Лучший педагог года

Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида

Шевчук Марина
Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы над изложением

в шестых классах школы 4 вида.

При проведении системы работ над изложением в шестых классах специальной коррекционной школы необходимо учитывать особенности слепых и слабовидящих школьников в овладении связной письменной речью. Изучение особенностей связной письменной речи, обнаруживающихся в изложениях текстов, показали, что слабовидящие дети затрудняются в полной, правильной и последовательной передаче прочитанного текста. Эти затруднения обусловлены различными причинами.

Трудности детей в овладении связной письменной речью:

Публикация «Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида» размещена в разделах

Логического характера:

1. Неполное раскрытие темы изложения, чрезмерное её сужение;

2. Неточности в характеристике событий, искажение отдельных эпизодов повествования;

3. Нарушение композиционного построения текста, характеризуется отсутствием логической последовательности изложения, несоответствием аргументации, отсутствием смысловой связи между отдельными компонентами связного текста.

Речевого характера:

1. Неправильные грамматические модели:

- нарушение норм словообразования;

- отклонение от синтаксической нормы языка: ошибки в управлении и согласовании.

2. Семантические ошибки:

- нарушение норм лексической сочетаемости слов;

- неудачное употребление личных местоимений;

- неоправданное повторение одних и тех же слов;

- нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;

- пропуски необходимых слов;

- однообразие в использовании лексических и синтаксических средств связи между предложениями.

Стилистические ошибки:

1. Образная недостаточность;

2. Эмоциональная невыразительность речи.

Таким образом, выявленные особенности речевого развития слабовидящих подростков обусловливают необходимость разработки и проведения комплексной коррекционно-педагогической работы по обучению написания учащихся 6 класса школы 4 вида изложений на уроках русского языка и развития речи.

Работа ведётся по четырё м направлениям:

1. Лексико-стилистическая подготовка учащихся;

2. Словарно-семантическая работа на уроках подготовки к изложению :

- работа над синонимами;

- работа над антонимами;

Работа над паронимами.

3. Содержательно-структурный анализ текста.

4. Грамматическая работа на уроках подготовки к изложению.

Первый этап - лексико-стилистический анализ исходного текста;

Второй этап - это рассредоточенная во времени словарная работа над употреблением слов анализируемого текста в речи учащихся и работа над грамматикой.

Третий этап - работа над содержанием и структурой текста.

Два первых этапа проводились на уроках русского языка. Третий этап - на уроках развития речи.

Анализ педагогического аспекта проблемы даёт основание утверждать, что поиск адекватных путей и способов формирования связной речи слабовидящих детей должен осуществляться в разных направлениях. Заметное снижение потребности в речевом общении у детей с нарушением зрения, обусловленное спецификой их заболевания, ставит учителя переднеобходимостью создания положительных мотивов речевой деятельности. Самой эффективной формой проведения подобных занятий является, несомненно, коллективная беседа или дискуссия, в которой принимают непосредственное участие все учащиеся. Заметное снижение потребности в речевом общении у детей с нарушением зрения, обусловленное спецификой их заболевания, ставит учителя перед необходимостью создания положительных мотивов речевой деятельности. Эта трактовка мотива предполагает соответствующую организацию всего учебного процесса, и в первую очередь самого предмета речевой деятельности: оригинальное решение темы, её информативность, познавательность; последовательность и доступность изложения материала; смысловую завершённость текстов, их насыщенность действием и диалогом.

Особый интерес представляет уровень создания замысла речевого высказывания, построения его смысловой программы (2 этап). В условиях специального обучения, когда речевой опыт детей с нарушением зрения слишком мал, необходимо научить их свободно устанавливать различные варианты смысловой связи. Целенаправленная языковая работа основывается на выяснении понятийного содержания употребляемых учащимися слов. Далее обучение осуществляется в направлении поиска дополнительных смысловых связей.

Особого уточнения требует содержание языковой работы над лексической сочетаемостью слов, так как нарушение лексических норм языка выступает в качестве одного из наиболее распространённых вариантов семантических недочётов в речи детей с нарушением зрения. Учащиеся должны знакомиться с реальными правилами сочетаемости языковых единиц в процессе рассмотрения явлений полисемии, синонимии и антонимии, т. е. на всех без исключения этапах анализа лексического материала.

Вторым уровнем организации семантической связи следует отметить определённые отношения между членами предложения. Широкое распространение в процессе подобной работы получают различные варианты упражнений лексико-семантического характера: дописывание предложений недостающими словами, образование словосочетаний из отдельных слов, соединение названий предметов и их признаков с названиями действий, замена словосочетаний одним словом, составление предложений с заданными словами.

Специальная организация процесса усвоения языка на данном этапе предполагает развитие умения ориентироваться в смысловой структуре текста, определять характер соединения отдельных предложений между собой, анализировать различные способы выражения логики сюжета, сокращать текст, сохраняя его основное содержание, объединять отдельные части высказывания в законченное целое, вычленять его главную мысль, озаглавливать текст и т. д. Главным моментом должно быть установление смысловых связей между частями текста, нахождение адекватной композиции, связанной с выделением существенного и второстепенного, с умением определять логичность переходов от одной части к другой. Особого уточнения в ходе обучения требуют приёмы работы по свёртыванию, сжатию текста. Здесь допустимы преобразования смысловой структуры текста и вычленение из неё второстепенных элементов повествования, а также свёртывание внешней, языковой структуры текста.

На 3 этапе осуществляется построение внутренней грамматической схемы высказывания, его структурирование. Механизм языкового оформления речевого высказывания сложен. Основу его составляют психологические операции:

- выбор нужных по значению слов и синтаксических структур;

- воспроизведение их во внутренней речи в соответствии с речевой ситуацией;

- комбинирование языковых единиц, связанное с нахождением адекватной грамматической формы слова, синтаксической организацией слов в предложении.

Стойкое отклонение в усвоении грамматических закономерностей языка у детей с нарушением зрения дают основание говорить о подходе к преподаванию, предполагающем чёткую направленность процесса усвоения на поэтапное развитие грамматического мышления учащихся.

На начальной стадии широкое использование получают разнообразные речевые упражнения (замена элементов предложения, его завершение, вставка пропущенных слов).

В особую группу следует выделить собственно коммуникативные упражнения, постепенно готовящих учащихся к самостоятельным высказываниям: ответы на вопросы и их постановка, составлениепредложений по определённым грамматическим моделям, по данной части, аналогии, грамматические трансформации, словесное описание разнообразных речевых ситуаций; работа с деформированным текстом. Используются задания, требующие от детей подведения итога, объяснения причины, констатации факта, дополнения к сказанному.

Работа над построением фразы - важная составная часть подготовки учащихся к овладению связной речью. Упражнения в овладении умением правильно строить предложения различаются степенью самостоятельности, которая требуется при их выполнении. Предложения можно строить по образцу; можно конструировать, используя предложенные элементы; наконец, составление предложения может носить творческий характер.

Упражнения по образцу - составление предложений, аналогичных по структуре данному, но на другую тему.

( Животные пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу». «А что вы умеете делать?» - спросил человек. Предложения, разные по содержанию, будут одинаковы по конструкции:Д собака, умею сторожить дом; Д лошадь, умею перевозить грузы и т. д.).

К этой группе можно отнести составление ответов на вопросы, когда вопрос служит основой для построения предложения и использования словаря.

К другой группе упражнений (конструктивные) можно отнести следующие:

1. Восстановление деформированного предложения (грачи, гнёзда, вить, деревья, на).

2. Ступенчатое распространение предложения. Например, по картинкесоставляется предложение: Ученик чистит ботинки. Подставляетсяпредметная картинка. Предложение распространяется: Ученик чистит

ботинки щёткой. Задаё тся вопрос: «Как чистит ученик ботинки?» Следует ответ, увеличивающий предложение ещё на одно слово.

3. Соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами. Например, предлагаются две картинки - с изображением клюва грача и клюва синицы. Ученики составляют два предложения, характеризующие изображённое. Далее между картинками ставится карточка с союзом А. Ученики объединяют два предложения в одно, сравнивая клювы двух птиц.

Упражнения творческого характера могут быть различными. Предложения составляются по опорным словам, по предметным картинкам, по сюжетным картинкам, на основе имеющихся у детей представлений (деревья осенью).

В условиях специального обучения значительное место должно отводиться отработке тех грамматических средств, с помощью которых в языке осуществляется кодирование сложных парадигматических отношений. Сюда следует отнести приемы, направленные на уточнение понимания родительного падежа {брат отца, отец брата, служебных слов (предлогов, выражающих пространственные, временные и причинные отношения (зима перед весной, порядка слов в предложении; расшифровку сравнения {Петя сильнее Вани).

В ходе рассмотрения синтаксических конструкций необходимо уделять особое внимание специфике построения диалога. Способы оформления диалога могут быть разнообразны: составление его по образцу, по данному началу, трансформация диалога в связи с изменением ситуации и др.

Развитие монологической речи предполагает широкое использование таких коммуникативных заданий, как продолжение текста, придумывание кнему начала или конца, сокращение текста, сохраняющее его содержание, выявление основных и второстепенных положений и др. Внимание учителя в данном случае должно быть сосредоточено на поэтапной отработке у учащихся умения логично и последовательно излагать содержание услышанного, устанавливать причинно-следственные связи, используя для этого элементы рассуждения, аргументации, оценки.

Заключительным уровнем речевого производства (4 этап) следует считать его внешнюю реализацию: выяснение смысловых отношений между

элементами текста, сообщения, выяснение общего логического плана развития темы, формирование адекватных языковых средств (процесс грамматического структурирования).

Л. А. Ремезова предложила систематизировать приёмы коррекционной работы :

1. Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации.

2. Специальные приёмы организации обучения.

3. Логические приёмы переработки информации.

4. Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

1. Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации (развитие нарушенных и сенсорных систем) :

- Речевая карта:

A) зрительный диагноз, состояние зрительных функций, острота зрения, состояние цветового зрения;

Б) заключение психоневролога;

B) заключение врача ЛОР (среди слабовидящих учащихся значительная группа детей страдает снижением слуха);

Г) анамнез;

Д) перенесённые травмы и инфекционные заболевания;

Е) раннее физическое развитие;

Ж) раннее речевое развитие;

3) состояние общего речевого развития;

И) состояние лексико-грамматического строя;

К) состояние общей и мелкой моторики;

1) состояние психических процессов: внимания, памяти, мышления.

- подбор текстов по возрастающей трудности;

- зрительные и шифрованные диктанты (развитие зрительного восприятия);

- сопоставление заданий разного типа;

- частая смена форм деятельности;

- работа по словесной и письменной инструкции;

- комментированное чтение;

- орфографическое чтение;

- дидактические игры по памяти, по опорным значкам;

- составление ориентировочных карточек;

- опора на наглядность;

- подбор коммуникативно - направленных речевых заданий;

2. Специальные приё мы организации обучения:

- алгоритмизация деятельности;

- разделение учебного материала на отдельные элементы;

- этапность преподнесения информации;

- чередование и сочетание зрительной и слуховой, письменной и устной работы;

- включение пропедевтического периода усвоения специальной символики;

- рассредоточенная словарная работа на ряде уроков (специальная орфографическая и пунктуационная подготовка, используя карточки);

- Обогащение словаря на синтаксической основе - в процессе построения словосочетаний, предложений, диалогов и текстов - задания синтетического, творческого характера;

- при использовании дидактических материалов: формирование, уточнение, упорядочение речевых навыков и умений происходит в определённой последовательности - от первоначального выделения, различения и понимания речевого материала к его использованию в различных контекстах.

- Работа с дидактическим материалом должна быть направлена на реализацию и поощрение самостоятельности в выполнении задания - значительное количество вариантов упражнений (опорные слова, схемы, таблицы);

- разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, анализ языковых головоломок - всего того, что позволяет благодаря наличию мотива включать учащихся в активную речевую деятельность.

Методика работы с новым словом в школе для слабовидящих традиционна, но используются специальные методические приё мы:

1. Показ предмета или действия, обозначаемого словом;

2. показ рисунка или иллюстрации (предметные и сюжетные картинки). Обычно дополняется языковыми и логическими пояснениями;

3. подстановка синонимов;

4. введение нового слова в художественный текст или предложение контекста, из смысла которого выясняется значение этого слова;

5. употребление перифраза - (зипун — крестьянская одежда). Объяснение значения слова идёт за счёт использования группы слов, знакомых детям;

6. обращение к составу слова (аукает - кричит ау);

7. раскрытие переносного значения слова (;неряха - чистый, аккуратный);

8. использование антонимов;

9. логическое определение, когда объяснение значения слова идёт через подведение слова под ближайшее родовое понятие и выделение видовых признаков {крейсер - военный корабль, быстроходный, имеет мощное вооружение и т. д.);

10. индивидуальные словарики для обогащения словарного запаса;

11. раздаточные карточки со словами или словосочетаниями, из которых необходимо составить предложения или связный рассказ;

12. картинки-иллюстрации к сказкам, басням, стихотворениям, по которым учащиеся составляют логически последовательные тексты.

Приёмы работы с многозначными словами:

Слова прямого и переносного значения, подлежащие анализу в ходе обучения, следует давать в контексте.

Исходное основное значение многозначного слова должно быть знакомо учащимся;

1. упражнения, знакомящие детей с многозначными словами, должны содержать лексический материал для сопоставления слова прямого и переносного значения;

2. многозначные слова следует давать в составе контекста, который чётко раскрывает их семантику;

- сопоставление различных значений {дворовые люди - дворовый пёс, грамота у гонца - учиться грамоте);

- составление предложений с многозначными словами: {красный (флаг, платок; белый (хлеб, гриб, снег);

- подбор к названиям предметов соответствующих им признаков: роса, снег, туча (лёгкий, первый, крупный, тёмная, большая, осенняя, тяжёлая, мелкая, прозрачная, лёгкая);

- подбор к словосочетанию с переносным значением другого слова с прямым его значением {«загорелась радуга» - «горит дом»).

Приёмы работы с лексической синонимией:

Логические операции сравнения и сопоставления способствуют совершенствованию языковых способностей слабовидящих учащихся.

1. Подбор слов близкого значения: рынок - базар;

2. отнесение к общей группе предметов с указанием на их отличительные особенности: чародей - волшебник, латы - стальная одежда воина;

3. составление синонимических пар и синонимических рядов с конкретными словами: бой — битва - сражение — схватка - стычка;

4. преобразование синонимических синтаксических конструкций: банка из-под консервов — консервная банка; деревянный стол — стол из дерева;

5. расположение слов в порядке усиления их значения: стужа, холод, морозец, мороз.

Приёмы работы со словами - антонимами:

Упражнения над антонимами помогают учащимся точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Требует от учащихся таких операций, как сравнение, сопоставление, противопоставление, и тем самым способствует развитию их мыслительных способностей.

1. Подбор антонимов к данным словам, образование антонимических пар;

2. выделение из заданного текста слов противоположного значения;

3. замена в конкретном тексте выделенных слов их антонимами;

4. дописывание предложений, имеющих антонимический смысл;

5. составление предложений с указанной парой антонимов.

6. комбинированные упражнения: одновременно подбирать к данным словам и синонимы, и антонимы.

Приёмы лексико-семантической работы :

1. Образование словосочетаний из отдельных слов;

2. дописывание предложений недостающими словами и их сочетаниями;

3. соединение названий предметов и их признаков с названиями действий: плывут, строят, растёт (высокий дом, высокий мальчик, высокие облака);

4. замена словосочетания одним словом: принять участие в споре - поспорить;

5. составление рассказа по его началу, вопросам, по серии картин и наблюдений.

3. Логические приёмы переработки информации :

- Формирование понятийных обобщений;

- определение различий между предметами (однородными, разнородными);

- определения сходства между понятиями;

- знакомство с признаками понятий: главными, второстепенными, редкими;

- нахождение антонимов, синонимов по всем признакам;

- знакомство с понятием «однородность» - «разнородность»»

- обучение упорядочению-классификации, упорядочению-ранжированию;

- формирование умения выделять инородный признак из однородной среды;

- упражнения на установление аналогий, логических связей и отношений между понятиями;

- последовательность заданий по каждой теме:

A) в начале темы задания носят аналитический характер (аналитико-синтетические упражнения);

Б) речевые упражнения;

B) коммуникативные упражнения (задания с диалогами).

- упражнения на обнаружение причинно-следственных связей.

4. Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования:

- Подбор вспомогательных средств (очки, лупа, индивидуальное освещение);

- индивидуальная работа со знаковой, словесной, табличной наглядностью;

- использование фонотеки «говорящих книг».

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с природным материалом в 3–4 классах школы-интерната 4 видаФотоотчет о работе с природным материалом в 3–4 классах школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. В нашей школе-интернате каждый год проходят осенние выставки детских поделок из природного материала. И наши ребята.

Фотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 видаФотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 вида .

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?»Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?» Подготовила и провела: воспитатель 3 класса Огурцова И. В. Описание. В сценарии используется методика, основанная на идеях А. С. Залужного,.

Конспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 видаКонспект занятия по декупажу бутылочек и баночек с декором бусинами в 6–7 классах школы-интерната 4 вида Тема занятия: Предметы искусства и коллекции в интерьере. Основная цель – создание бутылок и банок в технике декупаж. Подготовила и провела:.

Мастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 видаМастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 вида Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению рукописной книги. В этом учебном году в нашей школе-интернате проходил.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида
Опубликовано: 17 июня 2020 в 10:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида» (включая файлы) размещена пользователем Шевчук Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД