Рузова Юлия Викторовна
Урок в школе «Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока
«Сила слабых : женщина на Великой Отечественной войне»
Цель урока : Прославление женщины как воина — защитника, участника ВОВ.
Задачи:
расширить представления детей о Великой Отечественной войне, знакомство с ранее малоизвестными страницами Отечественной истории;
воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства гордости за Отечество;
формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
Публикация «Урок в школе „Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
Методы реализации:
совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой, разработка сценария, подбор песен и музыкального оформления, репетиции.
Методы организации и осуществления познавательной деятельности:
• словесные;
• наглядные.
Методы формирования сознания:
• метод воспитательных ситуаций;
• в литературно – музыкальной композиции был применен метод эмоционального погружения.
Материально – техническое обеспечение:
• мультимедийная установка;
• фотоаппарат;
• мультимедийная презентация
• экран для просмотра презентаций;
• фонограммы песен: «Ровесницы наши», «Давно мы дома не были», «Вызываю я их из бессмертия», «Ты же выжил солдат»;
• фоновая музыка для стихотворений;
• элементы костюмов
Ход урока:
Чтец 1: (на фоне музыки)
Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему – то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Учитель:
Война… Великая Отечественная… Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веков считались уделом мужским. Но давайте сегодня мы посмотрим на войну другими глазами – женскими.
Чтец 2:
Окуджава Булат - "До свидания, мальчики"
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши девочки головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили,
И ушли, за солдаткой - солдат.
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите,
и все-таки -
Постарайтесь вернуться назад!
Учитель:
Женщина и война. Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. И все же женщина и война…Вы скажете, что женщине совершенно незачем прикасаться к жуткому ремеслу войны. Но ведь дело в том, что война — это не ремесло, а бедствие, которое приходит и вторгается в жизнь каждого, не спрашивая кто ты -мужчина или женщина.
Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей… Наш сегодняшний урок посвящен русской женщине, женщине-воину, женщине-защитнице, женщине-медсестре и врачу, женщине-летчику и женщине-снайперу.
Кто сказал, что у войны не женское лицо?
Чтец 4:
Эти женские лица
В профиль или анфас:
Брови, губы, ресницы,
Выражение глаз…
Эти женские лики –
Всюду, там или здесь…
Вы навеки велики
Тем, что были и есть
Ученик в образе солдата зачитывает отрывок из книги
Алексиевич С. А. «У войны не женское лицо» :
Они шли вместе с нами плечом к плечу, они сеяли, стирали, вытаскивали нас из поля боя, они ночами стояли у станков, чтобы мы делали эту победу. Они ждали нас.
Учитель:
Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовку, они шли мстить за поруганную честь Родины. Они владели всеми военными специальностями – летчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулеметчицы.
Женщины не только спасали, как это было раньше, работая сестрами милосердия и врачами, а они и убивали. На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Им было от 15 до 30 лет. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Чтец 1:
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет - это горят не хаты,
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Учитель: Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите Отечества. Женщине пришлось стать солдатом. У каждой из женщин была своя дорога на фронт. Но побуждение одно – Родина. И желание одно - спасти Родину.
Чтец 2:
Многие тысячи советских женщин и девушек отважно сражались за свою отчизну в военно-воздушных силах. Немецкие ассы прозвали их «ночными ведьмами», французские коллеги галантно – «ночными колдуньями». Эскадрильи 125-го гвардейского женского полка состояли только из женщин, они-то и наводили на немцев настоящий страх. За каждый сбитый «рус-фанер» (У-2 и Пе -2, на которых русские девушки бомбили фашистов, Гитлер награждал своих доблестных солдат «Железным Крестом».
Чтец 3:
Большинству летчиц не было и 20 лет. Конечно, девчонки и на войне оставались девчонками, мечтающими о маминых пирогах и сочиняющими стихи о любви. Они возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их почему-либо отстраняли от полетов. Они прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб!
Чтец 4:
Вот имена некоторых Ночных ведьм» :Наталья Кравцова (Меклин, Раиса Аронова, Марина Раскова, Ирина Ракобольская,Вера Белик, Татьяна Макарова, Евдокия Носаль, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие
Эти хрупкие женственные летчицы на своих маленьких самолетиках По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь.
Чтец 5: Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног.
Чтец 1. : «Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).
Чтец 2: Евгения Жигуленко- 968 боевых вылетов. й был 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт в сформированный Мариной Расковой 46-й ночной бомбардировочный авиаполк. После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.
Чтец 3:
Сто – двести метров над землёй
Небесным тихоходом,
И только ночь давала шанс
Вернуться из полёта.
Давала шанс.
Но не всегда девчата возвращались.
За них «Железные Кресты»
Фашисты получали.
Девчонки с искрами в глазах
Вселяли в немцев жуткий страх.
Учитель:
Женщина и танк, разве это возможно? У танкиста очень тяжё лая работа: грузить снаряды, собирать и ремонтировать разбитые гусеницы, Может ли справиться хрупкая женщина с такой тяжелой службой? Может, женщина может все….
Чтец 4:
В 220-й танковой бригаде Т-34 была у нас на Ленинградском фронте механиком-водителем техник-лейтенант Валя Крикалёва. В бою немецкая противотанковая пушка разбила гусеницу её танка. Валя выскочила из танка и стала чинить гусеницу. Немецкий пулемётчик прострочил её наискосок по груди. Товарищи не успели прикрыть её. Так ушла в вечность замечательная девушка-танкистка.
Чтец 5:
На Западном фронте в 1941 году сражался на Т-34 командир роты танкист капитан Октябрьский. Погиб смертью храбрых в августе 1941. Оставшаяся в тылу молодая жена Мария Октябрьская решила отомстить немцам за гибель своего мужа. Она продала свой дом, всё имущество и обратилась с письмом к Верховному Главнокомандующему Сталину Иосифу Виссарионовичу с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста
Учитель:
Снайпер - человек, в совершенстве владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения; поражает цель, как правило, с первого выстрела. Задача снайпера — уничтожение важных появляющихся, движущихся, открытых и замаскированных одиночных целей.
Чтец 1:
Во время Великой отечественной среди снайперов встречались и женщины. Из них 45 считаются лучшими.
1-е место: Людмила Павличенко - уничтожила 309 солдат и офицеров противника (среди них 36 снайперов). Добровольцем ушла на фронт в июне 1941 года. Участвовала в обороне Одессы и Севастополя. В июне 1942 года Людмила Павличенко была ранена, после этого в боевых действиях участия не принимала.
2-е место: Либо Руго - уничтожила 242 врага.
3-е место: Ольга Васильева - уничтожила 185 врагов. Ольга Васильева открыла боевой снайперский счёт 15 августа 1943 года. После окончания войны вернулась в родной Воронеж. Награждена орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией".
Учитель:
Плечом к плечу с воинами Советской Армии прошли дорогами войны от страшных, суровых дней 1941 года до весеннего победного мая 1945 года советские медики, медики женщины. В эти годы на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. И половина из них были женщины. Ими была оказана помощь более десяти миллионам раненых. Сложно переоценить подвиг медсестер во Время Великой Отечественной войны. Женщины тащили на себе раненных в укрытие, закрывали их от вражеских пуль.
Чтец 2:
Сестренку нашу звали Маша,
Ее любили все в полку,
В любом полку сестренка наша
Шагала с сумкой на боку.
В бою, бывало, пулей ранит,
Не медлит Маша и не ждет,
Она умелыми руками
Бинты из сумки достает.
А у костра в часы привала,
Чтоб сердцу было веселей,
Она, бывало, запевала
Про двух товарищей-друзей.
Пока, товарищи, мы будем
В любом краю, в любом бою,
Мы нашу Машу не забудем,
Сестренку верную свою
Девушка в образе медсестры читает воспоминания Зинаиды Самсоновой:
" Формы на нас нельзя было напастись: всегда в крови. Мой первый раненый - старший лейтенант Белов, мой последний раненый - Сергей Петрович Трофимов, сержант минометного взвода. В семидесятом году он приезжал ко мне в гости, и дочерям я показала его раненую голову, на которой и сейчас большой шрам. Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон. Таскали на себе мужчин, в два-три раза тяжелее нас. А раненые они еще тяжелее. Его самого тащишь и его оружие, а на нем еще шинель, сапоги. Взвалишь на себя восемьдесят килограммов и тащишь. Сбросишь. Идешь за следующим, и опять семьдесят-восемьдесят килограммов. И так раз пять-шесть за одну атаку. А в тебе самой сорок восемь килограммов - балетный вес. Сейчас уже не верится. "
Учитель:
Фронт проходил всюду — на передовой и в тылу. Воевали все — отцы, матери, дети.
Чтец 3: Вот что вспоминает партизанка Вера Сергеевна Романовская :
«…Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова, уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце ребенка… Вот и разбирайтесь с этим, что это были за люди. История еще сотни лет будет разбираться: что это такое? Вы представляете, беременная идет с миной… Ну, ждала же она ребенка… Любила, хотела жить… Но она шла…»
Учитель:
День Победы — это великий праздник для нашей страны. В этот день мы чтим память тех, кто погиб на войне, и низко кланяемся тем, кто остался в живых. Мы не забываем о подвигах мужчин — солдат, но и помним о силе слабых — женщинах — воинах.
После войны у женщин была еще одна война. Они прятали свои военные книжки, свои справки о ранениях – потому что надо было снова научиться улыбаться, ходить на высоких каблуках и выходить замуж.
Чтец 4:
Из воспоминаний старшего сержанта, снайпера Клавдии Григорьевны Крохиной:.
…Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: «Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала. «Одинаково теперь – рожай девочек и мальчиков. Но он все-таки мужчина, он обязан был защищать Родину, а ты, же девчонка. Я об этом просила, если ранят, то лучше убьют, чтобы девушке не остаться калекой».
Чтец 5:
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, — запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
Чтец 1:
А многие мужчины забыли о своих боевых подругах, предали их. Украли у них Победу. Не разделили.
Чтец 2:
Из воспоминаний одной из участниц Великой Отечественной войны :
«Это потом чествовать нас стали, через тридцать лет. Приглашать на встречи. А первое время мы таились, даже награды не носили. Мужчины носили, а женщины нет. Мужчины - победители, герои, женихи, у них была война, а на нас смотрели совсем другими глазами. Совсем другими. У нас, скажу я вам, забрали победу. Победу с нами не разделили. И было обидно. Непонятно…»
Учитель: Женщина на войне… Это что-то такое, о чём ещё нет человеческих слов. Их подвиг навсегда. Подвиг женщины на войне подобен свече, которая освещает путь в темноте и согревает в холод. Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сёстрам, подругам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют её смыслом, делают её счастливой.
Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания.
. Мир молчал бы 50 лет!
Объвляется Минута молчания (Метроном)
Чтец 3 :
Женщине не нужно воевать
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкою.
Женщине не нужно воевать?
Но солдаты нынче вспоминают:
— Стыдно было землю обнимать,
Если цепь девчонки поднимают.
Тишь в полях. Хотя года идут,
Памятное время сердцу дорого,
И на встречах ветераны ждут
Своего отважного комсорга,
Ей готовы руки целовать
Все солдаты, старше и моложе.
Слава женской доблести!
И все же
Женщине не нужно воевать!
Учитель:
Войны бывают разные : захватнические и освободительные, большие и малые. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Как же можно совместить понятия «война» и «женщина»? Плечом к плечу с мужчинами боролись и погибали те, кому природой завещано быть матерями и женами, беречь и хранить семейный очаг. И в этом страшная правда и ужас войны.
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали разрывов снарядов и воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам, да рассказам фронтовиков, которых осталось совсем мало.
Многое исчезает, растворяется бесследно, забывается. Если не забывать войну, появляется много ненависти, а если войну забывают, то начинается новая. Так говорили древние.
Так давайте помнить женщин, совершивших великий подвиг, пожертвовавших ради нашего счастья своими жизнями, и женщин, давших нам жизнь.
Пока жива память, живы мы с вами. А значит, есть надежда на будущее.