тамара папст
Схема логопедического обследования
▼ Скачать + Заказать документы
Схема логопедического обследования
1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб; родителей и ребенка.
2. Осуществляется ознакомление с педагогической документацией.
3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический). При этом особое внимание обращают на:
• предречевые вокализации (гуканье, гуление);
• появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;
Публикация «Схема логопедического обследования» размещена в разделах
• качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношен ие).
4. Проводится объективное исследование ребенка.
4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные отношения к обследованию : выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем.
4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции, устанавливаются наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.
4.3. Исследуются сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.
4.4. Исследуется предметный гнозис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).
4.5. Исследуются буквенный гнозис и праксис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами)
4.6. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).
4.7. Исследуется импрессивная речь — понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, Дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с Различными приставками и т. п., понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).
4.8. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся:
фонематический анализ — выделение звука на фон «И слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость—глухость, мягкость—твердость, 1 свистящие—шипящие и т. п.);
фонематический синтез — составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности;
фонематические представления — придумать слово на определенный звук.
4.9. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат:
строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений — тонус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии);
состояние звукопроизношения — изолированный вариант, в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов;
словарный состав языка — самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, подбор синонимов, антонимов родственных слов, выявление общих категориальных названий.
Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов.
При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем; i
грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более, характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных, образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок.
4.10. Исследуется состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.) : отмечается логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.
4.11. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).
5. Анализируется состояние письменной речи.
5.1. Исследуется навык письма (по представленным письменным работам в школьных тетрадях) :
выявляются навыки звукового анализа и синтеза;
отмечаются особенности звукового анализа и синтеза;
отмечаются особенности слухоречевой памяти;
проверяются слуховая дифференциация фонем;
проверяется состояние динамического праксиса;
определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на ле-ворукость и скрытое левшество);
анализируются разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);
отмечаются особенности почерка;
отмечается характер дисграфических и орфографических ошибок.
5.2. Исследуется навык чтения:
выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы;
отмечается способность правильно называть буквы;
выявляется способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);
отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);
выявляется понимание прочитанного;
отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).
6. Составляется логопедическое заключение ( речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи.
7. Формулируются рекомендации