Елена
Система работы детского сада по воспитанию нравственных ценностей в семье
▼ Скачать +Заказ
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Почему повзрослевшие дети далеко не все сохраняют добрые чувства к родителям, перестают уважать их мнение, забывают об ответственности и чувстве долга перед ними? Разве это не результат ошибок семейного воспитания?
Публикация «Система работы детского сада по воспитанию нравственных ценностей в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
Современные молодые родители стараются обеспечить своим детям в первую очередь материальные блага, забывая при этом поговорить с ребенком, спросить про его дела, с кем он дружит, просто приласкать… А еще лучше вместе поиграть, покататься на коньках или выехать на природу. Дети быстро растут, и образовавшаяся душевная пустота приносит немало горьких минут как детям, так и их родителям…
Проблема в том, что:
• Утрачена ценность семьи, обладающей способностью передачи и поддержки присвоения личностью основ материальной и духовной культуры человечества.
• Низкий уровень педагогической культуры родителей, частые разводы, неполные семьи – эти факторы негативно влияют на сохранение психологически комфортной атмосферы в семье.
Актуальность.
Воспитание ребенка в семье, где формируются и поддерживаются духовно-нравственные и культурные ценности, предполагает целостное развитие здоровой личности ребенка как физически, так и психически, и нравственно.
Семья для ребенка — это место его рождения, первая педагогическая и развивающая среда в жизни. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Родители –первые воспитатели своего малыша, помогающие ему приобрести первый социальный опыт. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Ребенок по своей природе добр и отзывчив. Именно это детское качество нередко притупляет бдительность родителей: им кажется, что милое их сердцу дитя сохранит это свойство навсегда. Но увы! Все, что есть в ребенке, требует постоянного ухода, иначе добрые зерна могут не только не дать всходов, но и прорасти сорняком…
Для решения этой проблемы в рамках детского сада, мы поставили цель:
Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования нравственных ценностей семьи, путем создания необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений детского сада с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Изучить семьи и установить контакты с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через внедрение наиболее эффективных форм работы.
3. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.
4. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательно-оздоровительного процесса.
5. Повысить престиж детского сада и привлечь внимание родителей к дошкольному образованию, как к начальной ступени общего образования.
Были определены пути решения поставленных задач:
1. Составление социального паспорта семьи.
2. Реализация программы развития детского сада «Будь здоров, малыш!» - раздел «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию ребенка».
3. Применение технологии программы «Совершенствование оздоровительной работы с детьми, используя современные формы взаимодействия с семьей».
4. Обобщение форм и методов взаимодействия с семьей, выявление наиболее эффективных в воспитании нравственно здорового дошкольника.
Проведенные исследования методом анкетирования показали следующие результаты:
2/3 родителей от общего количества имеют высшее образование и перспективу профессионального роста, около 40% занимают руководящие должности.
«+» - такой контингент родителей предполагает достаточно сформированный уровень педагогической культуры и грамотности, а так же необходимость ее обогащения (совершенствования).
«-» -такой контингент родителей в связи с большей ответственностью и загруженностью на рабочих местах, имеет меньше свободного времени для общения с детьми.
Учитывая особенности контингента наших родителей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными формами взаимодействия будут совместные мероприятия, в которых принимают участие дети, родители, воспитатели.
Такие формы взаимодействия практикуются нами на протяжении нескольких лет в программе развития детского сада «Будь здоров, малыш!». Раздел программы «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию ребенка» содержит планирование следующих мероприятий с родителями:
• тематические встречи;
• совместные выставки, конкурсы;
• семинары-практикумы;
• совместные праздники здоровья;
• клуб «Здоровье».
Одним из ярких мероприятий нашей программы можно смело отметить турнир по футболу между старшими дошкольниками. В подготовке и проведении этого футбольного праздника принимали участие не только родители, дети и воспитатели, но выпускницы детского сада – юные спортсменки ДФА (Девичья Футбольная Ассоциация, которые проводили с детьми тренировочные занятия совместно со взрослыми на факультативе «Игры и упражнения с элементами спорта». В роли тренера на таких факультативах принимали участие и родители старших дошкольников, которые имели отношение к физкультуре и спорту. К футбольному турниру была подготовлена выставка совместных творческих работ «Мой веселый мячик».
Разработанная схема сотрудничества семейной программы, используется как технология, применима нашим коллективом и в настоящее время. Залогом успеха любого совместного мероприятия, является создание творческой группы инициативных родителей, которые способны самостоятельно распределить полномочия для организации и проведения какого-либо занимательного дела с детьми, продумать план действий или составить проект будущего мероприятия.
Примерами такого сотрудничества являются следующие проведенные мероприятия:
• Акция «Поможем братьям нашим меньшим» в виде поездки в природный парк «Живые алмазы Якутии»с цельюоказать посильную помощь зимующим в паркеживотным. Предварительно мы созвонились с работниками природного парка, выяснили, в чем нуждаются животные в холодный зимний период. С помощью родителей подготовили необходимые продукты и отправились в путешествие. Ребята с большой ответственностью угощали животных привезенными с собой овощами, помогали работникам парка дать корм зверям, расчищали дорожки возле загона.
• Акция «ДОБРАЯ ЗИМА ДЛЯ ПТИЦ», когда дети вместе с родителями изготавливали кормушки из различного материала. Затем эти кормушки были развешаны на территории детского сада, а также во дворах проживания дошкольников - участников акции.
Эти акции были частью совместных проектов, в которых родители принимали активное участие и неподдельный интерес. Естественное включение родителей в проектно-поисковую деятельность детей является формой налаживания контактов в системе «дети – родители – педагоги», а также помогает сплотить родителей в групповых проектах, пробудить творческий подход и живой интерес к совместной деятельности.
• Педагогический ринг «Вместе мы можем больше!», который проходил в
рамках конференции «Партнерство семьи и школы : опыт, проблемы и перспективы. Ценность педагогического ринга в том, что в процессе интеллектуальной игры были определены и предложены родителями желаемые формы взаимодействия, способствующие укреплению здоровья детей и взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями (День выходного дня).
• И наконец, самые любимые и детьми и родителями мероприятия в детском саду - это наши семейные праздники! Родители не просто активные участники, они же являются и составителями праздничных и игровых номеров, сценариев. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети (Семейный праздник «День рождение Белоснежки»).
Систематически анализируя совместную деятельность с родителями в данном направлении, наш педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм взаимодействия, которые представлены на слайде. Хочется отметить, что досуговое направление в работе с родителями оказалось самым предпочитаемым среди родителей, привлекательным, востребованным и полезным.
Одним из последних ярких событий в детском саду был конкурс семейного воспитания «Семья года 2012». Обратите внимание, на слайде – заседание творческой группы родителей по подготовке к конкурсу. Родителями был составлен проект конкурса, положение, определены задания для конкурсантов. Конечно же, такое мероприятие оставило неизгладимое впечатление у всех участников конкурса, организаторов и болельщиков. В интервью Алексей Коваленко (папа в семье-победителе конкурса) отметил: «У меня было такое ощущение, что этот конкурс чуть ли не самое главное событие в нашей семье после свадьбы и рождения детей». И действительно, подготовились все семьи с большой ответственностью, были организованы группы поддержки от каждой группы, все родственники пришли поболеть за своих участников, в зале чувствовалось огромная сила единения. Такое мероприятие запомнится надолго и взрослым и детям.
Не только праздники и развлечения привлекают внимание родителей. В последнее время не без интереса родители стали принимать участие в НОД дошкольников в роли сказочных персонажей, в совместной продуктивной деятельности. Можно сказать, что мы на верном пути к ФГОС, когда родители равноправные участники образовательного процесса.
«На земле Олонхо» - совместное мероприятие с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки - родители детей нашего детского сада, объединившись с родителями - сотрудниками ДК «Алмаз» и воспитателями старших дошкольников, организовали замечательный этнический праздник.
Подводя итоги, можно сказать, что активность участия родителей в жизни детей в детском саду заметно повысилась: родителей - наблюдателей стало меньше на 18%, группа инициативных родителей пополнилась тоже на 18%. Большее число родителей ощущают себя равноправными участниками образовательного процесса, испытывают желание и интерес к участию в нем. Предпочитаемыми формами сотрудничества остаются, по-прежнему, нетрадиционные, предполагающие сплочение и укрепление семейных взаимоотношений, объединение взаимодействий родителей, детей и педагогов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в детском саду,
приобрели опыт взаимодействия друг с другом и повысили свою педагогическую самооценку, статус семьи, укрепили родительскую любовь к детям.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.