Гузялия Владимирова
Система работы по формированию представлений у дошкольников о малой Родине и Отчизне
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по формированию представлений у дошкольников, о малой родине и Отечестве».
«Система работы по формированию представлений у дошкольников, о малой родине и Отечестве».
«Система работы по формированию представлений у дошкольников, о малой родине и Отечестве».
Система работы по формированию представлений у дошкольников, о малой родине и Отечестве.
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
Публикация «Система работы по формированию представлений у дошкольников о малой Родине и Отчизне» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Наше государство переживает непростые времена, это изменения в социально-экономических процессах, которые неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономически развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важное значение за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и в документах регламентирующих их деятельность.
ФГОС ДО к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области) : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность, патриотизм.
Чувства, пережитые в детстве, не могут исчезнуть бесследно, вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.
Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.
Многие авторы (А. А. Анциферова, З. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, С. Г. Журат, Г. А. Карбышева, С. А. Козлова, Р. Ш. Халикова и др., отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н. Ф. Виноградова и Р. Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.. Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания.
Проблемой национального самосознания стала особенно актуальной сейчас, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов, народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры, то разрушению подвергнутся глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.
В результате анализа практической деятельности основного процесса дошкольного образования выявлен ряд недостатков.
В результатах В основном процессе В условиях профессиональной деятельности
Многие дети не обладают установкой положительного отношения к миру;
многие дети не адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, не стараются разрешать конфликты;
многие дети не обладают начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором они живут;
не знакомы с произведениями детской литературы, не обладают элементарными представлениями из области живой природы; естествознания, математики, истории и т. п. ;
не способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;
в календарно-тематическом планировании мало тем посвященных отечественным традициям и праздникам;
не проводятся экскурсии с детьми и родителями;
воспитатели не вовлекают, а родители не принимают активного участия в развитии у детей познавательного и эстетического отношения к объектам окружающего мира;
в малой степени планируется проектная деятельность по познавательному развитию. Недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках;
мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления об отечественных традициях и праздниках;
не хватает консультативного материала для родителей.
Незначительное количество иллюстративных пособий;
существует процент воспитателей со слабым уровнем владения ПК;использование недостаточного количества видеоматериала из-за отсутствия интерактивных досок в каждой группе.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что на данном этапе развития дошкольного образования должна присутствовать система работы по формированию представлений у дошкольников о малой родине и Отечестве. Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на проблему познавательного развития у дошкольников. В ДОУ должна присутствовать система работы по формированию представлений о малой родине и Отечестве, которая будет включать в себя планирование проектной деятельности и решение познавательных задач. Внедрение технологий с использованием ПК и ИД. Однако недостаточная методическая и материальная база, не позволяет внедрить эти технологии в образовательный процесс. Именно это и определило актуальность темы взятой для решения данной проблемы. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир Конкретизация цели в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действиях и речи ребенка
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором но живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок проявляет положительное отношение к семье, взрослым и сверстникам; умеет взаимодействовать;
Имеет представление о планете Земля, как о общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
Имеет понятие «малая родина», «Отечество», «Отчизна»; знаком с традициями, праздниками и социокультурными ценностями нашего народа; знаком с достопримечательностями нашего города, может рассказать о знаменитых людях нашего края; знает произведения детской литературы по данной теме;
Ребенок проявляет интерес к родному краю, к людям которые здесь живут; уважительно относится к взрослым и сверстникам;
знает о особенностях, праздниках, традициях нашего края; проявляет толерантное отношение к сверстникам;
может рассказать о нашем городе, памятниках, музеях;также может идентифицировать символику нашего города, нашего государства, знает стихи, песни, рассказы о малой родине и Отечестве;
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Система представляет собой целенаправленный процесс по обеспечению развития ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Направленный на решение воспитательных,образовательных и развивающих задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Подкрепленный проводимыми мероприятиями воспитательно-образовательного процесса, научно-обоснованными и практически апробированными методиками. Включает в себя участие всего коллектив апедагогов и привлечение родителей к поиску новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по воспитанию и обучению детей.
Субъектами системы являются :
-дети;
-педагоги;
-специалисты ДОО;
-родители.
Данная система рассчитана на один учебный год.
Система состоит из нескольких блоков:
Содержание деятельности воспитателя с детьми:
Вид деятельности Форма На что направлено
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по Самаре», «А, по Волге вниз теплоход». Активное участие в играх, умение самостоятельно организовывать игру.
Познавательная деятельность. Познавательные беседы на темы: «Моя страна», «Край в котором ты живешь».
Проект «Мы любим Самару!».
Интерес к родной стране, родному краю. Вызвать эмоциональный отклик. Закрепить знания узнавать название улиц и достопримечательностей.
Проблемно-ценностное общение. Этические беседы на темы: «Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло».
Игры драматизации по русским народным сказкам. Русские народные игры-забавы. проявляют интерес к народным играм,
знают песенки, потешки, используемые в играх
имеют способность управлять своим поведением во время игр, соблюдать правила.
Художественное творчество. Посещение театрализованных представлений в ДОУ.
Организация кружковой работы. знают названия праздников, их историю,
знают символику государства. Знают детские произведения, касающиеся отечественных праздников и традиций их празднования.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Проведение совместных мероприятий, спартакиад. Появляются предпосылки таких социальных чувств, как чувство долга, национальной гордости, патриотизма.
Трудовая деятельность. Дидактические игры “Экскурсия по городу” (на материале фотографий, “Вот моя улица, вот мой дом” (на материале рисунков, фотографий, карты города.
Экскурсия по близлежащим улицам: ул. Авроры, ул. Энтузиастов, ул. Аэродромная. проявляют интерес к произведениям культуры и искусства,
бережно обращаются с предметами старины, картинами, книгами и другими предметами. Проявляются чувство уважения к ветеранам, гордость за великую страну Россию.
Досугово-развлекательная деятельность Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему «Наша Родина» - Филиппенко, «Все мы моряки» - Лядовой, «Бравые солдаты», слушание гимна России.
Консультации специалистов с педагогами, родителями «Нравственное воспитание детей в семье».
называют свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, адрес;
имеет представления о своей семье, ее укладе;
используют развернутые связные высказывания при презентации проектов
устанавливает причинно-следственные связи
Содержание деятельности взаимодействия со специалистами ДОУ:
Форма взаимодействия Тематика
Тематическое планирование работы специалистов совпадает с планированием воспитателя Темы согласно календарных праздников
Использование музыкальными руководителями и инструктором по физической культуре на занятиях подвижных народных игр, песен, мелодий Создание альбома взаимодействия специалистов по ознакомлению детей с отечественными праздниками и традициями
Проведение календарных праздников, развлечений и утренников -«Новый год»,
-«8 марта – мамин день», -«Масленица»,
-«День Победы»,
- «23 февраля – день Защитника Отечества»."
Организация походов совместно с инструктором по физической культуре -Экскурсия в дом ветеранов,
целевая прогулка в парк «Победы».
Содержание деятельности по взаимодействию с родителями :
Форма сотрудничества Содержание
Совместные мероприятия детей и родителей «Деревенские посиделки», «Что я знаю о России», «День народного единства» Родители вместе с детьми играют в играх, участвуют в инсценировках, выполняют различные задания
Оказание помощи педагогам в оформлении группового уголка «Праздничный калейдоскоп», мини-музея «Русская изба» Приобретение атрибутов, создание фотографий, семейных и тематических альбомов «Путешествие в прошлое предмета», «Праздники на Руси», коллажей «Семейные традиции», «Наш помощник» и др.
Участие в проектной деятельности Помощь в сборе информации, изготовлении продукта проекта, совместная подготовка к презентации.
Родительские собрания, круглые столы, практикумы. Родительские собрания на тему «Традиции в нашей семье» и др. Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в т. ч. и в виде круглого стола «Важность семейных ценностей в современном мире», «Возрождаем народные традиции».
В контроле:
-Проводится мониторинг с целью оценки индивидуального развития ребенка, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования;
-Проводятся наблюдения за детьми;
-Используется диагностическое исследование интеллектуально- эстетического развития детей;
-Индивидуальные беседы;
Дидактические игры.
5. Характеристика изменений условий обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-творческие, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
Одним из условий улучшения качества дошкольного образования, является повышение профессионализма и обладание высоким уровнем знаний:
1)знание нормативно-правовых документов;
2)знание инновационных программ;
3)знание и владение педагогическими технологиями;
4)знание основных и альтернативных методик обучения и воспитания детей, применять личностный подход и учитывая психологические особенности детей;
Научно- методические:
1)Разработка тематических планов, проектов;
2)подбор лучших методических разработок по ознакомлению детей с отечественными традициями и праздниками;
3)создание банка данных лучших методических разработок российских и зарубежных педагогов;
4)разработать серию консультаций для родителей по теме.
Материально- технические:
1)Оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной среды -она должна быть насыщенной, трансформируемой, многофункциональной, доступной и безопасной.
2)приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр;
3)пополнить фонотеку классической и народной музыки;
4)приобретение театральных костюмов;
5)приобретение методической литературы;
Нормативно- правовые:
1)Закон РФ «Об образовании» (29.12.2012 №273- ФЗ);
2)ФГОС ДО;
3)СанПиН 2.4.1.3049-13;
3)Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 290, г. о. Самара.
Информационные :
1)Размещение информации на сайте ДОУ;
2)Подбор видеороликов, мультфильмов по теме;
3)Приведение должностных инструкций в соответствие с ФГОС ДО;
4)Создание электронных образовательных пособий по «формированию представлений у дошкольников о малой родине и Отечестве;
Организационные:
1)Изменения в работе воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО по организации образовательного процесса;
2)Наладить работу обратной связи в родительском уголке;
3)Обеспечение разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей для формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
2. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.
Тема пособия: «Система работы по формированию у дошкольников представлений, о малой родине и Отечестве.»
Возраст целевой группы: дети 5-6 лет.
Цель пособия: закреплять знания детей о Самаре и России.
Задачи пособия:
повторить символы Российской Федерации;
обратить внимание на красоту национального костюма;
углублять и уточнять представления детей о достопримечательностях Самары;
обобщать представление детей об атрибутике народных праздников;
уточнить представление о русских народных сказках.
Алгоритм работы со слайдами :
№ слайда Действия и возможны вариант пояснений педагога.
№ 1. Титульный.
Ребята, у нас с вами одна, очень большая и великая родина, как она называется? (Дети «Россия»).
Давайте сегодня с вами, поиграем, а заодно проверим наши знания.
№ 2. -Итак, посмотрите внимательно на изображения символов разных стран и найдите только, те которые имеют отношение к нашей родине.
№ 3. - В третьей игре нужно выбрать только русские национальные костюмы.
№ 4. - А, теперь нужно отметить только Самарские достопримечательности.
№ 5. - Следующее задание заключается в том, чтобы выбрать и назвать картинку с русским народным праздником.
№ 6. - Последнем задании, вам нужно выбрать герое русских народных сказок.
№ 7. - Молодцы ребята, отлично справились!