Горбова Наталья
Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Шестиногие Малыши. Декоративное рисование
по мотивам городецкой росписи.
Выполнила: Горбова Н. М.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи „Шестиногие малыши“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Цели: продолжать расширять знание о многообразии насекомых; учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз, жуков (божья коровка, жужелица, сравнивая, находить отличие во внешнем виде бабочки и жука, выделять характерные особенности городецкой росписи, создавать росписи по мотивам городецкой, передавая ее характерные особенности, смешивать цвета красок; формировать обобщающее понятие «насекомые»; продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством.
Целевые ориентиры дошкольного образования: знает о многообразии насекомых, умеет их различать по внешнему виду, определять особенности их строения, составляет небольшой рассказ по картинке с изображением насекомого; выполняет движения четко и в заданном темпе в соответствии со словами стихотворения; знает особенности выполнения узоров городецкой росписи; рисует элементы цветочного узора.
Материалы и оборудование: фотографии насекомых; картинки с изображением бабочки, пчелы, майского жука, паука, муравья, кузнечика; образец, расписанный городецкой росписью; полоска бумаги, тонированная в цвет светлого дерева, размером 10 23 см; гуашь в соответствии с колоритом городецкой росписи, палитры.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
– Мы с вами познакомимся с разнообразным и удивительным миром насекомых. Представьте, что мы вместе с пчелой оказались на зеленой полянке луга.
2. Шестиногие малыши.
– Первое насекомое затаилось в загадке. Вы ее отгадаете и узнаете, кого первого встретила Пчела.
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, –
Он вспорхнул и улетел!
Что это за насекомое?
(Бабочка.)
– Рассмотрите рисунок с изображением бабочки. С чем в загадке сравнили крылья бабочки? (С цветком.)
– Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, легкие, большие.)
– Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
– Давайте поиграем с насекомыми. Выполнив упражнения, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть летит в ромашки. Дети показывают,
Ой, упал, упал мой жук, как жук машет крылышками.
Нос испачкал пылью. Выполняют наклоны.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях. Машут руками.
– Что это за насекомое? (Жук.) Рассмотрите рисунок с изображением жука. Сколько ножек у жука? (Шесть.) А есть ли крылышки у жука? Отгадайте другое насекомое:
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
– Рассмотрите рисунок с изображением пчелы. А есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько ножек? Посчитайте. Почему эти насекомые могут летать? (У них есть крылья.) Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы продвинулись на просторную травянистую лужайку. На лужайке росла большая сосна, а под сосной кипела работа:
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей).
– На лужайке муравьи трудились, носили соломинки, обустраивали свое жилище.
В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
– Рассмотрите рисунок с изображением муравья. Почему они быстро бегают, что у них есть? (У муравья шесть ножек.) А крылышки у них есть? Могут ли муравьи летать? (Нет.) Вдруг под ноги к нам кто-то неожиданно подскочил:
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)
– Рассмотрите рисунок с изображением кузнечика. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные.) Давайте поиграем с кузнечиками на полянке. Повторяйте за мной движения.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Оттолкнуться одной ногой для прыжка и мягко приземлиться на другую.
– Бабочки, пчелы, майские жуки, муравьи, пауки, кузнечики – это все насекомые, огромный мир насекомых. Они все украшают нашу землю, являются частичкой природы. Давайте поиграем в игру «Чего не хватает?». Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Летают.) Как передвигаются муравьи? (Ползают.) Как передвигаются кузнечики. (Прыгают.)
3. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
– На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодные. Среди населения развивались различные ремёсла. В Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал.
Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: вырезали ложки, точили миски, чашки, изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Женщины из льна пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам хватало работы. Изделия расписывали растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы : цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную детскую мебель (столики, стулья, декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по дереву и цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Рассмотрите узоры на изделиях. Как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет? (Орнамент.) Мы с вами выполняли орнаменты, но из геометрических фигур. В городецкой росписи чаще всего повторяется цветочный узор. Эти цветы называются розан и купавка. Они являются основными элементами цветочного узора в городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы декоративной разделки цветов – розана, купавки. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет – красный, оранжевый, синий, зеленый, белила и сажа. Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр рисуют чистой краской без белил. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок. Давайте на шаблонах нарисуем элементы цветочного узора городецкой росписи.
4. Итог занятия.
– Какие изделия городецких мастеров вам больше всего понравились?
– В украшении каких предметов можно увидеть розан и купавку?
– Наше путешествие с Пчелкой закончилось.