уд
Воспитательная система школы.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная система школы.
Проблемы общества наложили свой отпечаток и на школу, поэтому за последние годы снизилась её воспитательная функция. В школе получили распространение «педагогические мероприятия», культурно - развлекательный подход к воспитанию. По мнению Амонашвили главный недостаток воспитательной работы – это её императивный характер (повелительный или навязчивый сверху). Воспитание строится без учёта личностных способностях ребёнка, при этом ребёнок объект преобразований – это искусство системы. Они учитывают социально – экономическое окружение, географические особенности, физическое развитие детей, демографическую ситуацию. В ряде образовательных учреждений детей, по прежнему преобладает авторитарный характер воспитания. Оно основывается на самом признании авторитетов, беспрекословном подчинении воспитанников, принудительности, за организованность, постоянные запреты и бесконечное нарицание. Правила поведения устанавливаются механически. В связи с этим необходимо перестроить воспитательную работу с детьми, она должна быть вариативной, поскольку воспитание осуществляется в разных условиях (разные питы школ).
Публикация «Воспитательная система школы,» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Воспитательная работа школы – комплекс взаимосвязанных компонентов обеспечивающих в своей совокупности эффективность целенаправленного воспитания.
Структура воспитательной работы школы :
1). Целеполагание выраженное в концепции, в общем виде цели решаются через систему задач :
- формирование у детей целостной картины мира;
- формирование гражданского самосознания и любви к Родине;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного поведения;
- формирование креативности творчества;
- формирование самосознания и положительной «Я концепции».
2). Деятельность, в которой они реализуются:
- учебно – познавательная;
- творческая;
- трудовая;
- оздоровительная.
3). Субъект деятельности:
- педагог;
- дети.
4). Отношения, рождённые деятельностью и общением.
5). Среда системы.
6). Управление системой на всех этапах включения ребёнка и педагога.
- целеполагание;
- совместная деятельность;
- анализ результатов.
Воспитательная система не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают идеи, новые виды деятельности, организационные структуры, традиции и т. д. К счастью связь школа - общество неоднозначная. Традиционный консерватизм школы спасает от катаклизмов не столько её, но и само общество.
Источники развития – противоречия, противоречия между хаосом и упорядоченностью развития. Система требует стандартизации поведения, воспроизводства повторяющихся ситуаций, при этом отдельная личность не желает подчиняться общему ходу жизни (по другому – это противоречие между традициями и поведением).
Формы противоречия: между личностью и системой, традициями и новациями, деятельностью и отношением.
Закономерности: процесс развития воспитательной системы противоречий и мнений. В нём бывают спады и подъёмы. Так в системе Макаренко наблюдается длительные периоды, регрессивные явления.
Причины, побуждающие строение воспитательной системы школы :
- неудовлетворённость педагогов результатами своего труда;
- наличие оригинальной идеи у педагога или группы (создаётся авторский проект школы, часто только на бумаге);
- мода, безумное тиражирование (может дискредитировать саму идею).
Этапы развития воспитательной системы :
1). Этап становления может совпадать с этапом становления самой школы.
Для этого этапа характерно целеполагание. Оно аморфно в виде пожеланий (чего не должно быть, сложность расхождения между замыслом и воплощением. Формируется деятельность в коллективе, выделяются лидеры, актив группы (напряженность, конфликты, переоценка прошлого, некоторые не принимают, другие не умеют работать по новому, может быть разобщённость.
Поэтому должна быть сформирована концепция деятельности создания ситуаций, выделение ключевых дал.
2). Обработка содержания деятельности и её система развития общешкольного коллектива и меж возрастного общения, усложняется деятельность школьников в самоуправлении, развивается инициатива, самодеятельность, творчество.
3). Завершающий этап работает жизнеупорядоченно. Коллектив – содружество детей и взрослых «чувство школы». Педагоги осуществляют личностный подход. Педагогизация ученической среды (старшие занимаются младшими).
4). Обновление и перестройка системы потребности в новом, нужны новации.
Список литературы:
1. Воронов В. В. Технология воспитания – М., 2000.
2. Караковский В. А., Новикова Л. И. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика воспитательных систем – М., 1996.
3. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В. А. и др. – М. : Школа – Пресс, 1997.
4. Подласый И. П. Педагогика М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.