Эржена Гаранина
Система оценивания образовательных достижений
▼ Скачать + Заказать документы
Система оценивания образовательных достижений
В МБДОУ ЦРР д/с «Калинка» для определения эффективности работы разработан система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребёнка в ходе образовательной деятельности;
- индивидуальные карты развития ребёнка;
Публикация «Система оценивания образовательных достижений» размещена в разделах
- карты сопровождения группы.
Целью мониторинга являются- определение динамики изменений показателей результатов педагогических действия на воспитанников, способный дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах, для своевременного изменения направления работы и её коррекции.
Модель механизма педагогического мониторинга, представляет собой:
• систему действий воспитателя, включающую в себя сбор, обработку, анализ и интерпретация информации об индивидуальном развитии воспитанников, о результатах эффективности педагогических действия по каждой образовательной области в своей возрастной группе, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений, их прогноз и коррекцию;
• систему действий старшего воспитателя, включающую в себя операции сбора, обработки, анализа и интерпретации информации о результатах эффективности педагогических действий по всем возрастным группам по всем образовательным областям, позволяющей оценивать процесс и результат этих достижений в целом по учреждению, их прогноз и коррекцию;
• принятие решений с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
Основой метод педагогической диагностики это метод наблюдения. Предложенные методики и диагностический инструментарий, применим ко всем действующим образовательным программам. Диагностику результатов работы проводят все педагогические работники: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, что позволяет получить полную картину работы.
В дополнение к педагогическому мониторингу воспитателями каждой возрастной группы составляются карты сопровождения группы воспитанников, в ней отражаются данные о ребё нке: группа здоровья, антропометрические данные, аллергическая реакция (аллергены если есть, указываются какие, биоритмический профиль («сова», «жаворонок», сенсомоторное развитие, координация движения, эмоциональная сфера (устойчивое, неустойчивое, заболеваемость за год (уровни «высокий», «средний», «низкий»).
В настоящее время наш д/с работает по программе «Детство» и изданы в этой программе диагностические журналы по каждому возрасту дошкольников. В них разработаны карты, позволяющие фиксировать уровни и динамику развития детей на различных этапах деятельности.
Мониторинг детского развития мы проводим два раза в год.
При проведении диагностики педагоги опираются на то, что:
- педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результат не влияет на мнение педагога о ребенке в эмоциональном или этическом аспекте, он должен рассматриваться как конфиденциальная информация. Результат нужен педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать ребенку.
- диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или занятиях педагог наблюдает за поведением детей и общением между собой, отмечает у ребенка состояние скуки, радости или огорчения. Данную работу педагог проводит незаметно для детей.
- при проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Данная работа помогает понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Основной задачей мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) является выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и проектирование индивидуальных маршрутов образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Индивидуальный образовательный маршрут состоит из нескольких этапов:
1. наблюдение – выявление ребенка или группы детей имеющих какие-либо трудности в освоении образовательных областей;
2. диагностический этап – совместно с педагогом-психологом выявляются причины трудностей, мешающих освоению образовательной программы;
3. этап конструирования – планируются методы поддержки, коррекции, содержание работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с ними;
4. этап реализации – реализация происходит во всех видах деятельности, но учитывая, что игра – это основной вид, та предлагается использовать задание «Почтовый ящик», в котором находится письмо-просьба, письмо-задание для определенного ребенка.
5. итоговая диагностика - дает результат завершения маршрута.
Мы пришли к выводу, что самым оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (начало учебного года, промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому моменту, выясняются проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя, специалистов. На основе этой диагностики воспитатель с педагогами-специалистами определяют задачи работы и проектируют образовательный маршрут ребенка на год, в котором определяют методы поддержки и содержание работы с ним.
В конце учебного года (май) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками нашего учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Её педагоги проводят не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого имеются проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга используются включенное наблюдение, позволяющее наблюдать за детьми в их естественных условиях, в повседневной жизни, тестовые задания детям (в которых детям предлагается ответить на ряд вопросов или выполнить определенное задание, беседы. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования. По результатам промежуточной диагностики педагоги вносят коррективы в свою работу с детьми, которые имеют отражение в индивидуальной работе.
Во время проведения первичной диагностики главным методом является систематически включенное наблюдение, которое дополняем рядом других методов.
Первый этап - предварительный – требует преимущественного использования метода наблюдения.
Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми или сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Воспитатели используют следующий алгоритм проведения наблюдения:
- определяются цели и задачи наблюдения (например, выявление особенности поведения ребенка со сверстниками). Определение тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в иных условиях могло бы остаться незамеченным.
- определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.
- выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при этом, не нарушив образовательного процесса.
- выбирается способ фиксации результатов (в нашем случае таблицы, либо блокнот).
Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, небольшие экспериментальные задания, простые тесты. Используются также специальные методы диагностики. Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его.
Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего этапов, но и в сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.
В нашем мониторинге мы используем не цветовые оценки уровней развития детей, а балльный метод:
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания
3 балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого
4 балла – ребенок самостоятельно выполняет задания, но с частичной помощью
5 баллов – все задания ребенок выполняет самостоятельно.
Почти по такому же принципу оцениваются уровни интегративных качеств дошкольников.
По итогам мониторинга воспитатели заполняют таблицы по образовательным областям и по интегративным качествам, в результате чего можно увидеть целостную картину развития детей группы, а так же можно выделить наиболее проблемные сферы, что в свою очередь потребует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.
Планируемые результаты накапливаются из года в год, и в результате мы должны придти к окончательному результату – той модели выпускника, который должен выпуститься из нашего ДОУ согласно образовательной программе дошкольного учреждения.
Таким образом, наша работа по мониторингу является основанием для построения образовательной работы с детьми.