Ирина Николаевна Бушуева
Система работы детского сада с родителями по вопросам речевого развития воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка. Положительных результатов в воспитании можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Это подчеркивается и в ФЗ – 273 и во ФГОС дошкольного образования.
Публикация «Система работы детского сада с родителями по вопросам речевого развития воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Укрепление и развитие тесной связи, взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
В практике дошкольных образовательных учреждений сложилась определенная ситуация взаимодействия с семьями воспитанников, которая имеет ряд негативных особенностей:
1) пассивность коллектива ДОУ в организации работы с семьями воспитанников;
2) принятие ДОУ всех проблем воспитания детей на себя;
3) дистанцирование родителей от ДОУ.
Результатом сложившейся ситуации стало отсутствие согласованности воспитательных воздействий семьи и ДОУ, снижение уровня педагогической компетентности родителей и обеднение содержания дошкольного образования вследствие недостаточности использования уникального опыта семейного воспитания.
Достижение оптимального уровня развития ребенка в соответствии с его возрастным, психофизиологическим, индивидуальным потенциалом, его успешная социализация возможно только при условии консолидации воспитательных воздействий дошкольного учреждения и семьи.
Взаимодействие между педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников на основе партнерских взаимоотношений и сотрудничества с целью достижения оптимального уровня развития ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного детства составляет единое образовательное пространство «ДОУ - семья».
К важнейшим признакам и условиям единого образовательного пространства «ДОУ - семья» М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина относят :
1) определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников. Важно учитывать тот факт, что родители часто не обладают достаточными знаниями в области целей и задач дошкольного воспитания, которые должны стать предметом детального обсуждения педагогами и родителями. Педагогу необходимо донести до семьи результат воспитания ребенка и согласовать его с педагогическим установками родителей. В развитии речи ребенка такая ситуация наблюдается очень часто – родители или предъявляют завышенные требования к речи ребенка, или недооценивают возрастные возможности речевого развития;
2) выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку дома и в ДОУ;
3) выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях воспитательного процесса.
Цель создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья» по речевому развитию детей : обеспечение успешного речевого развития детей дошкольного возраста через согласованное взаимодействие педагогов и семей на протяжении всего дошкольного детства.
Задачи работы :
1) повысить педагогическую компетентность родителей воспитанников по вопросам речевого развития ребенка-дошкольника;
2) обучить родителей некоторым педагогическим приемам развития речи детей;
3) обеспечить единство воспитательных воздействий семьи и ДОУ в речевом развитии ребенка;
4) обогатить практику дошкольного образования опытом семейного воспитания в вопросах речевого развития;
5) развивать активность и инициативность родителей в вопросах взаимодействия с ДОУ;
6) повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Формы работы МАДОУ с семьями воспитанников по направлениям :
1 направление – информационно-аналитическое:
- анкетирование и анализ его результатов;
- беседы с родителями;
- наблюдение за взаимодействием родителей и детей;
- посещение семьи.
2 направление – наглядно-информационное:
- ИПР ребенка;
- информационные листки;
- информационные стенды;
- доска объявлений;
- газеты;
- тематические выставки;
- папки-передвижки;
- папки-раскладушки;
- буклеты.
3 направление – познавательное:
- семейный клуб «Раз словечко, два словечко»;
- визиты в группу;
- Дни открытых дверей;
- поручения;
- родительские собрания;
- библиотека для родителей;
- консультации.
4 направление – досуговое:
- совместные праздники и развлечения;
- спортивные мероприятия;
- чаепития;
- совместные экскурсии;
- туристические походы.
Выделяем как самую эффективную форму – работу семейного клуба «Раз словечко, два словечко».
Проведено в 2015-2016 учебном году 6 заседаний клуба:
1 заседание клуба «Особенности развития речи ребенка 4-5 лет»- ноябрь
2 заседание семейного клуба «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка» -декабрь
3 заседание семейного клуба «Развитие речевого дыхания ребенка 4-5 лет»- январь
4 заседание семейного клуба «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет» - февраль
5 заседание семейного клуба «Развитие речевого слуха ребенка 4-5 лет» - март
6 заседание семейного клуба «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте» - апрель
После проведенной работы по результатам анкетирования родителей и наблюдением за взаимодействием родителей и детей; посещением родителями мероприятий, можно сделать вывод:
• активность участия родителей в образовательной деятельности возросла;
• увеличилось количество представляемых семейных опытов по речевому развитию детей, а значит, есть положительный опыт семейного воспитания;
• несколько родителей приходили и проводили сами занятие с детьми по знакомству дошкольников с профессиями, то есть активно участвовали в образовательной деятельности.
Список литературы:
1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – с. 12.
2. Закон об образовании в Российской Федерации ФЗ- 273: текс с изменениями и дополнениями на2013 г. - М. : Эскмо,2013- 144 с. (Законы и кодексы) - с. 49.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014 г. – 32 с – с. 9.