Иванова Виктория
Школьный проект «Движение — жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель здоровьеформирующей образовательной среды школы
Здоровье является одним из важнейших факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебном процессе детей, обеспечивает их нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и эффективности образования, повышает потенциал профессиональной ориентации, а так же создает условия для адекватной адаптации в социальной среде.
К настоящему времени в системе образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения:
Темочки:
Здоровьеформирующая среда – это совокупность условий, организуемых школой при обязательном участии учащихся и их родителей с целью охраны, и укрепления здоровья школьников.
Здоровьеформирующие технологии - это программы, технологии, направленные на сохранение здоровья детей, а также методы организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью ребенка.
Здоровьесозидание - это в первую очередь воспитание сознательного отношения к здоровью как к личному капиталу, формирование психологической установки на здоровый образ жизни и на развитие своего психофизического потенциала, во вторую - создание организационных, психолого-педагогических и материально-технических условий, для того чтобы жизнь в детском саду не разрушала, а созидала здоровье.
В современном мире имеется положительный опыт построения здоровье формирующей образовательной среды школы.
Внедрение данной технологии (оборудование, обучение педагогов) не требует больших финансовых затрат. Позволяет осуществлять здравоохранительную и дидактическую преемственность в деятельности дошкольных учреждений и начальной школы.
В настоящее время базовая технология – проведение урока в режиме прямостояния и прямохождения на основе специальной мебели (конторок) включена в САН ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Из изложенного следует, что проблема здоровья как физического, так и умственного волнует педагогов и исследователей во всем мире, идёт поиск вариантов организации учебного процесса. Мы предлагаем свой инновационный продукт – модель здоровьесберегающей образовательной среды школы в начальной школе.
Цели: создание модели здоровьеформирующей образовательной среды школы на примере работы учителей начальной школы.
Задачи:
• Соотнести профессиональные и материально-технические возможности школы для реализации здоровьеформирующей технологии.
• Привлечь, возможно, широкое число участников апробации как отдельных элементов технологии, так полного внедрения модели здоровьесберегающей образовательной среды школы : учителя начальной школы, учителя физической культуры по согласованию с мнением родителей и учащихся.
• Спланировать каждому участнику проекта этапы работы по внедрению модели здоровьесберегающей образовательной среды школы.
• Проводить регулярную диагностику успешности внедрения модели здоровьесберегающей образовательной среды школы.
• Обобщить и представить на разных уровнях опыт внедрения модели здоровьесберегающей образовательной среды школына основе полученных результатов и анализа эффективности.
• Подготовить издание методических материалов и рекомендаций, видеофильмов для тиражирования своего опыта.
Ожидаемые результаты:
1. Решение задач государственной политики в области охраны здоровья школьников.
2. Повышение уровня заинтересованности педагогов, школьников и их родителей в познании способов здоровьесбережения в условиях учебного процесса в школе и дома.
3. Воспитание гражданина России понимающего важность здоровьесбережения, умеющего создавать условия и прилагать усилия для укрепления здоровья.
Компоненты здоровьеформирующей образовательной среды
Отличительной её особенностью является то,
что технологии органически встроены внутрь методики проведения учебного процесса.
1. Специально оборудованное образовательное пространство: ростомерная мебель с наклонной поверхностью.
Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.
2. Специальные формы организации учебного процесса: выполнение активизирующих детей заданий, пальчиковая гимнастика, динамические паузы.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
3. Организация производительного труда.
Дети совместно с педагогами и родителями созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.
4. Организация детского хорового пения.
Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом является детское хоровое пение. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и его тело.
Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой природосообразную оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья человека.
Технология предполагает регулярное проведение экспресс-диагностикисамочувствия и комплексного развитиядетей, а так же периодический отчёт перед родителями о достигнутых результатах.
Методики диагностики разработаны В. Ф. Базарными имеют многолетний опыт апробации. Наиболее полно они изложены в монографии В. Ф. Базарного «Здоровье и развитие ребё нка: экспресс-контроль в школе и дома» (М. «Аркти», 2005). Отличительной особенностью данной программы является то, что она разработана на основе совместного приказа Министерств здравоохранения и образования РФ (№186/272 – 4305)
Система мониторинга в рамках реализации модели (системы)
Методы исследования состояния здоровья ребёнка
(проводит медицинский работник)
Тест «Правильно ли ты живёшь?»
Тест «Почему ты делаешь так?»
Тест для родителей «Почему так поступает ваш ребёнок»
Правовая основа внедрения технологии раскрепощенного гармоничного развития
Технология реализует требования существующих законов РФ, и в частности, законов:
• «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», статья 4: «…оказывать содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».
• «Об образовании», статья 51: «… образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровье обучающихся, воспитанников.
• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статья 28:
в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства;
программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».
• «Об охране здоровья граждан», статья 8:
защита прав и свобод человека и граждан в области охраны здоровья;
выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведения мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;
координация и контроль деятельность предприятий, учреждений и организаций.
• САНПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - школа.
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Исследования не только отечественных, но и зарубежных специалистов учёных убеждает, что организация современного учебного процесса не соответствует природе ребенка. Законы развития физической и духовной составляющих здоровья учащихся и воспитанников и принципы организации деятельности современной школы и дошкольных учреждений имеют противоположную направленность.
Сроки реализации проекта : 2018 – 2021 годы
Механизм реализации: работа творческой группы «По дороге здоровья» педагогов, реализующих технологию здорового раскрепощённого развития и обучения детей и подростков В. Ф. Базарного
Технология реализации проекта
• отражает набор мероприятий, реализуемый в соответствии с возрастом учащихся.
Оснащение классной комнаты оборудованием
Необходимо Желательно
Конторки для занятий в режиме смены динамических поз Офтальмотренажёры «Бегущие огоньки»
Тренажёр «СУС»
Экологическое панно
Массажная дорожка
Коврики для массажа стоп ног
Массажные мячики
Сенсорные кресты
Согласованность действий педагога и родителей
Тематические родительские собрания Цель Результат
Здоровье ребёнка в наших руках.
(совместный просмотр и обсуждение фильма В. Горячева «Спасём детей - спасём Россию!»Фильм рекомендован Минобразования России.
В фильме на примере научных разработок известного российского учёного В. Ф. Базарного и опыта отечественных школ и детских садов рассказывается о путях решения проблемы ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях) Предложить участие в школьном проекте «Движение-жизнь» по внедрению элементов ЗСТ В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс.
Согласие всех родителей на участие в школьном проекте «Движение-жизнь» по внедрению элементов ЗСТ В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс.
Помощь в оборудовании класса, сотрудничество с классным руководителем
Режим дня школьника
Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня. Родителям и классному руководителю в течение года заботиться о здоровье учащихся, следить за выполнением ими режима дня.
Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплениюсвоего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.
Ввести «Дневник здоровья» и осуществлять контроль за ведением «Дневника здоровья».
Формировать правильную рабочую позу при выполнении домашних заданий.
Профилактика вредных привычек у младших школьников
Объединить усилия семьи и школы в профилактике вредных привычек у младших школьников. Оказывать детям помощь и поддержку в преодолении вредных привычек
Итоги внедрения ЗСТ В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс
Подведение итогов внедрения ЗСТ В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс
Продолжить формировать у учащихся активную жизненную позицию. Вести здоровый образ жизни, понимать необходимость и роль двигательной активности учащихся.
Быть во всём примером своим детям, помогать школе, учителю сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Согласованность действий с активом родителей,
заинтересованных в реализации проекта
План совместных действий Цель Ожидаемый результат
Информирование актива родителей о результатах и ходе эксперимента, оказание помощи в случае необходимости. Предоставление родителями сведений о самочувствии детей дома, обмен их и своими впечатлениями. Обсуждение совместно с учителем проблем, нюансов, возникших в ходе эксперимента, поиск путей их решения. Информирование родителей класса о ходе эксперимента по внедрению ЗСТ В. Ф. Базарного. Классному Родительскому комитету вместе с классным руководителем разработать программу мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников на учебный год.
Согласованность действий с детьми
Классные часы Цель Ожидаемый результат
«Режим школьника», викторина «Моё здоровье – в моих руках» 1. Познакомить с режимом дня школьника.
2. Убедить детей в том, что соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья.
Научить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья.
Убедить детей в необходимости соблюдать режим дня.
КВН «Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды»
Используя интересные научные сведения, рассказать о целебных свойствах овощей и фруктов Употреблять в пищу как можно больше фруктов и овощей.
Откуда берётся кариес?»
Знакомство учащихся с основными правилами ухода за зубами и полости рта.
Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевание ротовой полости; привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами.
Викторина «Компьютер и телевизор»
Знакомство с правилами безопасного пользования компьютером и телевизором. Формирование здорового образа жизни.
Формирование навыков общения в деловой беседе и споре.
Мини-диспут «Здоровье – богатство на все времена» (осанка)
Воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание, и бережное отношение к своему здоровью. Бережное отношение к своему здоровью.
«Можно ли купить здоровье?» (зрение)
Подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей. Выполнять рекомендации для сохранения зрения.
Анкетирование «Оценка риска нарушений зрения учащихся» Познакомиться с профилактическими мерами по сохранению зрения. Принять к сведению рекомендации по гигиене зрения
Спортивно-оздоровительная игра «Здоровье – путь к успеху»
Формирование потребности ведения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье. Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
Викторина «Первая помощь»
Познакомить с общими рекомендациями по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях. Обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим. Развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности уч-ся.
Педагогическая диагностика
Проводит учитель
Название Время проведения
«Карта наблюдения за состоянием ребёнка» Ноябрь
«Карта наблюдений за поведением ребёнка» Февраль, Май
Сотрудничество с психологом
Могут быть использованы следующие психодиагностические методики Цели
• анкета для определения школьной мотивации обучающихся начальной школы (А. А. Реана);
• социометрическая методика Дж. Морено;
• методика оценка объема кратковременной и опросредованной слуховой памяти (Р. С. Немов);
• методика «Дорисовывание фигур» (методика Е. П. Торренса);
• методика определения уровня развития понятийного мышления Р. Амтхауэра;
• тест школьной тревожности Филлипса;
• методика определения удовлетворенности школьной жизнью А. Андреева. Проведение диагностики, мониторинга, коррекция психических процессов эмоциональной сферы через психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации и занятия с учащимися и родителями.
Сотрудничество с медицинскими работниками
Мероприятия Цели
Проверка зрения у учащихся Охрана здоровья учащихся
Формирование понимания учащимися необходимости охраны здоровья
«Ровная спина-залог здоровья и красоты»
«Как сохранить хорошее зрение»
«Питание человека, роль витаминов для роста и развития»
Из опыта работы учителя начальных классов Ивановой В. Е.
Мною была поставлена задача создать такую модель урока, чтобы учебно-воспитательный процесс в моём классе стал здоровьесберегающим.
Каждое утро начинается с комплекса упражнений на массажных ковриках, с использованием массажных мячиков. В ходе каждого урока также проводится одна физминутка на ковриках,а другая физминутка – натренажёре СУС (схем универсальных символов) с целью снятия зрительной нагрузки. Проведение физминуток усиливает кровообращение в организме учащихся и создаёт возможность активного включения в учебную деятельность и творческий процесс обучения.
На этапе изучения нового материала применяется режим смены динамических поз. В режиме «стоя» дети слушают новый материал или стоя ведется устный опрос (дети проговаривают правила, отвечают на вопросы и т. д.).
Во время урока учащиеся поднимаются учителем на 1 минуту. В режиме «стоя» у детей лучше сконцентрировано внимание, они лучше слушают и легче запоминают новый материал.
На этапе закрепления нового материала организовывается работа в парах, группах, поочередная работа у доски, когда дети друг за другом по очереди выходят к доске выполнять небольшое задание. Этот прием можно использовать и на других этапах урока. Таким образом, применяется системно-деятельностный подход, когда ученики продолжительное время на уроке находятся в движении, что свойственно их возрасту, они меньше устают, повышается их учебная мотивация.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Следовательно, важно перед письменной работой проводить пальчиковую гимнастику. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук. Упражнения проводятся с использованием массажных мячиков, что снижает психическое напряжение, снимает утомляемость. При этом одновременно происходит точечный массаж и стимулирование когнитивной деятельности.
После организационного момента, когда на уроках проводится этап проверки домашнего задания, повторение изученного, используются упражнения сенсорно-поискового характера, для чего в разных уголках класса учителем закрепляются (на стенах, стендах, шкафах, двери, жалюзях) карточки с ответами.
Работа с карточнами четко продумана и отработана. Детям задаются вопросы, они ищут нужный ответ на карточках, поворачиваются и показывают его вытянутой рукой или берут карточку, выходят к доске и выполняют определённые задания. Это повышает двигательную активность учащихся на уроке, позволяет сократить время опроса, определить, все ли усвоили пройденный материал. На уроках такжеиспользуюется экологическое панно, на котором изображен пейзаж, что помогает ребенку видеть целостную картину мира, овладевать образным и логическим мышлением, развивать речь. На панно помещаются карточки с рисунками, числами для составления задач и предложений.
Переоборудование кабинета, использование на уроке элементов разработанной модели здоровьесберегающей образовательной среды школы позволяет сделать урок здоровьесберегающим.
Таким образом, была разработанаавторская модель урока, внедряющая технологию здоровьесберегающей образовательной среды школы (см. Приложение)
Данную модель урока можно использовать на уроках разного типа, меняя физминутки, оздоровительные упражнения и формы деятельности учащихся.
Как известно, в здоровом теле – здоровый дух. Поэтому если ребенок правильно сориентирован в жизни, имеет представление о главных ее ценностях, он будет вести здоровый образ жизни, заботиться об окружающих, о себе, о своем здоровье. Умные и здоровые дети – будущее нашей страны.