Наталия Бурханова
Система оценивания образовательных достижений
▼ Скачать + Заказать документы
Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
В подготовительной группе МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок» был проведё н итоговый мониторинг для решения следующих задач:
- Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по основным образовательным областям
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Использовались следующие диагностические методы:
•наблюдение,
Публикация «Система оценивания образовательных достижений» размещена в разделах
•анализ продуктов детской деятельности,
•дидактические игры,
•индивидуальные беседы,
•решение проблемных (диагностических) ситуаций.
формы проведения педагогической диагностики:
•индивидуальная;
•подгрупповая;
•групповая.
Списочный состав группы на начало учебного года составлял 25 обучающихся, на конец учебного года- 25 обучающихся, в мониторинге приняло участие 25 обучающихся, что составляет 100 % от общего числа воспитанников группы.
ОО Социально-коммуникативное развитие
По выявленным в процессе диагностического обследования показателям можно отметить, что с начала года в процессе развивающего обучения прослеживается значительная динамика развития детей, а именно:
анализ усвоения детьми группы ОО программы позволяет сделать следующий вывод:
Наиболее высокие результаты по ОО «Социально-коммуникативное развитие». Высокий уровень- 72%
Средний- 34%;
Низкий- 0%.
Дети успешно усвоили:
нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности;
научились устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации; обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты;
стали более самостоятельными, эмоционально отзывчивыми;
стали проявлять интерес к игровому экспериментированию;
более чётко стали следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх; у них сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками, обогатился опыт игрового взаимодействия;
сформировалось уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в организации;
позитивные установки к различным видам труда и творчества; основа безопасного поведения в быту, социуме, природе. Необходимо продолжить работу по развитию игровых умений в режиссёрских играх, по развитию творческих умений по придумыванию и созданию при помощи игрушек и предметов сюжетов режиссёрских игр для показа сверстникам. Так же необходимо уделить внимание играм-экспериментированиям с различными предметами и материалами.
Для отслеживания промежуточных результатов я использовала диагностику эмоционально-нравственного развития под редакцией И. Б. Дерманова. Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.
Для отслеживания поведенческого аспекта нравственности я использовала методику «Подели игрушки». Методика предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора. Методика «Сделаем вместе»- для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.
Методика «Беседа» предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах. Таким образом, в результате проведенной диагностики я получила следующие данные, который позволили мне сделать следующие выводы: у большинства детей сформировано первичное представление о человеческих ценностях: о жизни, родине, здоровье, человеке, семье, дружбе, природе. У детей сформированы первичные представления о таких человеческих качествах как: доброте, любви, уважении, заботе, честности, гордости, патриотизме, а также о негативных проявлениях человеческой натуры. Дети проявляют чувства при восприятии красоты окружающей природы, проявляют бережное отношение к ней. Дети научились анализировать не только поступки других, но и свои собственные. У детей наблюдается присутствия таких нравственных представлений, как почтение к старшим, забота о младших, взaимoпoмощь, сострадание. Сформированы качества личности необходимые для конструктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Наблюдается проявление творческих способностей в различных видах деятельности.
ОО «Познавательное развитие»
высокий уровень- 74%;
средний- 49%;
низкий- 0%.
Работа по образовательной области была направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Необходимо обратить внимание на : развитие умения устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; развивать представления о родном городе и стране; развитие умения сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа, впереди (сзади от., определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий);определять последовательность событий во времени (что сначала, что потом)по картинкам и простым моделям. Реализуя региональный компонент основной образовательной программы нашего дошкольного образовательного учреждения с целью формирования духовно-нравственных качеств личности, я использую различные образовательные технологии, в частности, методы проектирования, одним из которых является «Мини- музей в детском саду». Использование средств музейной педагогики позволяет мне адаптировать дошкольников к современной жизни в условиях сельской местности, расширить духовно нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности.
Проектируя развитие дошкольника, я уделяю внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной действительности, но и обучение его через создание проблемных ситуаций, совместный поиск решений, предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры. Такую возможность дает метод проектов. В нашем детском саду оборудованы два краеведческих мини- музея: «Татарская изба» и «Бурятская юрта». Здесь представлены материалы и орудия мужского и женского крестьянского труда, народные игрушки, одежда, инструменты рукоделия, кухонная утварь, предметы быта. В дополнение к основным экспонатам, в «избу» разместила предметы, имитирующие натуральный быт. Например, печь, сундук, ткацкий станок, Так как в нашей коллекции элементы одежды, украшений и головных уборов представлены мало, кукла является необходимым экспонатом для ознакомления дошкольников с русским и бурятским народным костюмом.
Создавая мини-музейный комплекс, я разработала программу «Найди и познай себя», основываясь на учебно-методическое пособие «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы составители – З. И. Пазникова, Р. И. Карпова, С. А. Ступина; издательство Бурятского госуниверситета, 2010 г.). Актуальность проблемы, что родители детей нашего дошкольного учреждения хотели бы приобщить к истории народной культуры и это приобщение должно быть непосредственно в системе дошкольного учреждения, определила название программы с точки зрения духовно-нравственного воспитания.
Основные направления программы представлены следующими блоками:
•ознакомление с окружающим миром;
•нравственно-патриотическое воспитание;
•физическое развитие и оздоровление.
Предмет изучения: растительный и животный мир Бурятии, элементы этнической культуры.
Целью программы является:
•формировать познавательные и творческие способности в процессе овладения художественной и информационно-поисковой деятельностью;
• расширять знания в области национально-региональной политики:
•индивидуализировать процесс воспитания, интегрировать различные виды деятельности.
Для реализации цели я определила алгоритм деятельности через решение следующих задач:
•ознакомление детей с культурой русского и бурятского народа.
•уважение своих традиций, понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей
•воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Программа настроена на взаимодействие дошкольников с культурой татарского и бурятского народа, с природой родного края. Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер.
Детей предшкольного возраста знакомлю уже с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи – это обосновано задачей формирования в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке – матери, мастерицы, хранительницы домашнего очага и родовых традиций. В ходе реализации программы я использовала различные формы работы:
•интегрированные занятия;
•экскурсии;
•занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука);
•занятия на основе нетрадиционной организации и представления программного материала – урок мудрости, урок мужества, урок любви, занятие-презентация;
•занятия с использованием фантазии (занятие-сказка, занятие-сюрприз);
•беседы, соревнования, игры, конкурсы, турниры, викторины, репортажи.
Занятия-экскурсии и развлечения разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников. Каждое занятие-экскурсия начинается как увлекательное путешествие. Дети выступают в роли экскурсоводов, моих помощников и даже авторов занятия (включается личностный компонент, когда они рассматривают историю своей семьи, в связи с историей и жизнью родного села («Родословное древо моей семьи», «Моя семья»). Целый ряд музейных уроков построен в форме инсценировок. Это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. Широко использую фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Особенно нравятся детям сказки. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступи ребенка. В мини- музее собрана библиотека народных русских и бурятских сказок.
Эффективными методами, используемыми в моей работе, являются экспериментирование и проектирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют. Метод проектов даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и формирование духовно-нравственных качеств, и уважение к народной культуре. В детском саду традиционно проводятся Осенины, Рождество, Сагаалган, Масленица, Пасха, Троица, Сухарбан, День семьи, любви и верности. В традицию детского сада вошло мероприятие «День рождение детского садика», где опытом работы поделились на Ацагатском образовательном округе 22 апреля 2016 года на базе нашего учреждения. Занятия в мини-музее позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает. Пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения
ОО «Речевое развитие»
высокий уровень- 74%,
средний- 34 %,
низкий- 0 %.
Работа по данной образовательной области была направлена владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Необходимо обратить внимание на развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения; развитие умения пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам. Для успешной подготовки детей к школьному обучению мной разработана и апробирована программа «Подготовка детей к школе», которая позволяет достигать высоких результатов. Стабильных результатов освоения образовательной области «Речевое развитие» способствует использование современных инновационных технологий. Использование, которых позволяет модернизировать учебно – воспитательный процесс, делает его информационно ёмким, зрелищным. Чтение художественной литературы было направлено на:
Освоение разных способов выражения своего отношения к литературному произведению, его героям: в рассказе, рисунке, аппликации, лепке; при пересказывании и чтении наизусть текста; в разных видах театрализованной деятельности.
Необходимо обратить внимание на умение осознавать значение некоторых средств языковой и интонационной выразительности для передачи образов героев, отношения к ним и событиям.
Таким образом, в результате внедрения современных инновационных технологий возрос показатель по освоению детьми основной образовательной программы воспитанниками ДОУ по основным направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Качество проводимой работы отмечается на уровне подготовке детей к школе. Для определения уровня сформированности предпосылок учебной деятельности я использовала методику «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) – которая позволяет мне определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. Полученные результаты позволяют мне сделать вывод, что дети готовы к обучению в школе, на высоком и среднем уровне.
Значительно повысился показатель по социальной активности детей и родителей. Они являются постоянными участниками всех мероприятий проводимых как внутри группы, так и в учреждении в целом. Владею методиками прогнозирования педагогического процесса, а также методами диагностики, основываясь на знаниях о закономерностях личностного развития детей, их анатомо-физиологических особенностях.
Успешно использую информационно-коммуникативные технологии в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет решать проблемы отечественной дошкольной педагогики, использовать новые технологии во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
Создаю условия для использования ИКТ, что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигать нового качества знаний воспитанников, информированности родителей, профессионального мастерства.
Овладев ИКТ помогли мне чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях. Информационно–коммуникативные технологии помогают при сопровождении образовательного процесса в работе с воспитанниками, при отборе дополнительного познавательного материала по темам: «Путешествие в страну математики», «Откуда к нам хлеб пришел», «Я – ребенок, но у меня есть права» использую сайты (maam.ru) при составлении конспектов, развлечений и праздников «Мамин праздник», «Осенины» «День смеха», «23 февраля», использую сайты (ns.portal.ru, maam.ru); при изготовлении наглядно – дидактических пособий и моделей: «Дикие животные», «Космос», «Дорожные знаки», «Осень»,
«Подготовка животных к зиме», «Зима»; по ознакомлению с художественной литературой составлен «Читательский дневник» и др. использую сайты (ns.portal.ru). В своей работе применяю электронные ресурсы при организации непосредственной образовательной деятельности в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения «От рождения до школы».
ОО «Художественно - эстетическое развитие»
высокий уровень- 84%;
средний- 43%,;
низкий- 0%.
У детей сформировался интерес к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам,
описанию архитектурных объектов в иллюстрациях к сказкам.
Развивались умения художественно-эстетического восприятия: последовательное рассматривание предметов и произведения, узнавание изображенных предметов и явлений; развивалось умение видеть их выразительность, соотносить с личным опытом; выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру.
ОО Физическое развитие
Высокий уровень – 69%
Средний уровень – 34%
Низкий уровень – 0%
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья – одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания. В моей практике воспитателя это направление также является приоритетным. Я считаю, что необходимо формировать у детей и родителей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая в последствии стало бы потребностью, привычкой, элементарным навыком. Анализ заболеваемости детей в ДОУ показал, что положительная динамика все же есть, но она не достаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ. Несмотря на то, что в ДОУ проводятся мероприятия обеспечивающие охрану и укрепление здоровья воспитанников, существует ряд проблем, а именно: - экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания – вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье дошкольников. Оздоровительную работу с детьми провожу на основе методических рекомендаций по здоровьесбережению М. Ю. Картушиной «Хотим быть здоровыми», Н. Ф. Коробовой «Пальчиковая гимнастика с предметами», где широко представлены различные виды массажа и самомассажа, комплексы развивающих упражнений гимнастики, пальчиковые игротренинги, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. На основе здоровьесберегающих технологий разработала консультации для родителей: «Осанка ребенка», «Гимнастика после сна», «Пальчиковая гимнастика». В настоящее время я подобрала и успешно внедряю следующие виды здоровьесберегающих технологий: методики А. Н. Стрельниковой, А. А. Уманской, М. А. Чистяковой. Использование разнообразных технологий, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса данной ОО помогает достичь положительной динамики развития детей.