Елена Еремеева
Система оздоровительной работы «Лучики здоровья» в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Еремеева Е. П., воспитатель 1 категории МАДОУ «Детский сад №70» г. Чебоксары
«Я не боюсь еще раз повторить: Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский.
Все, что приобретено в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Целью всей моей оздоровительной работы в группе является укрепление и сохранение здоровья детей, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств. Данная система направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников и их родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Оздоровительная система, реализуемая в моей группе, имеет 3 направления: профилактическое, организационное и психолого-педагогическое. Основным отличием от других подобных систем является использование инновационной БОС-технологии. В комплексе вся оздоровительная система позволяет значительно снизить заболеваемость и повысить психологический комфорт детей в группе. Основными принципами, которыми я пользуюсь при реализации системы оздоровления «Лучики здоровья», являются:
Публикация «Система оздоровительной работы „Лучики здоровья“ в дошкольном учреждении» размещена в разделах
1. принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованы и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья детей;
2. принцип доступности – основывается на том, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит, понятным и доступным для ребенка; все мероприятия проходят в игровой форме;
3. принцип активности и сознательности – польза может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают, что и для чего они делают; педагог совместно с родителями нацелен на поиск новых эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике;
4. принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе «детский сад – дом» и во всех видах деятельности;
5. принцип адресности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении.
Вся работа начинается с создания предметно-развивающей среды. В группе имеются традиционный физкультурный инвентарь, а также изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование: дорожки здоровья, оборудование для профилактики плоскостопия, атрибуты для развития двигательной деятельности детей. Особенно детям нравятся игры на профилактику плоскостопия: рисование ногами, «разорви газету», «собери платочки ногами» и многое другое.
Главная роль отводится технологии «БОС-Здоровье – Учимся и оздоровливаемся» (БОС – биологическая обратная связь). В деятельность группы внедрена дыхательная гимнастика по методу Сметанкина. Целью данного мероприятия является гармонизация работы дыхательной и сердечнососудистой системы, что помогает ребенку правильно овладеть речью, избежать трудностей при подготовке к школе, снизить заболеваемость, сформировать навыки, необходимые для восстановления и укрепления здоровья, и осуществить контроль за собственным дыханием. Остановимся на этом поподробнее.
Для использования оздоровительного компонента обучения я использую электронные пособия «Здоровая азбука» и «Здоровая математика». Обучение детей по предлагаемой инновационной методике существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение заболеваний ОРЗ и гриппом в 3-4 раза). Эффективно применяется в обучении детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Использование учебного электронного пособия помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация[8-9].
Применение игры также является базой инновационной технологии Александра Сметанкина «Учимся и оздоровливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса – обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе[2-3]. При этом учебно-электронные пособия («Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир») дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту[8-9]. Дети в группе с огромным интересом знакомятся с предлагаемым материалом. Эти учебные электронные пособия были рекомендованы родителям для занятий с детьми дома.
Таким образом, благодаря использованию здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье», включая и новую образовательную составляющую «Учимся и оздоровливаемся», я добилась значительных результатов в оздоровлении детей : снижения уровня заболеваемости детей, расширения знаний детей о здоровом образе жизни, формирования у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, сформированности у детей устойчивого интереса и ценностного отношения к физической культуре. Наряду с этим успешно решались и образовательные задачи по всем направлениям развития ребенка.
Литература:
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.
2. Дубровская Ю. А., Крупин Д. В. Инновационная технология Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как способ решения проблемы интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Армавир, 2009. – с. 31-33.
3. Дубровская Ю. А., Крупин Д. В., Пулукчу А. И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009. – с. 42-50.
4. Крупин Д. В., «Игра как необходимое условие реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина «БОС – здоровье» в образовательном процессе детей дошкольного и школьного возраста // НОУ Институт биологической обратной связи. СПб, 2009. URL : https://spb.repclub.ru/article/31/
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 96 с.
6. Сметанкин А. А. Дыхание по Сметанкину. СПб. : ЗАО Биосвязь, 2007. – 160 с.
7. Сметанкин А. А. Здоровье на 5+. СПб. : ЗАО Биосвязь, 2007. – 160 с.
8. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая математика» для детей дошкольного возраста. Темы: «Высокий и низкий», «Узкий и широкий». СПб. : ЗАО Биосвязь, 2009. – 16 с.
9. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая азбука» для детей дошкольного возраста. СПб. : ЗАО «Биосвязь», 2009, – 24 с.