Татьянина Наталья
Система классно-развивающих часов в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый учитель начальной школы имеет большой опыт в организации и проведении классных часов. Являясь традиционной, эта форма внеклассной работы педагога в последние годы вызывает у педагогов и учеников все меньший интерес. Все чаще классные часы проводятся формально: пришли – посидели и поговорили об успеваемости, дежурстве, предстоящем классном "огоньке" – разошлись. Цель настоящего параграфа – выявить возможности классных часов в реализации основной образовательной программы и воспитании младших школьников.
Отношение младших школьников к классным часам
В ходе опроса, проведенного студентами МПГУ в ряде школ Москвы и Подмосковья, было установлено, что более 40% учеников 3–4-х классов чувствуют себя на классном часе как на уроке: они слушают "объяснение" учителя, отвечают на вопросы. Среди основных видов деятельности школьники отмечают: запись отметок в дневник (более 30% опрошенных учеников); разговоры об успеваемости (25%, обсуждение поведения отдельных учащихся (10%). Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию младшего школьника как субъекта учебной деятельности и члена ученического сообщества.
Стереотипное отношение школьника к классному часу как к дополнительному уроку или формальному мероприятию, на котором "нужно посидеть" (Коля, 4-й класс, формируется очень быстро. А между тем младших школьников волнуют очень многие проблемы, которые и следует обсуждать на классных часах. Основными темами, которые хотят обсуждать ученики в 4-м классе, становятся: "Как научиться преодолевать трудности в школе" (78%, "Как научиться хорошо учиться" (60%). Для сравнения: только 30% учеников выбрали проблему "Как научиться общаться так, чтобы тебя понимали и слушали", 15% – "Как мы проводим свободное время", 10% – "Как стать сильным и здоровым".
Большой интерес вызывают классные часы у первоклассников и второклассников. Устный опрос школьников и беседы с учителями показали, что классный час для ученика 1-го класса – это возможность почувствовать себя школьником. Более 70% детей 6–7-летнего возраста интересует (и они хотят обсудить, что можно делать в школе после уроков, в какие кружки записаться, какие праздники проводятся в школе.
Очень многие (62%) интересуются, какими они станут, и хотят обсудить вопросы: чем занимаются четвероклассники, бывает ли выпускной бал в 1-м (4-м классе, можем ли мы пойти посмотреть на соревнования старшеклассников, какие профессии сейчас нужно получать?
К сожалению, следует отметить и серьезную озабоченность младших школьников, и их стремление понять, как оцениваются результаты их труда. Около 80% школьников, обсуждая интересующие их темы, многократно возвращаются к вопросам об отметках и оценках: как получать пятерки, почему меня не спрашивают, когда я поднимаю руку, почему меня не хвалят, почему Васе (Пете, Маше.) сказали, что он молодец, а мне – нет, почему меня все ругают, почему у меня нет друзей?
Во 2-м классе, осознавая новую социальную роль и связанные с пей права и обязанности, школьники предлагают к обсуждению более серьезные вопросы: как бороться с трудностями (42%, как научиться быть организованным (41%, что делать, чтобы успевать выполнять домашние задания (38%, как действовать в разных школьных (и жизненных) ситуациях (30%? Во многом они начинают ощущать себя взрослыми ("не дошколята", "не первоклашки", и поэтому одни дети готовы провести классный час в 1-м классе и рассказать, как нужно вести себя в школе, другие – организовать для них экскурсию. Для ребят становится актуальной тема дружбы: что сделать, чтобы со мной все дружили, почему со мной не дружат? Многие дети хотят обсудить на классном часе темы познавательного характера: что нового и интересного узнаем в этом (следующем) году, почему самолеты летают, из чего делают., как ухаживать за собакой (кошкой и др., как зарабатывают деньги, как заработать много денег? Но большинство второклассников предлагают проводить после уроков праздники, конкурсы, викторины, соревнования.
Отметим, что во 2-м классе классные часы еще вызывают интерес у ребят, но в 3–4-м ситуация меняется, и к сожалению, в худшую сторону. Дефицит времени и внимания педагога, необходимость обсуждать после уроков проблемы дисциплины, успеваемости приводят к тому, что для многих школьников классный час становится формальным мероприятием. Если в 3-м классе дети готовы обсуждать проблемы дружбы, общения, взаимоотношений между мальчиками и девочками, культуру поведения, вопросы этикета, то к 4-му классу число учеников, готовых обсуждать "нешкольные" темы, снижается с 40% (в 3-м классе) до 25% (в 4-м).
Отношение учителей к классным часам
Классный час для учителя можно рассматривать не только как дополнительное поручение, но и как способ активного взаимодействия с учениками в более комфортных, чем на уроке, условиях. Требования, предъявляемые учителем на уроке, жестко регламентированы временем, обстановкой и т. д. Планируя внеклассную работу, педагог имеет возможность учесть индивидуальные характеристики детей класса (медлительность, импульсивность, обидчивость, рассеянность и другие, особенности взаимоотношений, отношение к школе, включенность во внешкольную жизнь (кружки, секции).
Для того чтобы педагог мог с большим эффектом разработать, организовать и провести классные часы, ему необходимо обратить внимание и на такие особенности младшего школьника, как желание и стремление проявить себя в посильной деятельности, продемонстрировать свои способности, возможности, самостоятельность. Для этого возраста характерны импульсивность и обидчивость, склонность к подражанию и стремление к свободе действий, желание поиграть и быть взрослым, болезненное отношение к критике и стремление получить оценку своих действий. Большинство из этих особенностей детей нелегко разглядеть в процессе учебной работы. Школьники, которые недостаточно успешны в учебе, часто бывают хорошими организаторами, спортсменами, могут мыслить нестандартно, умеют преодолевать трудности и быть самостоятельными в быту. Но они не умеют, не имеют возможности, боятся или не хотят проявлять себя на уроке. К этому готовы только те ребята, которые чувствуют себя комфортно на уроке, добиваются успехов в учении, не испытывают проблем в общении. Но ведь и все остальные дети хотят заявить о себе, быть в чем-то лучше других.
Для того чтобы учитель мог с большим эффектом организовать, разработать и провести классные часы, ему необходимо учитывать и эти факторы, и то, что не всегда за одну встречу можно разносторонне осветить вопрос или проблему.
Из года в год в школе предлагают ученикам одни и те же очень важные и нужные проблемы для обсуждения: "Правила дорожного движения", "Правила поведения", "Мои любимые книги", "Подготовка к празднику", "Береги природу" и т. д. Но ведь и старая тема может зазвучать по-новому, если учесть особенности детей, обновить ход проведения, сделать проблему более актуальной, значимой для ребенка.
Пример
Привычная тема – "Режим дня". Если учитель предложит ученикам обсудить, кто определяет режимные моменты в их семье, какие из них соблюдают родители (бабушки и дедушки, братья и сестры, а какие они сами, то возникнет интересная с точки зрения детей (не только учителя) ситуация для обсуждения. В дальнейшем ученики будут невольно (или специально) обращать внимание на то, что и в какое время они делают, почему им трудно или легко выполнить дело (например, домашнюю работу по математике) в определенное время (до прогулки, после прогулки, поздно вечером, им будет проще следовать режиму дня.
Эта же проблема может быть рассмотрена предварительно на родительском собрании. Зная особенности организации свободного времени детей (факультативы, кружки, секции и пр., мнение и отношение родителей к режиму дня, учитель может учесть полученную информацию в ходе проведения классного часа, например, задав вопрос: как вы думаете, почему ваши родители уверены, что необходимо соблюдать режим – или провокационный вопрос: почему родители считают, что режим дня вам уже не нужен?
Значение классных часов для воспитания школьников
Во-первых, собрания класса способствуют успешной адаптации ученика к школьному обучению. Первоклассник учится жить и работать в группе, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнениям других людей.
Во-вторых, атмосфера внеурочного общения помогают ребенку увидеть себя, других детей, педагогов в другой, неформальной обстановке. Ведь на хорошем классном часе ученик в значительно большей степени, чем на уроке, расположен к общению, он понимает, что его мнение выслушают, не боится оценки своих высказываний и суждений. Такое общение очень важно для детей, испытывающих трудности в учении, для тех, кто успешен в учении, но имеет проблемы в общении, а также для тех, кто чувствует, что не может в должной мере проявить себя на уроке. Более раскрепощенная обстановка, интересные темы для обсуждения, востребованность личностных качеств, активности и самостоятельности, инициативы, творчества способствуют эмоциональному комфорту ученика в школе, провоцируют его на познавательную активность, поддерживают интерес к учению.
В-третьих, классные часы способствуют формированию активной жизненной позиции младшего школьника. К примеру, анализируя с детьми различные модели поведения в обществе, позитивные и негативные ситуации, которые происходят со школьниками, педагог помогает ученикам определиться в отношении к тем или иным событиям, значимости норм и правил поведения и т. д.