Мария Веселова
Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества
Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества
Дата N° ДОУ группа
Вид занятия
Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчеркнуть).
I. Организационный аспект:
Готовность помещения к проведению занятия :
1) наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога (выберите один ответ) :
• оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия;
Публикация «Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества» размещена в разделах
• оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соот-ветствуют педагогическим нормам;
• имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемому занятию;
• свой вариант;
2) соблюдение психологических и гигиенических требований к проведе-нию занятия;
3) стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества :
• оформление помещения стилистически гармонично;
• оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции;
• в оформлении наличествует полный стилистический хаос;
• свой вариант;
4) функциональность помещения:
• помещение функционально, удобно в использовании;
• помещение не всегда удобно и практично;
• помещение не практично и функционально неудобно;
• свой вариант;
5) конструктивность помещения:
• конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике, зонирование продуманное;
• конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно;
• конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюда-ется гибкости и динамичности зон;
• свой вариант;
6) доступ детей к материалам и пособиям:
дети имеют свободный доступ к материалам;
• дети имеют ограниченный доступ к материалам;
• дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам;
• свой вариант;
Готовность педагога к проведению занятия :
1) наличие конспекта занятия или плана-конспекта;
2) наличие различных пособий и стимулирующего материала;
3) эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала;
4) психологический настрой педагога перед занятием и на всем его про-тяжении.
Организационные умения педагога:
1) профессионализм в организации детей на занятии; создание положи-тельной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей;
2) умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия;
3) умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности;
4) умение педагога завершить занятие;
5) умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей;
6) принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует).
II. Дидактический аспект:
1) правильность постановки задач;
2) степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение про-граммного содержания;
3) характеристика методов и приемов, используемых педагогом на за-нятии;
4) целесообразность методов и приемов;
5) соответствие методов и приемов возрастной группе;
6) владение педагогом материалом;
7) умелое использование стимулирующего материала;
8) способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям;
9) наличие разноуровневых заданий;
10) наличие межпредметных связей на занятии.
III. Воспитательный аспект:
1) степень решения воспитательных задач;
2) наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами вос-питания;
3) характер формирования эстетического вкуса у детей.
IV. Личностный аспект:
1) внешний вид педагога;
2) педагогическая культура;
3) речь педагога;
4) умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негатив-ные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии;
5) умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протя-жении всего занятия. V. Деятельность детей:
1) степень заинтересованности;
2) степень активности;
3) навыки работы в конкретном виде творчества;
4) владение детьми материалами;
5) владение приемами работы;
6) владение цветом;
7) владение формой;
8) владение композиционным построением;
9) владение техниками;
10) наличие индивидуального стиля в детских работах;
11) выразительность создаваемого детьми образа;
12) способность детей поэтапно выполнять свою работу;
13) способность детей возвращаться на один из этапов, в случае не-удачи;
14) умение детей приходить на помощь к другим детям;
15) характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии :
• дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются;
• дети общаются, но только по теме занятия;
• дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога;
• дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства;
• дети часто жалуются друг на друга во время занятия;
• во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу;
• свой вариант:
16) способность детей анализировать свою работу и работы других детей.
Резюме:
Положительные моменты занятия : Отрицательные моменты занятия : Общие выводы: