Татьяна Данилова
Сенсорное воспитатние
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сенсорное воспитание.
Цели занятий: коррекционно-развивающие - формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо-зрительной основе, воспроизведения устной речи, развития мелкой моторики, творческого самовыражения, развития мыслительных функций.
Тип занятия: продуктивный.
Форма занятия: индивидуальная.
Формы контроля: итоговый контроль в форме выполнения контрольно-тестовых заданий.
Публикация «Сенсорное воспитатние» размещена в разделах
Учебно-методическое обеспечение: используются методические пособия и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире.
Время реализации занятия: одно занятие – 15 мин.
План:
• Приветствие.
• Разминка.
• Основная часть.
• Упражнения для релаксации.
• Прощание.
Планируемые результаты на каждом этапе занятия: воспроизведение устной речи, развитие мелкой моторики, развитие мыслительных функций.
Занятие 1.
Цель: Обучить ребенка выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств – величины и формы – из четырех возможных. Закрепить умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.
Материал: решетки с вкладышами следующих сенсорных характеристик : большие и малые круги, квадраты, треугольники, овалы, две длинные палочки по 20 см. для изображения паровоза.
Ход занятия:
Приветствие – Воспитатель : «Добрый день! Сегодня мы с тобой прокатимся на паровозике Ромашка до станции «Интересных заданий».
Разминка – Воспитатель : «Ну что поехали! Возьми в руки две палочки и представь что ты машинист паровоза! Когда паровоз движется, он издаёт звук «Ту-Ту», а когда останавливается, раздается звук «У-У». Воспитатель показывает, как движется паровоз по комнате и вокруг стульчика. Воспитатель : «Ну что мы приехали! Садись за столик!»
Основная часть – Воспитатель соединяет решетки таким образом, чтобы получилась пирамида. Составив решетки вместе, воспитатель берет соответствующие вкладыши четырех разновидностей и обращает внимание ребенка на то, сегодня «дом» (решетки) большой, новый. Далее он поясняет, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо посмотреть внимательно: окна есть большие и маленькие. Воспитатель жестом обводит разные отверстия, затем объясняет, что окна разные не только по величине, но и по форме. Показывая на круглые отверстия, воспитатель поясняет : «Вот такие, круглые». Продемонстрировав так же квадратные, овальные и треугольные: «Эти окошки вот такие, они другой формы». Предлагает взять по любому большому предмету, отыскать соответствующие окошки и закрыть их, затем маленькими вкладышами этой же формы предлагает закрыть соответствующие отверстия. И так поворачивая пирамиду закрыть все окошки.
Упражнения для релаксации – «Штанга»
Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем, держим, держим и… бросаем.
Наши мышцы не устали и ещё послушней стали.
Нам становится понятно – расслабление приятно.
Прощание – Наше путешествие заканчивается, и нам необходимо возвращаться. Возьми в руки две палочки и представь что ты машинист паровоза! Когда паровоз движется, он издаёт звук «Ту-Ту», а когда останавливается, раздается звук «У-У». Поехали! Мы приехали и нам пора прощаться.
До свидания!
Занятие 2.
Цель: Закрепить у ребенка умение группировать однородные объекты по цвету.
Материал: Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого, руль для изображения автобуса.
Ход занятия:
Приветствие – Воспитатель : «Добрый день! Сегодня мы с тобой прокатимся на автобусе Бибике до остановки «Интересных заданий»
Разминка – Воспитатель : «Ну что поехали! Возьми в руки руль представь, что ты водитель автобуса! Когда автобус движется, он издаёт звук «Р-Р», а когда останавливается, раздается звук «Ш-Ш». Воспитатель показывает, как движется автобус по комнате и вокруг стульчика. Воспитатель : «Ну что мы приехали! Садись за столик!»
Основная часть – Воспитатель показывает ребенку 5 палочек одного (синего) и 5 палочек другого (красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание ребенка фиксируется на том, что палочки разные. Показывая ребенку палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у нее есть еще палочка такого цвета. Продемонстрировав предмет синего цвета, она говорит, что у нее есть палочка и такого цвета. Затем педагог группирует предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета, и кладет их вместе. Таким же образом ребенку показывается прием группировки всех цветов. Ребенок оперирует с предметами следующих цветовых сочетаний: красный – синий, желтый – зеленый, черный – белый, оранжевый – фиолетовый. После того как ребенок рассортирует палочки предложенных цветов, ему предоставляется возможность выполнить задание еще раз, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный – оранжевый, оранжевый – желтый, зеленый – синий, синий – фиолетовый.
Упражнения для релаксации – «Кулачки»
Руки на коленях,
Кулачки сжаты.
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Опускаем, разжимаем…
Прощание – Наше путешествие заканчивается, и нам необходимо возвращаться. Возьми в руки руль представь, что ты водитель автобуса! Когда автобус движется, он издаёт звук «Р-Р», а когда останавливается, раздается звук «Ш-Ш». Поехали! Мы приехали и нам пора прощаться.
До свидания!
Занятие 3.
Цель: Фиксировать внимание ребенка на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал: Коробка с мозаикой из восьмиугольных элементов. В коробку помещают 1 элемент белой и 8 элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики. Длинная палочка с головой лошадки.
Ход занятия:
Приветствие – Воспитатель : «Добрый день! Сегодня мы с тобой прокатимся на лошадке по кличке Маруся до деревни «Интересных заданий»
Разминка – Воспитатель : «Ну что поехали! Садись на лошадку! Когда лошадка движется, нужно говорить «Но-Но», а когда останавливается, нужно говорить «Тр-Тр». Воспитатель : «Ну что мы приехали! Садись за столик!»
Основная часть – Воспитатель начинает занятие с прочтения стихотворения Т. Волгиной
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы –
Полное корытце.
Воспитатель показывает ребенку белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета у нас будут цыплятки». Воспитатель размещает в отверстии панели 1 элемент белой мозаики и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета. Затем размещает за курочкой 1 элемент желтой мозаики – цыпленка. Предлагает ребенку найти 1 цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Поле того как все цыплята будут размещены «гуськом» за курочкой, ребенку предлагается самостоятельно разместить курочку и цыплят. Сначала «гуськом», затем кружком вокруг курочки, и так далее, показывая где курочка, а где цыплята. Упражнение может сопровождаться воспроизведением писка цыплят «Пи-Пи-Пи» и курочки «Ко-Ко-Ко».
Упражнения для релаксации – «Лягушата»
Вот понравится лягушкам –
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну и перестану,
И нисколько не устану!
Прощание – Наше путешествие заканчивается, и нам необходимо возвращаться. Садись на лошадку! Когда лошадка движется, нужно говорить «Но-Но», а когда останавливается, нужно говорить «Тр-Тр». Поехали! Мы приехали и нам пора прощаться.
До свидания!