Дарья Туренко
Консультация «Шаг к профессиональному успеху»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Туренко Д. А., Семенова Д. И., Котова Е. В.
Вам все труднее просыпаться по утрам и начинать трудовую деятельность. Все сложнее сосредоточиться на своих обязанностях и выполнять их своевременно. Рабочий день растягивается до поздней ночи, рушится привычный уклад жизни, портятся отношения с окружающими. Вы не знаете, что с Вами происходит? Одно из возможных объяснений таких состояний – это проявление симптомов синдрома эмоционального выгорания.
Публикация «Консультация „Шаг к профессиональному успеху“» размещена в разделах
Понятие «эмоциональное выгорание» впервые появилось в США в 60-х гг. По данным исследований Г. А. Макаровой чаще всего синдрому эмоционального выгорания подвержены представители помогающих профессий, от которых требуется коммуникабельность, эмпатия, принятие индивидуальных особенностей людей, гуманизм и милосердие [2,c.22].
Эту же группу риска выделял и американский психиатр Герберт Фрейденбергер. В 1974 году им был введен в психологию термин burnout. Burnout – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностной результативности, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами «помогающих профессий»[1,c.6].
В начале своей профессиональной деятельности человек «с радостью бежит на работу», «жадно впитывает» и внедряет новые идеи и методы, чувствует, что приносит реальную пользу людям, проходит несколько лет, и энтузиазм в работе угасает, и все чаще приходят такие чувства как раздражение, скука, равнодушие. Возникает ощущение бессмысленности собственной работы, да и в жизни в целом. Каковы же причины всего этого? Однообразие повторяющихся действий, напряженный ритм, недостаточное поощрение труда, частая незаслуженная критика, чувство малоцененности или ненужности. И это далеко не все факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания. Стоит отметить также: степень самостоятельности и независимости профессионала в своей деятельности и возможность самостоятельно принимать важные решения; взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали; количественные и качественные аспекты работы: количество людей, с которыми необходимо взаимодействовать, степень глубины контакта с ними; наличие ролевого конфликта и ролевой амбивалентности.
Под ролевым конфликтом в данном контексте понимается противоречие между функциями, которые выполняет работник. Например, работники системы исправительных учреждений должны, с одной стороны, выполнять надзорные функции (по исполнению наказания, а с другой стороны – быть воспитателями, социальными работниками, психологами. Ролевая амбивалентность предполагает отсутствие значимой информации для эффективного выполнения деятельности. Например, медсестра может быть устранена от получения важной информации о пациенте со стороны врача, что не позволит ей эффективно реализовывать поставленные цели[4,c.14].
Нельзя забывать и про особенности характера, которые могут выступать предпосылкой формирования синдрома выгорания:
- перфекционизм, желание делать все правильно;
- повышенная ответственность и склонность «приносить в жертву» собственные интересы;
- склонность к мечтательности, которая приводит к неадекватной оценке своих возможностей и способностей;
- чрезмерные требования к себе.
Для предотвращения синдрома эмоционального выгорания важно найти гармонию с самим собой. Невозможно полностью исключить влияние стрессорных факторов на нашу жизнь, но можно научиться правильно реагировать на них и не допускать эмоционального истощения. Есть несколько способов:
1. соблюдение оптимального режима труда и отдыха;
2. наличие творческих хобби;
3. поддержка социального окружения;
4. разнообразие видов деятельности;
5. разграничивать личную жизнь и трудовую деятельность;
6. ограничить негативное влияние стрессовых факторов;
7. избегать чрезмерного контроля, нужно понимать, что не все ситуации нам подвластны[5,с. 107].
Стоит помнить, что синдром эмоционального выгорания формируется на фоне физического и психического истощения человека. Поэтому предотвратить такое заболевание помогут профилактические меры, направленные на укрепление соматического и психологического здоровья.
1. Группа мероприятий
• диетическое питание, с минимальным количеством жиров, но включающее витамины, растительную клетчатку и минералы;
• занятия физкультурой или, как минимум, прогулки на свежем воздухе;
• полноценный сон (не менее восьми часов);
• соблюдение режима дня.
2. Группа профилактических мероприятий :
• обязательный выходной раз в неделю, в течение которого «делать только то, что хочется», нужно помнить, что в свои выходные следует именно отдыхать, испытывая приятные эмоции. ;
• «очищение» головы от беспокоящих мыслей или проблем путем анализа (на бумаге и/или в беседе с внимательным слушателем);
• тщательная расстановка приоритетов (сначала самые важные, лишь потом незначительные, которые могут подождать. Задайте себе вопросы: «Что именно не так? Для чего это нужно? Какой смысл? Приносит ли мне удовольствие то, что я делаю?»);
• медитации и аутотренинги;
• ароматерапия[3,с. 46].
Реализация этих профилактических мероприятий позволит предотвратить депрессивное, угнетённое состояние. Отвлекитесь: сконцентрируйте внимание на проблемах коллег/подчинённых и постарайтесь помочь им. Попробуйте даже повседневной работе найти что-то интересное лично для вас, стимулируйте себя на поиск новой информации, относитесь к ошибкам, как к возможности открыть нечто неизведанное. Займитесь саморазвитием: составьте план того, что следует изменить, и строго следуйте ему, и не стоит забывать о регулировании собственного времени!
Чтобы не допустить появления синдрома или усиления уже существующих симптомов эмоционального выгорания, необходимо научиться мириться с потерями. Начать борьбу с синдромом легче, когда смотришь своим страхам «в глаза». Например, потерян смысл жизни или жизненная энергия. Нужно признать это и сказать себе, что вы начинаете все сначала: вы найдете новый стимул и новые источники силы.
Библиографический список
1. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2013. 76 с.
2. Макарова, Г. А. Синдром эмоционального выгорания // Психотерапия. 2003. №11. С. 20-24.
3. Морозюк Ю. В. Профилактические и коррекционные методы борьбы с эмоциональным выгоранием сотрудников организации [Электронный ресурс] // Социально-гуманитарные технологии. 2017. Т. 3. №3. С. 41-47.
4. Орёл В. Е. Синдром психического выгорания личности [Электронный ресурс]. М. : Институт психологии РАН, 2005. 330 с.
5. Чутко Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 2-е изд. М. : МЕДпреcс-информ, 2014. 256 с