность детей. 9. Они стали охотно оперировать представлениями и знаниями о народной игрушке на занятиях по изобразительной деятельности - и в рисовании, и в лепке, и в аппликации, на занятиях по развитию речи, в театрализованной деятельности. Целесообразность использования разнообразных форм образовательной деятельности по изучению русской народной тряпичной куклы, как одного из основных средств формирования социального опыта у детей старшего дошкольного возраста не вызывает сомнений.
Важным педагогическим условием формирования социального опыта дошкольников является осознание специалистами дошкольных учреждений особой роли и педагогических возможностей народной игрушки.
Вместе с тем проделанная работа не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы я вижу в расширении и конкретизации социально-педагогического классификатора народных игрушек, кукол, в исследовании возможностей куклы в социальном воспитании детей других возрастных групп; в выявлении путей и условий реализации социально-педагогического потенциала народной игрушки в домашней среде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова, В. В. Духовно-нравственное развитие современного ребё нка: игрушка и антиигрушка [Текст] / В. В. Абраменкова // Игры и игрушки в жизни детей / Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
2. Актов, Н. А. Социальное развитие регионов [Текст] / Н. А. Актов. -М., 1985. - 194 с.
3. Александрова, Н. С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен: На материале дошкольного образования. Дис.. доктора пед. наук: 13.00.01[Текст] / Н. С. Александрова. - М., 2000. - 356 с.
4. Аркин, А. Е. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры [Текст] / А. Е. Аркин. - М., 1935.
5. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 128 с.
6. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла : культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. – М. : «Культура и традиции», 2008.
7. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. - М. : Ладога - 100, 2007.
8. Карпова, Т. Е. Феномен куклы в русской культуре : Историко-культурологические аспекты: дисс.. канд. культурол. наук: 24.00.01 Теория и история культуры [Текст] / Т. Е. Карпова. - Санкт-Петербург, 1999.
9. Шайдурова, Н. В. Традиционная тряпичная кукла : Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. В. Шайдурова. – СП. : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
10. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин / 2-е изд. - М. : Просвещение, 1999. - 360 с.