Светлана Эпова
Система оценивания образовательных достижений
▼ Скачать + Заказать документы
Система оценивания образовательных достижений
Цель педагогического мониторинга в ДОУ-выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольника. В дошкольном возрасте ребенок постоянно растет, развивается, приобретает навыки, умножает свои знания и умения. Проведение мониторинга своего рода оценка образовательных достижений воспитанников.
Публикация «Система оценивания образовательных достижений» размещена в разделах
Приходя в детский сад и начиная общаться с воспитателем, каждый ребенок уже изначально может показать определённые навыки и познания. До прихода ребенка в детский сад каждый родитель по-своему занимается со своим ребенком. И придя в детский сад, ребенок несет с собой определённый багаж знаний, умений и навыков, полученных им от своих родителей. У кого-то это только элементы самообслуживания, некоторые из родителей могут похвастаться знаниями своего ребенка в разных областях. Начиная общаться с ребенком, воспитатель своим «наметанным глазом» сразу обращает внимание на знания детей - это есть первичная оценка знаний ребенка.
Существуют функции педагогического мониторинга:
интегративная – обеспечивающая комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период;
диагностическая – позволяющая дать объективную оценку сформированости интегративных качеств ребенка дошкольного возраста;
информационная – являющаяся способом систематического получения информации о развитии физических интеллектуальных и личностны качеств ребенка;
прагматическая – позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.
Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность, воспитатели обязательно определяют цели, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, форму организации занятия (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную, методы (практические, наглядные, словесные, игровые, содержание (интеграция образовательных областей, структуру, способы организации детей относительно возраста и планируют желаемые результаты). При планировании результативности НОД воспитатель должен предусматривать не только желаемые результаты и ориентироваться исключительно на результат, но и уделять внимание самому процессу познания или деятельности. Необходимо обратить внимание на желание, старание, активность ребенка в ходе выполнения заданий.
Нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом во время занятия? Конечно, да, так как оценивание имеет воздействие на ребенка. Это воздействие определяется как ориентирующее и стимулирующее. Дать ребенку понять результативность своих знаний, умений и навыков - функция ориентирующего воздействия оценивания.
Стимулирующее воздействие оценивания определяет переживание детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
Обучение детей в детском саду происходит незаметно для самого ребенка, здесь нет уроков как в школе, домашних заданий. Основной вид деятельности ребенка в детском саду это игра, поэтому обучение происходит в игровой форме. Так же наряду с игровой формой обучения в детском саду воспитатель проводит и непосредственно образовательную деятельность, где наряду со знаниями проверяет, как ребенок усвоил проходимый материал. Подводя итог проведенного занятия, воспитатель проверяет знания детей, то есть как и на сколько дети усвоили материал.
При оценивании необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа. Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания. Лучше рассказать, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Например, ребёнок нарисовал солнышко без лучиков, воспитатель от имени лисички может сказать, что ей будет холодно и темно, если лучики не будут освещать и согревать Землю)
В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике. В среднем дошкольном возрасте ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной целью или образцом и оценивать выполненную работу самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте также как и в младшем, неудачно выполненное задание часто приводит ребенка к растерянности и отказу от работы, особенно, если на это указал взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделить формированию самооценки и самоконтроля ребенка. (Например, вместо того, чтобы указывать на недостаток в работе, спросить у него: «А как он оценивает свою работу? Что он хотел бы изменить или исправить?». Важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок имел возможность добиться успеха. Задача взрослого – научить детей относиться к неудаче, как к естественному процессу обучения.
Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме, так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только к семи годам (к школе) ребенку необходимо сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности