Папки-передвижки

Образовательное мероприятие в подготовительной группе «По морям, по волнам» (часть 1) (5 фото)

Елена Верховцева
Образовательное мероприятие в подготовительной группе «По морям, по волнам» (часть 1)
▼ Скачать

Серия образовательных мероприятий в подготовительной группе: «От кареты до ракеты. От далёкого прошлого к настоящему».

Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148,

г. Ульяновск

Образовательное мероприятие в подготовительной группе на тему: «По морям, по волнам».

Программное содержание.

1. Углубить имеющие у детей представления о водном транспорте (различать его по назначению, группировать по общим признакам). Раскрыть значимость водного транспорта в жизни человека.

Публикация «Образовательное мероприятие в подготовительной группе „По морям, по волнам“ (часть 1)» размещена в разделах

2. Познакомить с первыми кораблями-чёлнами, другими средствами передвижения по воде (надувные шкуры, плоты, брёвна, ладьи и т. д.). Проследить историю кораблестроения: от маленьких лодок, однодерёвок, до современных теплоходов и атомоходов, подводных лодок.

3. Вызвать познавательный интерес к истории мореплавания. Познакомить детей с пиратами и викингами, которые в древности занимались грабежом торговых судов. Познакомить детей с символикой, существовавшей в древности на пиратских судах и судах викингов.

4. Закреплять имеющиеся знания о морском и речном транспорте, как средстве передвижения, перевозки грузов и использовании в других целях.

5. Активизировать словарь детей: лодка-долблёнка, ладья, паруса, шхеры, шхуна, галеры, абордаж, пираты - корсары, каперы, каперское судно, викинги, дракар, мореходы, пароход, теплоход, атомный ледокол, танкер, подводная лодка и т. д.

Предварительная работа.

• Беседы на темы: «Транспорт», «Петр I — основатель Российского флота».

«Кем быть?» (морские профессии, «Джентльмены удачи».

• Беседа-игра: «Кого бы ты взял с собой на корабль?», «Вещи и предметы, нужные в плавании».

• Знакомство с историей легендарного крейсера «Аврора». Разучивание песни В. Я. Шаинского «Крейсер “Аврора”».

• Рассматривание иллюстраций старинного и современного видов транспорта.

• Экскурсия в речной порт: знакомство с работой речного порта, наблюдение за катерами, лодками, грузовыми баржами, пассажирскими теплоходами.

• Чтение стихотворения: М. Ю. Лермонтова «Парусник», М. В. Исаковского «Поезжай за моря-океаны».

• Чтение отрывков из книг о морских путешественниках. Просмотр на видео сюжета на данную тему.

• Разучивание с детьми песни о моряках.

• Разучивание стихов с детьми на морскую тему.

• Чтение рассказа «Летит высоко, а видит глубоко».

• Рассматривание картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».

• Прослушивание русской народной песни «Волга».

• Разучивание песни «Жил отважный капитан» (И. О. Дунаевский).

• Пословицы и поговорки о Родине, труде, дружбе.

• Отгадывание загадок по теме: «Водный транспорт».

• Разучивание стихотворений о кораблях.

• Настольная игра (пазлы) «Парусник».

• Рассматривание экспонатов группового музея.

• Ручной труд: «Пароходы».

• Аппликация на тему «По морям, по волнам».

• Рисование: «Парусники на Волге», «Транспорт будущего».

• Изготовление поделок из бросового материала (пробки) «Водный транспорт».

• Оформление альбома с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами на тему «Синее море».

• Разучивание танца на матросскую тематику «Яблочко».

• Игры: «Школа моряков», «Вопрос — ответ», «Знатоки».

• Подвижная игра «Море волнуется раз.».

• Игра-путешествие: «Подводники».

• Дидактическая игра «Узнай профессию».

• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре (морские бинокли, бескозырки). Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Волге».

Взаимодействие с семьей:

• Приготовление с мамой блюда «Макароны по-флотски».

• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы по Волге идём».

• Привлечение родителей к оформлению иллюстрированного альбома «Синее море», «Наша армия сильна».

• Совместное оформление сюжетной картины на тему «Парусники на Волге».

• Привлечение родителей к оформлению мини-музея в группе (конструирование лодок, парусников, фрегатов из пластмассы, фанеры).

• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествие по Волге» (руль, бинокль, подзорная труба, компас).

• Просмотр родителями и детьми художественных фильмов: «Пираты Карибского моря», «Дети капитана Гранта» (песня «Жил отважный капитан») и мультфильмов: «Питер Пен», «Остров сокровищ», «Кораблик» (песня «Чунга-Чанга», «Капитан Врунгель».

Материал.

Книга «Мир кораблей», «Детская энциклопедия», макеты, иллюстрации, географическая карта, настольная игра с фишками «Остров сокровищ», книжка-игрушка с наклейками «Пираты», треуголка, подзорная труба, бутылка с картой-планом, где указано местонахождение сокровища.

Ход.

1. Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие на машине времени. Но, путешествие будет непростое, а потому, я предлагаю надеть спасательные жилеты и взять спасательные круги. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? (Ответы детей.) Скажите, что ещё необходимо взять в дорогу? (Игра «Собери рюкзак».)

Отправляйся смело в путь,

Ум, смекалку не забудь.

Много трудностей придётся одолеть,

Нужно везде нам с друзьями успеть.

Мы с вами отправляемся в прошлое водного транспорта. Вот и наша машина времени, занимайте свои места! (Показывает часы с изображением прошлого и настоящего водного транспорта.) Что нам нужно сделать, чтобы попасть в прошлое? (Повернуть стрелку часов назад.) В путь! (Воспитатель или ребёнок переводит стрелку часов. Звучит быстрая музыка.)

2. Ребята, представьте, что мы с вами очутились на необитаемом острове. На острове нет никакой пищи, ни бананов, ни кокосов, ни каких других фруктов, в общем, ничего кроме деревьев и цветов. Рядом расположен другой остров, на нём есть всё. Разделяет эти острова море. Если мы с вами не найдём способ как перебраться на другой остров, то умрём от голода. Как быть? Надо переплыть море, а мы не умеем плавать. (А на нас спасательные жилеты и круги) Хорошо, но в них нельзя заплывать далеко, вдруг они лопнут или спустятся, а второй остров очень далеко. Что мы будем делать? (Варианты детей.) Итак, вы предлагаете использовать поваленные деревья. Но плыть, держась за деревья опасно, в воде акулы. (Надо лечь на дерево.) Дерево, если оно одно, будет переворачиваться. (Надо связать деревья.) Чем? Верёвок нет. (Надо сплести из травы косички и связать, получится плот.) Молодцы!

3. Древний человек тоже задумался о том, как переплывать море. Сначала попробовал надуть шкуру, потом решил плыть на бревне, затем срубил несколько деревьев, очистил от веток, связал их – получился плот. Одну из веток использовал, как весло. (Показ иллюстрации.) Люди давно заметили, что стволы деревьев не тонут в воде. Связав их между собой и вооружившись длинным шестом они отважились на первые плаванья вдоль берега. Ребята, как вы думаете, на плоту можно отправляться в далёкое путешествие? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Потому что большие волны могут потопить плот или смыть путешественника в море. Плот был неповоротливым и тяжеловесным сооружением, но он вполне годился для транспортировки больших грузов, особенно если плаванье происходило вниз по течению. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, люди научились управлять плотом с помощью гребной доски (возможно, эту идею подсказали наблюдения за водоплавающими птицами). Однако плот не мог удовлетворить все потребности человека, который очень часто испытывал нужду в небольшом, лёгком и маневренном плавательном средстве. Плот считается одним из самых примитивных средств передвижения по воде.

Можно назвать несколько причин, подтолкнувших человека к освоению водной стихии. Древние люди часто переходили с одного места на другое и должны были во время своих странствований тащить на себе свои пожитки. Стараясь облегчить эту непростую работу, они стали задумываться о средствах передвижения и, прежде всего, научились использовать в своих интересах силу воды. Кроме того, в местах, которые находились на берегу морей или больших рек, богатых рыбой, плавательные средства были необходимы для рыбалки. Таким средством стала деревянная долблёная лодка.

Сначала дерево свалили, Потом лопатками снабдили

Потом нутро ему долбили, И по реке гулять пустили.

Её прообразом также было бревно. Она была прочнее, надёжнее плота. На ней не так опасно выходить в открытое море. Выжжет человек в дереве сердцевину или вырубит топором – вот лодка и готова. Вернее чёлн. Тогда же появились и вёсла. (Показ иллюстраций.) Эта лодка двигалась быстрее, чем плот, но, к сожалению часто переворачивалась.

4. У разных народов формы лодок, вёсел были разными, разными были и материалы, из которых они делались. Первые крупные суда появились в Египте и Китае. Египетские корабли были узкими, изящными, сделаны из тростника с парусом из папируса, который помогал им плыть с попутным ветром. Когда же они плыли против ветра, то пользовались вёслами. Затем арабы изобрели своё судно дау, а китайцы джонку. (Показ иллюстраций.)

Из глубокой древности идёт страх человека перед водой. Преодолев его и сделав реку своей спутницей, человечество активно использовало водные потоки: ручьи, реки и озера, а позднее моря и океаны для реализации потребностей цивилизаций. Плавая на брёвнах и бурдюках, выдалбливая чёлн из древесного ствола, ставя над лодкой парус, человек использовал реки не только для рыбной ловли. Реки были дорогами, летом по их глади скользили лодки, а зимой ехали сани с поклажей.

5. Высшим достижением парусного кораблестроения стали клиперы и галеры. Галеры - крупные парусно-гребные суда - строились, начиная с 8 века нашей эры, и вплоть до 18 века использовались во флотах почти всех европейских стран. (Показ иллюстраций.) С 14 века галеры оснащались пушками. И все же, несмотря на сочетание парусов и вёсел, галеры были довольно неповоротливыми, а их скорость не превышала семи морских узлов (около десяти километров в час). Клиперы - быстроходные, легкие, с мощным парусным вооружением и отличными мореходными качествами. (Показ иллюстраций.) На клиперах перевозили «благородные грузы» - чай, пряности, дорогие восточные ткани.

Дальние странствия по морям и океанам стали возможными благодаря созданию более совершенных и надёжных парусных судов, навигационных инструментов, приборов и карт, позволявших ориентироваться в открытом море вдали от берегов. Географические открытия стали причиной не только небывалого развития торговли с дальними странами, но и множества войн между европейскими государствами. Поэтому даже торговые суда того времени имели полное боевое вооружение - артиллерию и оснащение для абордажного боя.

В 15-17 веках форма корпуса судов заметно изменилась: они стали более вместительными, с высокими носом и кормой. Такое судно было просто невозможно сдвинуть с места с помощью вёсел - оно могло плавать только благодаря многочисленным парусам. Однако парусно-гребные галеры и галеасы мало изменились - форма корпуса досталась им от античных «предков». В 16-17 веках галионы входили в состав флотов Англии, Франции и Испании. Эти военные корабли водоизмещением до 1000 тонн и длиной до 50 метров имели на вооружении 50-80 пушек и представляли собой грозную силу. Жилые помещения на галионе размещались в высокой кормовой надстройке, имевшей до семи палуб. Мореходные качества галионов были не самыми лучшими - из-за высоких бортов и громоздких кормовых помещений.

6. Ребята, посмотрите, кто-то здесь свои вещи оставил. Как вы думаете, кто? (Пираты.) Ребята, а кто такие пираты? (Люди, которые выходили на кораблях в открытое море, чтобы грабить другие суда.) Какие фильмы про пиратов вы знаете и видели? (Ответы детей.) Морские разбойники возникли в ту самую пору, когда на морских путях появились торговые корабли. Кровожадные искатели приключений и сорвиголовы наводили ужас на мирных купцов и путешественников. Кто знает, как их часто называли? (Джентльмены удачи.) А бывали такие пираты, которые нападали на вражеские суда с разрешения короля – правда, это случалось только во время войны. Таких пиратов называли корсарами или каперами. И судно их называлось – каперское судно. Среди пиратов были даже женщины. (Рассматривание иллюстраций и макетов.) Команда пиратов нередко состояла из матросов, которым не по нраву были тяжёлый флотский труд и строгая дисциплина: в поисках счастливой жизни они бежали на пиратские корабли. Но были среди них и пленники с захваченных кораблей, которые становились пиратами по принуждению.

Ребята, мы с вами знаем, что на всех кораблях есть флаги. А у пиратов был свой флаг? Как он выглядел и как назывался? (Рассматривание иллюстрации.) Флаги были разные, но чаще встречались флаги с черепом и скрещенными костями. Этот флаг считался пиратским по всему миру и был известен как Весёлый Роджер. Флаг должен был запугивать жертв, и показывать, какая судьба их ожидает. Например, череп с перекрещенными костями и песочными часами под ним означал, что время жертвы истекло и настал час её смерти. (Воспитатель показывает детям пиратские флаги, а дети отгадывают, что они означают.)

Пираты почти всегда были вооружены до зубов. Какое пиратское снаряжение вы знаете? (Ответы детей.) Без абордажной сабли, крюка и топора, а также без пистолета и кинжала им было не обойтись. Один ловкий бросок абордажного топора – и трос (толщиной в объём руки) подрублен, а этого достаточно, чтобы вражеские паруса пали. Пиратские суда были маленькие и очень маневренные. (Рассматривание иллюстраций.) Пираты старались приблизиться к своей жертве как можно незаметнее. Потом они стремительно забрасывали абордажные крючья на судно противника. Как только корабли сближались, пираты с дикими криками перелетали на борт захваченного судна, и там завязывалась ужасная схватка: в ход шли и ножи и пистолеты. А какое ещё оружие было на пиратском судне? (Пушки, ружья, гранаты.) Наиболее опасными для мирных судов считались Карибское море, Средиземное море, прибрежные воды Северной Африки и Аравии, а также Южное Китайское море, где пираты встречаются и поныне.

Ребята, а вы знаете, как жили пираты на корабле? (Воспитатель обобщает ответы детей.) Жизнь на борту корабля даже для пирата была не сахар. В шторм и любую непогоду приходилось карабкаться наверх, чтобы позаботиться о такелаже (это оснастка судна, установить или убрать паруса. Дело это порой даже опасное для жизни. После шторма или боя многое на борту нуждалось в ремонте. Следовало залатать паруса, укрепить тросы, починить мачты и доски палубы. Из кровожадных разбойников пираты превращались в корабельных плотников. А во время штиля пираты мучились от безделья и ссорились между собой. Жизнь в тяжёлых условиях скоро приводила пиратов в неприглядное состояние. Они становились грязными и дурно пахли. Во время плавания им приходилось спать в сыром, полном крыс трюме, у них не было ни овощей, ни фруктов, а из-за нехватки витаминов пираты болели цингой. Не имея на борту ни доктора, ни лекарств, многие из них могли лишь заменить отрубленную ногу на деревянный протез или надеть повязку на выбитый глаз. Пираты - это разбойники, которые путешествуют по воде. Хотя большинство пиратов целенаправленно нападали и разрушали корабли, некоторые из них также нападали на прибрежные города.

Ой, ребята, смотрите к нашему берегу приплыла бутылка. Давайте посмотрим, что там! (Находят «карту сокровищ» - план групповой комнаты, с нанесением места нахождения «сокровища». Дети вместе с воспитателем идут по карте и находят сундук, в котором лежат две игры про пиратов: «Пираты» - книжка-игрушка с наклейками и «Остров сокровищ» - игра с фишками. Воспитатель предлагает поиграть в них позже, когда вернутся обратно, в настоящее время)

7. Ребята, а кто ещё наводил ужас на мирные и торговые корабли, а также на жителей городов и деревень? (Викинги.) Что вы знаете о викингах? (Ответы детей.) Впервые они появились в Дании, Швеции и Норвегии. (Показ на географической карте или глобусе.) Когда их суда дракары приближались к чужеземным берегам, местные жители трепетали от страха. Большинство боевых кораблей было ярко раскрашено. Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть и на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающий хвост дракона. Отсюда и пришло название судна викингов. Дракары были длинные и узкие. Они были очень удобны, чтобы входить в узкие устья рек и перемещаться по ним. А также были достаточно устойчивы, чтобы выдержать морские волны. Суда викингов двигались с помощью парусов и вёсел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулём лопастной формы, установленным на корме с правого борта. Воинский предводитель храбро стоял на носу корабля. А чем были прикрыты корабли по бокам? (Щитами.) Вид этих быстролётных кораблей с изогнутыми, как змеи, носами и воинами на борту, размахивающими мечами и топорами, был действительно пугающим. На отмели у берега воины быстро спрыгивали на землю и без труда вытаскивали на берег свои корабли.

Викинги часто совершали набеги на города, деревни, церкви и монастыри. Они забирали всё ценное, поджигали дома и ранили или убивали любого, кто вставал у них на пути. Столкнувшись с противостоящей им армией, викинги тесно выстраивались в ряды, закрываясь стеной щитов. Ребята, а какое оружие было у викингов? (Ответы детей.) Они атаковали врага стрелами и копьями. Потом начиналась рукопашная схватка на мечах и топорах. Одним из любленных видов оружия викинга-солдата был боевой топор. Этот топор страшил врагов своим острым, смертоносным лезвием.

8. Развитие водного транспорта было очень важным моментом, который оказал сильное влияние на самые различные стороны жизнедеятельности людей. Плавание купцов и военных экспедиций расширило кругозор человечества, познакомило с новыми видами хозяйственной деятельности, орудиями труда, продовольственными культурами. Морские походы и Великие географические открытия резко изменили представления людей о мире, в котором они жили, в значительной мере способствовали прогрессивному развитию человечества. Расширяющиеся связи между различными территориями и материками имели и отрицательные стороны - они были причиной распространения эпидемий очень тяжелых инфекционных заболеваний.

Ребята, а кто был основателем русского флота? (Пётр I.)

Такой маленький парусный кораблик назывался ладья. (Показ иллюстрации.) Садились русские воины на ладьи свои скорые, распускали паруса и отправлялись в путь. Затем появились большие корабли. У них могло быть по 2, 3 и 4 мачты и много парусов. У парусных судов, которые бороздили моря в прошлом, очень красивые названия. В зависимости от количества парусов и их расположения различают: шхуны, каравеллы, бригантины, фрегаты. (Рассматривание иллюстраций и моделей кораблей.)

Фрегаты были самыми совершенными кораблями 17 века. Эти лёгкие, быстроходные и маневренные суда могли брать достаточно груза и при этом сохранять подвижность. Поэтому фрегаты ценились и военными, и торговцами, и морскими пиратами. Обтекаемый корпус, отсутствие высоких палубных надстроек, две батареи орудий - одна под палубой, а вторая открытая, - все эти достоинства дали кораблю долгую жизнь. Посмотрите на фото фрегатов, это великолепные белоснежные красавцы. (Показ иллюстраций.) Одним из ярких представителей семейства фрегатов является фрегат «Паллада».

Образовательное мероприятие в подготовительной группе «По морям, по волнам» (часть 1)
Фото «По морям, по волнам»
Образовательное мероприятие в подготовительной группе  (часть 1) - фото
Фото №1 Серия образовательных мероприятий в Фото №2 Подготовительная группа подготовительной группе От кареты до ракеты

Продолжение следует.

Публикации по теме:

«По морям, по волнам» конспект интегрированного занятия в средней группе«По морям, по волнам» конспект интегрированного занятия в средней группе Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «По морям, по волнам» Задачи: • Учить детей запоминать короткое стихотворение,.

Итоговое образовательное мероприятие по познавательному развитию «В гости к солнышку» во второй младшей группе .

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «По морям, по волнам» Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений Тема: «По морям, по волнам» Цель: формировать у воспитанников.

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» Образовательное мероприятие, посвященное Дню Победы Образовательное мероприятие, посвященное дню победы. Тема: Давайте, люди, никогда об этом не забудем! (к 9 Мая) Задачи: 1. Продолжать знакомить.

Образовательное мероприятие в старшей группе «От кареты до ракеты» Автор: Мусорина Т. П. воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка», педагог первой квали-фикационной категории. Цель: обобщить первичные представления.

Организованное образовательное мероприятие в подготовительной группе по теме «Дружим с зубной щеткой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский.

Открытое образовательное мероприятие для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Семь чудес света» Открытое образовательное мероприятие для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Семь чудес света древнего.

Осеннее развлечение в день рождения «По морям, по волнам» в старшей-подготовительной группе .

Сценарий праздника 8 Марта в подготовительной к школе группе «По морям, по волнам» Сценарий праздника 8 Марта В подготовительной к школе группе 2016г. Под музыку входят мальчики, становятся по 2 стороны зала, Затем входят.

Сценарий выпускного праздника «По морям, по волнам…» .

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательное мероприятие в подготовительной группе «По морям, по волнам» (часть 1)
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 14:11
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательное мероприятие в подготовительной группе «По морям, по волнам» (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Верховцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД