Елена Митичян
Симфонический оркестр
▼ Скачать + Заказать документы
Инструменты симфонического оркестра
Удивительным свойством наградила природа человека, дав ему возможность выражать свои мысли, чувства, эмоции при помощи звуков. Но если слово адресуется к сознанию, к системе мышления, то это тембр голоса, его звуковая окраска - непосредственно к чувствам и переживаниям. Для передачи огромного разнообразия и богатства настроений, тонкости выражения их оттенков, одного тембра человеческого голоса явно недостаточно. Выход был найден.
Публикация «Симфонический оркестр» размещена в разделах
Человек создал большое количество музыкальных инструментов для исполнения музыки самого разнообразного характера, жанров и стилей. Огромная художественная сила воздействия музыки передается слушателю через выразительное исполнение на музыкальных инструментах.
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Но каждый ли может отчетливо представить себе тембр отдельного инструмента, входящего в состав оркестра, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания без информации об инструментах, без знания специфики симфонического оркестра, без представлений о составе и группах инструментов? Музыкальная педагогика давно ответила на этот вопрос. Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра входит в любую программу по музыкальному воспитанию как одна их важных задач.
Особый смысл эта проблема приобретает в наши дни, когда любовь и интерес к серьезному академическому искусству, увы, угасают, когда эфир переполнен сомнительными образчиками поп-культуры, низкопробными щлягерами, «дурновкусием». Именно поэтому педагоги - музыканты должны обратить особое внимание на экологию музыкальной культуры.
Тема "Музыкальные инструменты" дает детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия.
Знакомя детей с инструментами симфонического оркестра, мы даем им знания и прививаем навыки вслушивания в музыкальную ткань произведений, побуждаем дифференцировать слуховые ощущения, различать средства выразительности и тембровые краски, тем самым активизируя их музыкальное развитие.
В этой связи встает вопрос, как, и когда начинать эту кропотливую, но интереснейшую работу, в каких формах ее проводить, какие пособия использовать.
Систематическую работу в этой области обычно начинают с детьми пятилетнего возраста, однако знакомство с отдельными инструментами может проводиться и раньше. В идеале первые встречи ребенка с инструментами должны происходить "вживую". Для того, чтобы дети услышать "живое" исполнение, увидеть настоящие инструменты, мы приглашаем музыкантов Оренбургской филармонии.
Но и музыкальный руководитель на занятиях способен дать детям полноценные знания и представления о музыкальных инструмента, для этого важно определить следующие основные задачи:
- расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре;
- развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание;
- побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами характер и манеру исполнения;
- развивать слуховое внимание и музыкальную память.
На занятиях для ознакомления детей с инструментами симфонического оркестра могут быть использованы различные методы. Но в любом случае занятия должны быть системными, с соблюдением принципов доступности и наглядности. Беседы необходимо сопровождать прослушиванием аудиозаписей и показом иллюстраций.
На занятиях детям можно дать следующую информацию:
- сообщить название инструмента;
- указать, к какой группе симфонического оркестра он относится;
- описать словами характер звучания, особенности тембра, специфику окраски звука;
- описать внешний вид инструмента, показать фотографии или рисунки, рассказать, из какого материала изготовлен инструмент;
- о возможных способах звукоизвлечения, о том, как возникает звук, об устройстве инструмента;
- рассказать об истории его создания.
Во время беседы желательно упоминать имена известных композиторов и исполнителей, названия музыкальных произведений, уже хорошо знакомых детям.
Раскрывая тему "Музыкальные инструменты симфонического оркестра", педагог сталкивается с необходимостью объяснять детям сопутствующие понятия, такие, как симфонический оркестр, ансамбль, дирижер, концертный зал, филармония, консерватория, группа инструментов, концерт, музыкальная гостиная, и т. д.
Формы преподнесения могут быть самыми разнообразными, в зависимости от фантазии, воображения, вкуса педагога. Важно, учитывая возраст слушателей, чтобы рассказы были яркими, образными, доступными пониманию.
Помимо музыкальных занятий материал можно успешно включать в досуги и вечера развлечений, проводя викторины, концерты - загадки, конкурсы.
Как устроен симфонический оркестр? Поговорим сегодня об этом в нашей Музыкальной гостиной. Главный человек в оркестре - дирижер. А музыканты рассажены в определенном порядке. Струнные инструменты в одном месте, духовые - в другом, клавишные и ударные - тоже на своих местах.
Послушаем рассказ о возникновении духового инструмента флейта.
Флейта
Кто знает, когда и зачем первобытный человек срезал
камышовую тростинку, или веточку бузины, или стебель
бамбука и, увидев, что внутри она полая, пустая, подул в нее. Получился сипловатый, но довольно громкий звук. Звук этот был один, а хотелось играть разные мелодии. Можно было, конечно, нарезать много разных дудочек, и больших, и маленьких, но играть на всех попеременно неудобно. Тогда человек придумал вот что: на дудочке он вырезал дырочки-отверстия, которые можно было закрывать пальцами. Дырочка открыта, воздух сквозь нее выходит, значит, трубочка короче и звук выше, и наоборот: отверстие закрыто, трубочка длиннее и звук ниже.
Вы и сами можете смастерить летом такие дудочки. По такому принципу устроены и действуют все деревянные духовые инструменты, в том числе и флейта.
Флейта - латинское слово, переводится оно как "дыхание", "дуновение". Звук у нее светлый, высокий, немного свистящий. Флейта воспроизводит нежную и прекрасную мелодию. Послушайте одну легенду. Жили два брата. Один злодейски убил второго из зависти и корысти. Никто не знал этой страшной тайны и злодей наслаждался украденным счастьем. Но прошло время. На могиле убитого брата вырос тростник. Кто-то срезал тростник и сделал из него флейту, поднес к губам, и та поведала людям печальную историю.
Вот такая сказка, во славу флейты, а может быть, и самой музыки, которая умеет рассказывать правдивее всяких слов. Флейте хорошо удаются и напевное звучание и самые сложные виртуозные произведения. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с высоким женским голосом - колоратурным сопрано.
Послушайте спор между двумя струнными инструментами.
Скрипка и Виолончель.
Виолончель (В.)Здравствуй, Скрипка!
Скрипка (С.) Здравствуй, Виолончель!
В. Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем
вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.
С. Мы же родственники. Смотри, как похожи друг
на друга. Только ты большая, и звук у тебя
низкий, густой, благородный, а я маленькая, и
голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.
В. Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя
называют "Королевой оркестра". Ты, конечно,
изящней и стройнее, вон талия какая тонкая!
Тебя держат горизонтально у плеча, а меня –
вертикально, упираясь в пол металлическим
шпилем. Но устроены мы все равно одинаково: у
тебя четыре струны и у меня тоже; красивые
прорези эфы, вроде латинской буквы "эф" - тоже
одинаковые, похожие гриф с завитушкой, и
колки. А еще мы самые певучие из всех
инструментов - наш голос может звучать без
перерыва как угодно долго. Родственники, одним
словом.
С. Да. А помнишь, как все начиналось? Давным -
давно первобытный охотник изобрел лук и пускал
стрелы и слушал, как звенит тетева. Но звук
быстро угасал. Кому из первых гениев пришло в
голову взять в руки два лука сразу и потереть
тетивой о тетиву? от трения звук тянется
дольше, инструмент "поет". А если к струне -
тетиве прибавить еще несколько жил разной
толщины да натянуть их не на лук, а на полый
ящик, то звуки будут громче, красивее,
разнообразнее.
В. А второй лук постепенно переделали в смычок -
палочку с натянутым на нее пучком конского
волоса. Кстати, у тебя до сих пор натуральный
конский волос на смычке?
С. Конечно, из конского хвоста.
В. А у меня из конской гривы.
С. Такой, какая я сейчас, меня сделали около 400
лет тому назад добрые мастера - волшебники их
итальянского города Кремона. Никогда не забуду
их имена: Амати, Гварнери и великий
Страдивари.
В. Неужели настоящие волшебники?
С. Ведь все вещи портятся от времени, с годами
теряют качество. А скрипки кремонских
мастеров чем дольше живут, тем прекраснее
звучат. Да что я все о себе да о себе. Хочу
тебя послушать.
В. Имя мое происходит от наших с тобой предков –
Виол, что в переводе означает Фиалка, Анютины
Глазки, Большие Анютины Глазки. Да ведь и твое
имя в оркестровых партиях пишут не скрипка, а
Виолина.
С. Это означает - самая маленькая из Виол.
В. Говорят, что мой голос больше других
инструментов напоминает человеческий и ближе
всего к мужскому баритону. Мне особенно
удаются широкие напевные мелодии, но я легко
справляюсь и с виртуозными произведениями.
С. По части виртуозности я тоже большой
специалист. Каких я знала прославленных
скрипачей! Вот, например, гениальный Никколо
Паганини. Его даже обвиняли в колдовстве,
потому что не верили, что обыкновенный человек
сам, без помощи волшебной силы, может так
великолепно играть на скрипке. С его именем
связаны легенды. Одна из них гласит, что
однажды во время публичного концерта у
Паганини вдруг одна за другой начали лопаться
струны. Случайно это произошло или по чьему –
то злому умыслу - никто не знает. Но великий
скрипач продолжал играть, как будто ничего не
происходило, и закончил произведение на одной,
единственной сохранившейся целой струне под
гром оваций.
В. Вот что значит талант, мастерство и
самообладание!
С. Извини, мне пора на репетицию.
В. Увидимся вечером на концерте.
Ударные инструменты
Что за грохот? Что за шум? Может, это пушки стреляют? Может это землетрясение? Может, извержение вулкана? Нет, это грохочут литавры - ударные инструменты, похожие на медные котлы на подставках с ножками и обтянутые кожей. Они сверкнули огнем медных глаз, и бешено застучали войлочные колотушки. Литавры (три или четыре) стоят рядом друг с другом, и невообразимый грохот ударяет в уши. Наверное, хотят кого - то напугать. Отгремев в волю, они переходят на тихий, мрачный гул с завываниями, а потом и вовсе на едва уловимый слухом шорох. Оказывается, это они демонстрируют свое умение воспроизводить самые разнообразные и контрастные по громкости звуки.
В симфоническом оркестре литавры занимают особое место среди ударных. Во - первых, потому, что появились в нем раньше других, а во вторых, потому, что на них можно сыграть мелодию, пусть совсем несложную, состоящую всего из трех - четырех звуков. Играют на литаврах двумя
мягкими колотушками, обтянутыми войлоком. Каждая из литавр может издавать гулкий звук определенной высоты, на который ее настроили, только перестраивать литавры очень долгая и трудная работа. Поэтому их в оркестре две - три штуки разных размеров и настройки. Произошли литавры, конечно же, от старинных барабанов. А в
современном оркестре, они подчеркивают ритм музыки, придают звучанию большую силу, а музыкальным краскам - большое разнообразие. Иногда они используются с целью звукоподражания, например, для изображения раскатов грома, шума дождя, ливня - недаром литавры относятся к шумовым ударным инструментам.
Фортепиано - это клавишный инструмент
Много на свете есть разных инструментов. Я вам расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто его слышите и видите на музыкальных занятиях. Вот он перед вами. Помните, как его зовут? Пианино. Скажу вам по секрету: этот инструмент мой самый лучший на свете друг. Почему? да потому, что он как никто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на мое настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и начинаю играть. Он утешает меня звуками нежными, тихими, ласковыми. Когда мне весело он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным. Может быть поэтому у него есть еще одно имя - фортепиано. По – русски, его следовало бы назвать Громко - Тихо. Такое имя ему дали потому, что в отличие от своего предшественника и близкого родственника по имени Клавесин, который был очень похож на пианино и имел почти такое же устройство, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости, на фортепиано исполнитель может играть громче или тише: форте или пиано. Вот какой замечательный инструмент изобрел в 1711 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломео Кристофори. Пианист нажимает на клавишу, деревянный молоточек, обитый войлоком, ударяет по струнам, которые дрожат, вибрируют, - так возникает звук. Инструмент получился замечательный: диапазон включает включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов.
Он может звучать тихо и легко, как арфа или флейта, а может и как целый оркестр. Специально для публичных концертов, где собиралось много народу и где звук должен быть мощным, сильным, изобрели рояль, что означает "королевский". Чтобы звук доходил до слушателя, у рояля поднимают крышку, похожую на огромное черное крыло. Рояли и пианино имеют одинаковую клавиатуру и по две ножные педали, с помощью которых меняется окраска звука.
А теперь рассмотрим портреты известных на весь мир композиторов. В конце презентации я предлагаю слушание произведений русских и российских композиторов.